Рубрика «функциональное программирование» - 3

Refined типы в Scala - 1

В процессе написания программ мы часто сталкиваемся с данными, для которых возможен только ограниченный набор значений. Например, возраст, который не может быть отрицательным или email, который может иметь только определенный формат строки. При использовании примитивных типов (Int, String) приходится писать различные валидаторы, поскольку такие типы:

Эта статья является переводом материала «Immutable architecture».

В этом посте автор оригинала хотел бы показать общий подход к внедрению иммутабельности в кодовую базу на архитектурном уровне.

Иммутабельность, состояние и побочные эффекты

Прежде чем мы начнем, давайте определим термины. Скорее всего, вы уже сталкивались с ними.

Читать полностью »

Эта статья является переводом материала «What is functional programming?».

В этой статье Владимир Хориков попытается ответить на вопрос: что такое функциональное программирование?

Функциональное программирование

Итак, что такое функциональное программирование? Этот термин возникает довольно часто, и каждый автор, пишущий о нем, дает собственное объяснение. На взгляд автора оригинала, самым простым и в то же время точным определением является следующее: функциональное программирование - это программирование с математическими функциями.

Читать полностью »

Введение

Сам по себе Kotlin очень мощный инструмент, но многие часто используют его не на полную мощность, превращая его в какую-то... Java 6. Попробую рассказать почему так делать не надо и как использовать функциональные фичи языка на полную.

Функции высшего порядка

Начну с них. И, заодно, расскажу что это вообще такое: когда функция принимает другую функцию как параметр или возвращает ее - это функция высшего порядка. Просто, не правда ли? Но как этим пользоваться?

То, что функции в Котлине могут получать и возвращать другие функции для нас должно означать то, что мы можем записать их в переменную. Выглядеть это будет как-то так:

Читать полностью »

Обзор библиотеки lens-js и эксперименты с котиками.

Данные — это, в действительности, важная часть Вашего будущего приложения или отдельной библиотеки. Важна их структура, целостность, а также и подходы к организации их хранения и обработки. Задача, прямо скажем, не тривиальна, особенно в масштабах корпоративных проектов. Одно из решений — использование менеджера состояния, об одном из которых, тут пойдёт речь.

Линзы

И так, что же такое «Линзы»? Проще всего ответить тезисно - линзы это:

Используйте парсинг вместо контроля типов - 1

В 2019 году была написана потрясающая статья Parse, don’t validate. Я крайне рекомендую изучить её всем программистам (а также недавнее дополнение к ней Names are not type safety). Её основная идея заключается в том, что существует два способа проверки валидности входящих данных функции:

  • Валидатор проверяет входящие данные на правильность и в случае их неправильности выдаёт ошибку. Он ничего не возвращает. Например, он может проверять, не пуст ли список.
  • Парсер делает то же самое, что и валидатор, но возвращает более конкретное представление входящих данных, обеспечивающее соответствие требуемого свойства. Например, он проверяет, не пуст ли список, и возвращает тип NonEmptyList.

Главное утверждение, сделанное в этой статье — что парсеры предпочтительнее, чем валидаторы. Её основной посыл — нужно сделать недопустимые состояния непредставимыми (unrepresentable). В статье это реализовано с помощью использования системы типов. Я полностью согласен с такой философией, но хотел бы выделить и более подробно обсудить один из ироничных аспектов аргументации:

Инструмент контроля типов является хрестоматийным примером валидатора!

Ведь в конечном итоге инструмент контроля типов получает на входе уже подвергнутое парсингу представление программы и «бракует» его, если не удаётся выполнить контроль типов. Он не возвращает более конкретного представления программы. (Не стоит путать это с выводом типа, который возвращает больше информации, но только касательно типов).

Какой же может быть альтернатива инструменту контроля типов в виде парсера для языка программирования?
Читать полностью »

Сколько раз вы слышали эту мантру "монады не композируются"? Я потратил достаточно много времени, чтобы попробовать опровергнуть это утверждение, пытаясь решить проблему в лоб. Но как и многие вещи в математике, порой, чтобы попробовать что-то понять, иногда стоит сменить масштаб.

Рекомендуется прочитать первую и вторую части этой серии, если вы еще этого не сделали.

Когда мы хотим слить два эффекта в один, то есть сцепить их в трансформер, у нас есть два варианта: вложить левый в правый, либо правый в левый. Эти два варианты определены со схемами TU и UT:

Читать полностью »

Привет! Меню зовут Юрий Богомолов, и вы (возможно) можете меня знать по моей работе над серией #MonadicMondays в твиттере, по каналу на ютьюбе или статьям на Medium или dev.to. В русскоязычном сегменте интернета очень мало информации по функциональному программированию на TypeScript и одной из лучших экосистем для этого языка — библиотеке fp-ts, в экосистему которой я достаточно активно контрибьютил некоторое время назад. Этой статьей я хочу начать рассказ о ФП на TypeScript, и если будет положительный отклик от хабрасообщества, то продолжу серию.

Думаю, ни для кого не станет откровением то, что TypeScript является одним из самых популярных надмножеств JS со строгой типизацией. После включения строгого режима компиляции и настройки линтера на запрет использования any этот язык становится пригодным для промышленной разработки во многих сферах — от CMS до банковского и брокерского ПО. Для системы типов TypeScript были даже неофициальные попытки доказательства полноты по Тьюрингу, что позволяет применять продвинутые техники тайп-левел программирования для обеспечения корректности бизнес-логики при помощи техник «making illegal states unrepresentable».

Всё вышеперечисленное дало толчок к созданию для TypeScript замечательной библиотеки для функционального программирования — fp-ts за авторством итальянского математика Джулио Канти. Одна из первых вещей, с которой сталкивается человек, желающий ее освоить, — весьма специфичные определения типов вида Kind<URI, SomeType> или interface SomeKind<F extends URIS> {}. В этой статье я хочу подвести читателя к пониманию всех этих «сложностей» и показать, что на самом деле всё очень просто и понятно — стоит только начать раскручивать этот паззл.

Читать полностью »

В этой статье мы:

  • Познакомимся с сопряженными функторами
  • Узнаем, как отвечать на вопрос «что такое каррирование»
  • Притворимся, что у нас есть состояние (если есть только функции)
  • И вдогонку поиграемся с примитивной оптикой (линзами)

И все это с помощью нескольких определений теории категорий и двух простейших конструкций: стрелки и запятой.

Повесть о стрелке и запятой - 1
Читать полностью »

Разработка моего статически типизированного скриптового языка Umka вошла в ту стадию, когда потребовалась проверка языковых возможностей на более сложных примерах, чем скрипты в пару десятков строк. Для этого я решил реализовать на своём языке интерпретатор Lisp. На это меня вдохновил педагогический эксперимент Роба Пайка, одного из создателей языка Go. Недавно Пайк опубликовал маленький интерпретатор Lisp на Go. Особенно впечатлило замечание Пайка, что описание интерпретатора заключено на одной странице 13 древнего Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js