Рубрика «философия» - 6

Философия информации, часть 7-я, заключительная. Системообразование - 1

Окончание стартовавшей отсюда семисерийной сказки.
Читатели вполне справедливо жаловались на то, что в предыдущих главах было много хитро накрученных абстрактных теоретических построений с не очевидной практической полезностью. В последней главе попробуем сконцентрироваться на сугубо прикладных и очень жизненных аспектах.

Читать полностью »

Изменение восприятия сложности - 1
Хочу поделиться очень субъективными мыслями об изменении отношения к сложности за последние лет 50. Возможно, мои наблюдения касаются всей инженерии, но я поостерегусь и буду писать только про разработку ПО.

В последние годы мне стало казаться, что я упускаю что-то в методах разработки ПО. Весь мир радостно и с песней ускоряется, создаёт софт всё быстрее и быстрее, а я торможу. Чтобы не отставать, приходится преодолевать внутренний барьер неясной природы, действовать за границей которого выгодно но неприятно (мне). Не понятно почему выгодно. И не понятно почему неприятно.

Сегодня понял. В былые времена со сложностью боролись, теперь её игнорируют принимают. Переход между этими воззрениями был долгим и плавным, но уже можно видеть разительные отличия.

Я же учился в основном по материалам, созданным в прошлом веке, «древним манускриптам», да ещё и научную фантастику читал классическую, поэтому невольно стал приверженцем «старой школы». В чем же разница?
Читать полностью »

Философия информации, глава 2. Существование информации - 1

Перед прочтением этого текста рекомендуется прочитать начало этой истории. Иначе будет не понятно, зачем понадобилось выстраивать сложную конструкцию вместо того, чтобы сделать как обычно, по-простому.

Содержание

Ранее:
 Введение | Краткая история вопроса | Глава 1. Дуализм

Глава 2. Существование информации
  Сигналы и контексты
  Измерение информации
  «Информация» в физике
  Данные
  Информация в числе пи
  Итоги главы

coming soon...
 Глава 3. Основания
 Глава 4. Системы
 Глава 5. Целенаправленно действующий субъект
 Глава 6. Существа
 Глава 7. Системообразование
 Заключение

Читать полностью »

image

Раньше у меня была куча времени, чтобы читать научно-популярные книги: по разработке, саморазвитию, управлению финансами, маркетингу, computer science. Сейчас же ситуация поменялась и накопленные знания уже применяются на практике, а когда появляется свободная минутка, приоритет сместился в сторону «просто потупить». Странно начинать пост в разделе Научно-популярное с такой реплики, не правда ли? Но причина проста: загруженная рабочая неделя и разного рода бытовые вопросы, оставляют свободное время в основном для отдыха мозга. Однако же и на “потупить-сайтах” нашлось место для философских постов. Один человек спросил: «А зачем вы живете? Опишите одной фразой». Под постом образовалась сотня комментариев с дружелюбными и не очень дискуссиями. Вы должно быть слышали, что такое ментальный триггер. Так вот подобного рода вопросы и есть триггерами к тому, чтобы описать весь свой опыт и прийти к какой-нибудь ясности.

К слову сказать, еще никто за всю историю человечества не нашел единого ответа на вопрос — «в чем смысл жизни?».

Если ответить универсально, что якобы смысл для каждого свой — значит ничего не ответить. Но тем не менее, пытаясь прояснить этот вопрос для себя, можно выстроить определенную систему которая позволит понять и формализовать этот смысл. А затем и провести аналогию с чем-то материальным и осязаемым, в отличии от того, что за пределами привычного восприятия.

Для моделирования реальности хорошо подходят игры. Или другими словами геймификация. Разного рода симуляторы, игры Cashflow, Монополия и прочие — отличная модель реальной жизни. Собственно ниже описана модель реальной жизни на основе игры Пинбол (YALM)

Читать полностью »

Мост из ниоткуда: можно ли получить что-либо из ничего? - 1

«Вопрос бытия – темнейший во всей философии». Так заключил Уильям Джеймс, размышляя над самой основной из загадок: как что-то возникло из ничего? Этот вопрос выводит из себя, решил Джеймс, поскольку требует объяснения, отрицая саму возможность его наличия. «Для перехода из ничего в бытие не существует логического моста», писал он.

В науке объяснения строятся на причинах и следствиях. Но если ничто на самом деле ничто, у него нет возможности стать причиной. Дело не в том, что мы не можем найти правильного объяснения – просто перед лицом «ничто» объяснение не работает.

Этот отказ бьёт по больному месту. Мы существа, любящие повествования. Наши простейшие понятия приходят через истории, а как нечто появилось из ничего – это самая главная история, доисторическая повесть, более фундаментальная, чем «путешествие героя» или «парень встречает девушку». Но эта история подрывает суть истории. Эта повесть соткана из самоуничтожения и парадокса.
Читать полностью »

Однажды программисты погубят этот мир - 1

1. История первая: воспоминание

Когда я был маленьким и ходил еще в младшую школу, со мной приключилась такая история. На перемене я с несколькими друзьями находился в классе, когда с полки сам собой упал цветок. На нашу беду тут же вошла наша учительница и безо всяких разбирательств обвинила нас в хулиганстве. Красной ручкой были сделаны записи о плохом поведении в дневник, вызваны родители. Это было так обидно и не понятно, что навсегда врезалось мне в память. С тех пор я часто размышлял, что же заставило цветок упасть?

