Камни древних храмов умеют разговаривать, но мало кто им внемлет. Вселенная наполнена звуками, которые мы, люди, не слышим; цветами, которые не видим: иногда дело в объективных ограничениях тела и духа, но бывают также и субъективные причины — недостаток знаний и навыков или неумение ими пользоваться в повседневной практике. Яркий пример второго в мире программирования — сигнатуры функций. Дети ОО-мира в лучшем случае мыслят интерфейсами — это близко, но «не совсем то» и чем внимательнее становишься, тем больше это превращается в «совсем не то». А сигнатуры функций тоже умеют разговаривать.
Читать полностью »
Рубрика «функциональное программирование» - 14
«Свет мой — зеркальце! — скажи, да дуал мой покажи…»: спроектируй один хороший фреймворк и получи второй в подарок
2019-01-25 в 13:27, admin, рубрики: ооп, Программирование, функциональное программированиеИзоморфизм спешит на помощь
2019-01-20 в 8:40, admin, рубрики: изоморфизм, математика, ооп, Программирование, функциональное программирование«Изоморфизм» — одно из базовых понятий современной математики. На конкретных примерах на Haskell и C# я не только растолкую теорию для нематематиков (не используя при этом никаких непонятных математических символов и терминов), но и покажу как этим можно пользоваться в повседневной практике.
Сколькими способами можно записать факториал на Scheme?
2019-01-19 в 11:22, admin, рубрики: haskell, Scheme, ненормальное программирование, Программирование, факториал, функциональное программированиеЗлые языки утверждают, что функциональные языки программирования — «языки для написания факториалов». Чаще всего так определяют язык Haskell, мы же начнем с того функционального языка, который сильно повлиял и на Haskell, и на подмножество средств для функционального программирования многих других языков — язык Scheme. По-крайней мере, map
и for-each
, filter
и reduce
, а так же apply
и eval
пришли в наши любимые языки программирования если не именно из Scheme, то в том числе и оттуда.
Рассмотрим некоторые возможные способы записи вычисления факториала. Заодно получится своеобразная ода языку программирования Scheme. Думаю, этот замечательный язык того вполне заслуживает.
У меня получилось 10 вариантов записи определений функций, которые можно свести к 3 основным способам вычисления: традиционному линейно-рекурсивному вычислительному процессу, итерации, генерации последовательности чисел с последующей сверткой умножением. Предлагаю рассмотреть эти варианты подробнее. Попутно мы рассмотрим: оптимизацию хвостовой рекурсии, функции высших порядков и метапрограммирование, отложенные вычисления, бесконечные списки, мемоизацию, способ создать статическую переменную в Scheme и гигиенические макросы.
Аппликативные парсеры на Haskell
2019-01-15 в 18:37, admin, рубрики: functional programming, haskell, parser, tutorial, Программирование, разбор текста, функциональное программированиеМотивация
Когда я только начинала осваивать Haskell, меня очень раздражало повсеместное использование сложных абстракций вместо каких-то конкретных решений. Мне казалось, что гораздо лучше всегда следовать принципу KISS и писать велосипеды с использованием элементарных конструкций языка, чем разбираться во всех этих классах типов, чтобы где-то в итоге написать одну якобы удобную конструкцию.
Мне не хватало хорошего примера, где бы окупались усилия, потраченные на освоение "матчасти". Для меня одним из самых удачных таких примеров оказались парсеры. Теперь я довольно часто рассказываю про них, когда у меня спрашивают, для каких распространённых задач можно красиво использовать Haskell.
Я хочу предложить начинающим тоже пройти этот путь и создать с нуля небольшую базу функций для удобной реализации парсеров, а затем использовать её для написания собственного парсера, код которого будет практически дословно повторять грамматику, по которой осуществляется разбор.
Надеюсь, кому-то это поможет перебороть страх абстракций и научит уместно их использовать (да, я всё ещё считаю, что иногда бывает эффективней написать велосипед).
Ленивые функции в JavaScript
2019-01-12 в 15:26, admin, рубрики: functional programming, future, javascript, sanctuary, функциональное программированиеПривет!
Подумал я тут рассказать вам о том, как в JavaScript с помощью библиотеки Fluture можно создавать и использовать ленивые функции. Это будет краткий обзор на то, как создавать функции, как обрабатывать ошибки и чуть-чуть про параллелизм. Функциональным программированием мозги парить не буду! Обещаю!
