Рубрика «философия» - 6

В данной статье я отвечу на следующие вопросы: есть ли Бог, судьба, как устроена реальность, есть ли ничто и бесконечность, можно ли предсказать будущее и чем отличается сильный ИИ от человека? Данная статья будет интересна всем и скорее всего вызовет огромный поток комментариев. В статье будут даны ответы на все вопросы из заголовка с не очевидным объяснением.

Ответы на важнейшие вопросы жизни и все такого - 1
Читать полностью »

Эра нейросетевого искусственного интеллекта в самом разгаре! Настоящий прорыв за последние годы — нейросети распознают не только речь, картинки с животными, сложные сцены, но даже описывают их словами! (NeuralTalk). На нейросетях делают боты, которые пока плохо, но уже что-то отвечают. Нейросети сочиняют музыку и пишут стихи. По сценарию нейросети даже собираются снять фильм! Скоро, пророчат журналисты, совсем скоро они буду управлять машинами, банками, корпорациями, странами. «И все будут летать на дилижансах» — так мечтали в начале прошлого века. Так мечтает сейчас о нейросетевом будущем его создатели. Говорят, что они скоро обгонят человека во всем. Нейросети уже обыграли человека в шахматы, го, в japard (Своя игра). И поэтому они называют свои творения не меньше, чем Искусственный интеллект. Распознал лошадь на картинке — искусственный интеллект. Почему интеллект? Потому что раньше это умел делать только человек. Странно, почему тогда ранее искусственным интеллектом не назвали калькулятор. Верно ли тогда так называть нейросети?

Конечно, нейросеть на порядки сложнее калькулятора. Но, если посмотреть на итог работы нейросети без предвосхищения интеллекта, это просто классификатор! Причем регрессивного характера — множество входов она сводит к выбору нескольких вариантов (кроме ассоциативных сетей и машины Больцмана). Реле, только с более сложным входом. Мне казалось, что интеллект — это как минимум способность рассуждать. И пока ни одна сеть не может построить хотя бы простейший силлогизм, называть ее интеллектом мягко говоря рановато. Я уж не говорю о более сложных задачах. Например,
Читать полностью »

Механика игр-дебатов на примере Socrates Jones: Pro Philosopher - 1

Сегодня я хочу рассказать про игру с необычным гэймплэйем, это Socrates Jones: Pro Philosopher. Я надеюсь что эта статья вдохновит кого-нибудь на создание игр с такой же или похожей механикой. Хотя разумеется игра никак не может претендовать на то чтобы заменить собой диспуты с образованным и культурным оппонентом, это скорее логическая головоломка с единственным верным решением, однако возможно знакомство с опытом её созданием и идеями на которых она базируются будет полезно для тех кто хочет создать головоломку в этом же духе.

По сюжету главный герой по имени Сократ попадает в аварию и по ошибке оказывается в своего рода «загробном мире для философов». Его единственный шанс вернуться в мир живых — принять вызов Арбитра и разгадать древшейшую загадку философии — природу морали, то есть «Найти природу морали и нравственности, которая не будет иметь изъянов, противоречий и будет соответствовать реалиям мира». Если Арбитр найдёт ответ убедительным, то он отпустит Сократа в мир живых. В противном случае Сократа переведут в загробный мир для бухгалтеров.

Сам Сократ несмотря на своё имя является простым бухгалтером и об философии ни слухом ни духом, поэтому прямо дать даже мало мальски внятный ответ на данный вопрос он не в состоянии. Однако местные мыслители решили ему помочь и рассказать об своих взглядах на природу морали, а уж он после критической оценки сможет выбрать самый убедительный. Попытка на правильный ответ даётся только одна, поэтому Сократ должен крайне критично проанализировать предложенные ему взгляды на возможные изъяны. Под катом расписывается механика диспутов его идейного вдохновителя, серии игр Ace Attorney и собственно
механика диспутов самой игры.

Читать полностью »

Когда-то я наткнулся на ряд произведений, написанных коллективом авторов, называющих себя "Внутренний предиктор СССР" (ВП СССР). Коллектив ставит себе задачу сформировать и сформулировать максимально широкую мировоззренческую концепцию. То, что получилось на данный момент, названо "Концепцией общественной безопасности" (КОБ). Она произвела на меня большое впечатление масштабом и глубиной и изменила мой взгляд на привычные вещи.

Многие привыкли представлять себе мир как соединение материи, энергии, пространства и времени. Мы усвоили это в том или ином виде еще со школы и не задумываемся, что такое понимание может быть не правильным и вести к ошибкам. Именно эту мысль и проводят авторы КОБ. Они утверждают, что мир состоит из единства Материи, Информации и Меры и что в основу миропонимания нужно положить именно эти понятия, так как "энергия", "пространство" и "время" выводимы из них. Вникая в это, я, неожиданно для себя, обнаружил тесную связь с понятиями объектно-ориентированного программирования. В статье я хочу показать эту связь.

Читать полностью »

Интеллектуальные новации и адаптация - 1

Безусловно, что высшая нервная система человека появилась в результате эволюционного развития адаптационных рефлексов биологических организмов. Но корректно ли интеллектуальную деятельность отождествлять с адаптационной? Или представлять ее как частный случай адаптации? Или даже высшую форму адаптации к изменениям среды?

