По следам «четырёх стаканов» или нужно ли знание точных математических формул физических процессов, или достаточно базовых знаний и логики рассуждений.
«Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто»
Макс фон Лауэ, Беррес Фредерик Скиннер, Джордж Галифакс и, возможно, кто-то ещё.
Не только вся разумная человеческая жизнь (ключевое слово – разумная), но и жизнь вообще стремится к оптимизации процессов жизнедеятельности. Заметьте, не к минимизации, а к оптимизации, т.е. к повышению т.н. условного КПД процесса. Т.е. достижению результата с минимальными усилиями.
Начав читать статью «Задача про четыре стакана», ожидал общих рассуждений и появления формул в общем виде чисто для иллюстрации и наглядности. Однако, автор решил быть пунктуально строг. Да, он рассмотрел задачу и решил её довольно красиво. Однако, возник вопрос, можно ли её решить верно, не прибегая к конкретным формулам описания физического процесса? Решить, так сказать, на пальцах? Давайте попробуем. Итак (повторю исходные, вводные данные) имеем две пары одинаковых стаканов, в каждой из которых один стакан наполнен «холодной» водой, другой – «горячей».
Суть эксперимента: смешиваем воду из первой пары и ждём 10 минут. Смешиваем воду из второй пары стаканов. Замеряем температуру обоих смесей воды. В какой смеси температура будет выше/ниже или она будет одинакова?
Что главное в такого рода задачах-загадках? Главное – фраза «при всех прочих равных условиях».
Читать полностью »