Функциональная обработка ошибок в Kotlin с помощью Arrow
2019-01-06 в 12:20, admin, рубрики: arrow, kotlin, функциональное программированиеПривет!
Все любят runtime exceptions. Нет лучшего способа узнать о том, что что-то не было учтено при написании кода. Особенно — если исключения обваливают приложение у миллионов пользователей, и эта новость приходит паническим email'ом с портала аналитики. В субботу утром. Когда ты в загородной поездке.
После подобного всерьез задумываешься о обработке ошибок — и какие же возможности предоставляет нам Kotlin?
Первым на ум приходит try-catch. По мне — отличный вариант, но у него есть две проблемы:
- Это как-никак лишний код (вынужденная обертка вокруг кода, не лучшим образом сказывается на читаемости).
- Не всегда (особенно при использовании сторонних библиотек) из блока catch возможно получить информативное сообщение о том, что конкретно вызвало ошибку.
Давайте посмотрим во что try-catch превращает код при попытке решения вышеозвученных проблем.
Читать полностью »
Принципы функционального программирования в JavaScript
2018-12-26 в 9:00, admin, рубрики: javascript, Блог компании RUVDS.com, разработка, Разработка веб-сайтов, функциональное программированиеАвтор материала, перевод которого мы публикуем сегодня, говорит, что он, после того, как долго занимался объектно-ориентированным программированием, задумался о сложности систем. По словам Джона Оустерхаута, сложность (complexity) — это всё, что делает тяжелее понимание или модификацию программного обеспечения. Автор этой статьи, выполнив некоторые изыскания, обнаружил концепции функционального программирования наподобие иммутабельности и чистых функций. Применение таких концепций позволяет создавать функции, не имеющие побочных эффектов. Использование этих функций упрощает поддержку систем и даёт программисту некоторые другие преимущества.
Здесь мы поговорим о функциональном программировании и о некоторых его важных принципах. Всё это будет проиллюстрировано множеством примеров кода на JavaScript.
Читать полностью »
Функциональное мышление. Часть 7
2018-12-24 в 7:00, admin, рубрики: .net, F#, fsharp, fsharplangru, microsoft, Блог компании Microsoft, математика, Программирование, функциональное программированиеПродолжаем нашу серию статей о функциональном программировании на F#. Сегодня у нас очень интересная тема: определение функций. В том числе, поговорим об анонимных функциях, функциях без параметров, рекурсивных функциях, комбинаторах и многом другом. Заглядывайте под кат!
Функциональное мышление. Часть 6
2018-12-14 в 7:00, admin, рубрики: .net, F#, fsharp, fsharplangru, microsoft, Блог компании Microsoft, математика, Программирование, функциональное программированиеПродолжаем нашу серию статей о функциональном программировании на F#. Сегодня расскажем об ассоциативности и композиции функций, а также сравним композицию и конвейер. Заглядывайте под кат!
Как обрабатывать ошибки на JVM быстрее
2018-12-06 в 15:03, admin, рубрики: Either, exception, exception handling, functional programming, java, scala, throw, validation, Программирование, функциональное программированиеСуществуют различные способы обработки ошибок в языках программирования:
- стандартные для многих языков исключения (Java, Scala и прочий JVM, python и многие другие)
- коды статуса или флаги (Go, bash)
- различные алгебраические структуры данных, значениями которых могут быть как успешные результаты так и описания ошибок (Scala, haskell и другие функциональные языки)
Исключения используются очень широко, с другой стороны о них часто говорят, что они медленные. Но и противники функционального подхода часто апеллируют к производительности.
Последнее время я работаю со Scala, где в равной мере я могу использовать как исключения так и различные типы данных для обработки ошибок, поэтому интересно какой из подходов будет удобнее и быстрее.
Сразу отбросим использование кодов и флагов, так как этот подход не принят в JVM языках и по моему мнению слишком подвержен ошибкам (прошу прощения за каламбур). Поэтому будем сравнивать исключения и разные виды АТД. Кроме того АТД можно рассматривать как использование кодов ошибок в функциональном стиле.
UPDATE: к сравнению добавлены исключения без стек-трейсов