Проблему соотнесения понятий «интеллект» и «адаптация» порой полностью сводят к терминологической, постулировав тезис: «интеллект – это способность системы адаптироваться к изменениям среды». В результате чего интеллектом автоматически наделяются все биологические организмы от одноклеточных до человека. А различие между реакцией амебы на свет и написанием научного трактата представляется лишь как количественное – второе чуть интеллектуальнее первого.

Логика и цель такого подхода, достаточно популярного среди специалистов по искусственному интеллекту, вполне прозрачна. Они надеются, «запустив» на компьютере с нуля модель адаптационной деятельности живого существа или популяции, получить в качестве результата интеллектуальный продукт – новые идеи, гипотезы, теории. То есть смоделировать эволюцию нервной системы от рефлекса до интеллекта.Читать полностью »

Надеюсь, кто хотел, ознакомился с моим пробным экспериментом на Хабре в этой статье. Теперь я считаю, что будет правильным огласить его результаты и даже дать более детальное объяснения причин, по которым вообще подобные эксперименты проводятся. Пост будет наполовину философским, поскольку сейчас в компьютерном мире всё настолько сложно, что без философского осмысления принять какие-то осмысленные решения просто невозможно. Я постараюсь вообще выразить своё мнение о сферических измерениях в вакууме, поэтому будет много букв. В статье есть опрос, проводимый до 1-го мая 2016. Под катом целиком ИМХО.

Читать полностью »

Фрактал «Сокровища Атлантиды» (автор: Phoenix-22)

Вглядываться в бесконечность можно по-разному. Можно представлять себе всё увеличивающиеся астрономические числа и сопоставлять их с физическими явлениями. Можно всматриваться в выбранную точку фрактала Мандельброта, плавно увеличивая масштаб в 10198 раз (можно и больше, но в угоду скорости страдает наглядность). Фрактал, сколь малую часть его не бери, остаётся самоподобным и сохраняет дробную структуру.

А можно представлять себе число Грэма так, как его представляет автор статьи «Число Грэма на пальцах». Число Грэма настолько велико, что даже если вы представите себе какое-то чудовищно большое астрономическое число, а потом возведёте его в столь же чудовищную степень, а потом повторите всё это чудовищное число раз — то вы даже не стронетесь с места на шкале того пути, что ведёт к числу Грэма. Чтобы сосчитать до числа Грэма, придётся научиться считать совсем иначе, нежели мы привыкли — представляя, что путь в бесконечность лежит через дописывание нулей к известным нам астрономическим числам. В этой системе счёта загибанию пальца на руке будет соответствовать не прибавление к числу единицы или миллиона, не дописывание нуля или сотен нулей разом, но шаг от сложения к умножению, от умножения к возведению в степень и дальше в невообразимые дали.

Сразу предупреждаю, что все эти упражнения небезыздержечны — не увлекайтесь, берегите своё душевное здоровье. Однако иногда полезно всмотреться в бесконечность, чтобы понять, где ты и что ты ей, как человек, можешь противопоставить.

Для меня в своё время взгляд бесконечность, подобный описанному «на пальцах» числу Грэма, дала функция Аккермана (которую приводят как пример сложной рекурсивной функции в теории алгоритмов). Она тесно связана со стрелочной записью Кнута, используемой в статье про число Грэма.

Читать полностью »

Данилевский Кирилл

Приветствую читателей Мегамозга. Решил я сегодня затронуть одну интересную проблему. А именно, немного пофилософствовать на тему, является ли IT область какой-то точной алгоритмической наукой, или все же это может быть нечто большее, чем просто математическая модель.

И для того, чтобы моя мысль была более понятна, я буду проводить разные параллели и сравнения с разными аспектами нашей жизни.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество разработчиков. И с каждым днем их становиться все больше. Кто-то проходит профильное обучение в университетах (достаточно малое количество), кто-то просто занимается самообучением (подавляющее большинство), а также есть просто громаднейшее количество разработчиков, которые ими стали путем перепрофилирования из другой специальности, порой такой далекой от IT, что это не укладывается в голове.
Читать полностью »

Когда скорость уже не та… - 1
Данная статья является вольным и сокращённым переводом статьи «Does RAM Speed Matter? DDR3-1600 vs 1866, 2133 and 2400 in Games», опубликованной на одном сайте около года назад и обновлённой в середине года 2015. Также, она, статья, может служить своего рода ответом на последние публикации как на GT, так и самом HabraHabr, посвящённые новым линейкам RAM-памяти (1, 2 и 3) и закону Мура в хранении данных.
Читать полностью »

К анализу гипотезы Дрейка и парадокса Ферми - 1

Многие еще со школьного курса астрономии (ну или университетского) помнят т.н. формулу Дрейка, дающая оценку количества разумных внеземных цивилизаций в нашей галактике, которая была предложена астрофизиком Френком Дрейком в 1960 году. Кстати, именно благодаря Дрейку и его формуле были выделены миллионы долларов на программу поиска внеземной жизни.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js