А ведь самое логичное объяснение — он сам упал. Просто он рос, выбрасывал новые побеги, развивал и наращивал массу. Тянулся к солнцу. Однажды проекция центра тяжести цветка вышла за пределы опоры и он опрокинулся.

Не знаю, зачем я это все пишу. Возможно меланхолия пришла вместе с осенью и желтыми листьями. Иногда мне кажется, что наука программирования так стремительно развивается, так идет вперед семимильными шагами, так быстро создает новые технологии, что однажды человек не сможет все это обуздать.
Читать полностью »

В данной статье я отвечу на следующие вопросы: есть ли Бог, судьба, как устроена реальность, есть ли ничто и бесконечность, можно ли предсказать будущее и чем отличается сильный ИИ от человека? Данная статья будет интересна всем и скорее всего вызовет огромный поток комментариев. В статье будут даны ответы на все вопросы из заголовка с не очевидным объяснением.

Ответы на важнейшие вопросы жизни и все такого - 1
Читать полностью »

Эра нейросетевого искусственного интеллекта в самом разгаре! Настоящий прорыв за последние годы — нейросети распознают не только речь, картинки с животными, сложные сцены, но даже описывают их словами! (NeuralTalk). На нейросетях делают боты, которые пока плохо, но уже что-то отвечают. Нейросети сочиняют музыку и пишут стихи. По сценарию нейросети даже собираются снять фильм! Скоро, пророчат журналисты, совсем скоро они буду управлять машинами, банками, корпорациями, странами. «И все будут летать на дилижансах» — так мечтали в начале прошлого века. Так мечтает сейчас о нейросетевом будущем его создатели. Говорят, что они скоро обгонят человека во всем. Нейросети уже обыграли человека в шахматы, го, в japard (Своя игра). И поэтому они называют свои творения не меньше, чем Искусственный интеллект. Распознал лошадь на картинке — искусственный интеллект. Почему интеллект? Потому что раньше это умел делать только человек. Странно, почему тогда ранее искусственным интеллектом не назвали калькулятор. Верно ли тогда так называть нейросети?

Конечно, нейросеть на порядки сложнее калькулятора. Но, если посмотреть на итог работы нейросети без предвосхищения интеллекта, это просто классификатор! Причем регрессивного характера — множество входов она сводит к выбору нескольких вариантов (кроме ассоциативных сетей и машины Больцмана). Реле, только с более сложным входом. Мне казалось, что интеллект — это как минимум способность рассуждать. И пока ни одна сеть не может построить хотя бы простейший силлогизм, называть ее интеллектом мягко говоря рановато. Я уж не говорю о более сложных задачах. Например,
Читать полностью »

Механика игр-дебатов на примере Socrates Jones: Pro Philosopher - 1

Сегодня я хочу рассказать про игру с необычным гэймплэйем, это Socrates Jones: Pro Philosopher. Я надеюсь что эта статья вдохновит кого-нибудь на создание игр с такой же или похожей механикой. Хотя разумеется игра никак не может претендовать на то чтобы заменить собой диспуты с образованным и культурным оппонентом, это скорее логическая головоломка с единственным верным решением, однако возможно знакомство с опытом её созданием и идеями на которых она базируются будет полезно для тех кто хочет создать головоломку в этом же духе.

По сюжету главный герой по имени Сократ попадает в аварию и по ошибке оказывается в своего рода «загробном мире для философов». Его единственный шанс вернуться в мир живых — принять вызов Арбитра и разгадать древшейшую загадку философии — природу морали, то есть «Найти природу морали и нравственности, которая не будет иметь изъянов, противоречий и будет соответствовать реалиям мира». Если Арбитр найдёт ответ убедительным, то он отпустит Сократа в мир живых. В противном случае Сократа переведут в загробный мир для бухгалтеров.

Сам Сократ несмотря на своё имя является простым бухгалтером и об философии ни слухом ни духом, поэтому прямо дать даже мало мальски внятный ответ на данный вопрос он не в состоянии. Однако местные мыслители решили ему помочь и рассказать об своих взглядах на природу морали, а уж он после критической оценки сможет выбрать самый убедительный. Попытка на правильный ответ даётся только одна, поэтому Сократ должен крайне критично проанализировать предложенные ему взгляды на возможные изъяны. Под катом расписывается механика диспутов его идейного вдохновителя, серии игр Ace Attorney и собственно
механика диспутов самой игры.

Читать полностью »

Когда-то я наткнулся на ряд произведений, написанных коллективом авторов, называющих себя "Внутренний предиктор СССР" (ВП СССР). Коллектив ставит себе задачу сформировать и сформулировать максимально широкую мировоззренческую концепцию. То, что получилось на данный момент, названо "Концепцией общественной безопасности" (КОБ). Она произвела на меня большое впечатление масштабом и глубиной и изменила мой взгляд на привычные вещи.

Многие привыкли представлять себе мир как соединение материи, энергии, пространства и времени. Мы усвоили это в том или ином виде еще со школы и не задумываемся, что такое понимание может быть не правильным и вести к ошибкам. Именно эту мысль и проводят авторы КОБ. Они утверждают, что мир состоит из единства Материи, Информации и Меры и что в основу миропонимания нужно положить именно эти понятия, так как "энергия", "пространство" и "время" выводимы из них. Вникая в это, я, неожиданно для себя, обнаружил тесную связь с понятиями объектно-ориентированного программирования. В статье я хочу показать эту связь.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js