Рубрика «философия» - 6

Как нам выработать умственную автономию, учитывая то, насколько слабо мы способны контролировать блуждания нашего разума?

А может, вы сейчас спите? - 1

Представьте, что вы стоите на носу яхты, и наблюдаете, как стая дельфинов прыгает по правому и левому борту. При путешествиях на большие расстояния прыжки экономят дельфинам энергию, поскольку в воздухе трение меньше, чем в воде. Кроме того, этот способ кажется более эффективным для того, чтобы двигаться быстрее и одновременно дышать. Обычно животные перемежают длинные прыжки по баллистической траектории и подводное плавание близко к поверхности, преодолевая под водой расстояние примерно в два раза больше длины прыжка – красивое, скоростное, пронизывающее поверхность воды зрелище.

Эта акробатика китообразных – плодотворная метафора для процесса нашего мышления. То, что большинство из нас называет «осознанным мышлением», больше похоже на дельфинов, прыгающих в нашем сознании, кратко выныривающих из океана нашего бессознательного, и затем снова погружающихся в него. Эта «дельфинья модель размышлений» помогает нам понимать ограничения нашего самосознания. К примеру, промежутки времени, за которые разворачиваются эти прыжки в сознание (а также последующая «подводная» обработка) сильно разнятся. И так же, как дельфины проникают через поверхность воды, мысли часто пересекают границу между сознательным и бессознательным в обоих направлениях. Иногда отдельные дельфины оказываются так близко к поверхности, что они могут находиться наполовину снаружи и наполовину в воде; можно научиться видеть их непосредственно перед прыжком и определять малозаметные, полуосознанные ощущения, перед тем, как они превратятся в настоящие мысли и чувства. Дельфинов даже может быть больше одного: скорее всего, между нашими мыслями идёт гонка, постоянное внутреннее соревнование за концентрацию внимания и за то, что в итоге получает контроль над нашим поведением.
Читать полностью »

Аргументы в пользу нового определения понятия цвета

image

У философов есть плохая репутация людей, ставящих под сомнение признанные факты. В чём можно быть более уверенным, чем в том, что цвет безоблачного неба в летний полдень – голубой? Однако мы можем задуматься: а голубое ли оно для летающих в нём птиц, глаза которых отличаются от наших? А если взять какой-нибудь голубой объект – например, флаг ООН – и расположить часть его в тени, а часть на солнце, то первая его часть окажется темнее. Можно задать вопрос: каков же тогда истинный цвет флага? На то, как выглядят цвета, влияет освещение и перемещение окружающих их объектов. Значит ли это, что меняются истинные цвета?

Все эти вопросы указывают на то, что цвета, на первый взгляд постоянные, являются субъективными и изменчивыми. Цвет – одна из давних загадок философии, он ставит под сомнение истинность нашего сенсорного восприятия мира и провоцирует озабоченность в метафизической совместимости научного, перцепционного и общепринятого представления о мире. Большинство философов приводили аргументы на тему того, реальны ли цвета или нет, физическое это явление или психологическое. Более сложная задача – построить теорию того, как цвет может быть препятствием в переходе от понимания физического к пониманию психологическому.
Читать полностью »

Эфиродинамика — современное естественнонаучное мировоззрение - 1

Русским учёным Владимиром Акимовичем Ацюковским сделано открытие в области физики (правильнее сказать — естествознания), масштаб которого сложно переоценить. Оно повлияет на все сферы человеческой жизни. Данная статья написана по мотивам некоторых книг В.А. Ацюковского [1, 2, 3] и является попыткой изложить суть открытия наиболее кратко и убедительно для неспециалиста.Читать полностью »

Как маловероятное и необъяснимое, странное и пугающее способствовало наступлению эры науки

image

Поиск закономерностей в природе – это то, чем живёт наука. Мы знаем, что рептилии откладывают яйца, а млекопитающие живородящие; Земля оборачивается вокруг Солнца каждые 365,25 дня; электроны хватаются за протоны, как медведи за мёд. Но что, если какая-то странность на первый взгляд нарушает законы природы, к примеру, утконос – млекопитающее, откладывающее яйца? Что насчёт двухголовых змей? Или новорожденного младенца, который и не мальчик и не девочка, а нечто среднее?

Эти вопросы занимали основателей науки, и их попытки объяснить эти редкости и чудеса помогли создать современную науку. Практически все величайшие философы и учёные Европы XVII века – среди них можно отметить Декарта, Ньютона, Бэкона – питали страсть к аномалиям. Если они не могли объяснить маловероятное событие – солнечное затмение, летящую к Земле комету, бивень нарвала (может, это был единорог?) – то это меняло всё объяснение законов природы.
Читать полностью »

Основная проблема искусственного интеллекта в том, что никто до конца не понимает, как он работает - 1

В прошлом году по дорогам округа Монмут, Нью-Джерси, стал колесить странный робомобиль. Это экспериментальное транспортное средство, разработанное специалистами компании Nvidia, по внешнему виду не слишком отличается от других автономных машин других производителей, таких как Google, Tesla или General Motors. Но специально для этого автомобиля разработана новая система управления. Она самообучается, и не зависит от настроек, заданных на производстве. Вместо этого робомобиль следит за действиями человека-водителя и учится у него.

Это немного необычный способ обучения робомобиля. С другой стороны, мало кто до конца представляет себе, как машина принимает решения. Информация с сенсоров, радаров и лидаров поступает в нейросеть, где эти данные обрабатываются с выделением четких правил управления рулевым колесом, тормозами и другими системами. В итоге получается, что действия робомобиля зачастую схожи с действиями водителя-человека, попавшего в ту же ситуацию на дороге. Возникает вопрос — может ли машина принять странное решение в одном из случаев — например, врезаться в дерево на полном ходу или постоять на светофоре, когда горит зеленый?
Читать полностью »

Философия информации, часть 7-я, заключительная. Системообразование - 1

Окончание стартовавшей отсюда семисерийной сказки.
Читатели вполне справедливо жаловались на то, что в предыдущих главах было много хитро накрученных абстрактных теоретических построений с не очевидной практической полезностью. В последней главе попробуем сконцентрироваться на сугубо прикладных и очень жизненных аспектах.

Читать полностью »

Изменение восприятия сложности - 1
Хочу поделиться очень субъективными мыслями об изменении отношения к сложности за последние лет 50. Возможно, мои наблюдения касаются всей инженерии, но я поостерегусь и буду писать только про разработку ПО.

В последние годы мне стало казаться, что я упускаю что-то в методах разработки ПО. Весь мир радостно и с песней ускоряется, создаёт софт всё быстрее и быстрее, а я торможу. Чтобы не отставать, приходится преодолевать внутренний барьер неясной природы, действовать за границей которого выгодно но неприятно (мне). Не понятно почему выгодно. И не понятно почему неприятно.

Сегодня понял. В былые времена со сложностью боролись, теперь её игнорируют принимают. Переход между этими воззрениями был долгим и плавным, но уже можно видеть разительные отличия.

Я же учился в основном по материалам, созданным в прошлом веке, «древним манускриптам», да ещё и научную фантастику читал классическую, поэтому невольно стал приверженцем «старой школы». В чем же разница?
Читать полностью »

Философия информации, глава 2. Существование информации - 1

Перед прочтением этого текста рекомендуется прочитать начало этой истории. Иначе будет не понятно, зачем понадобилось выстраивать сложную конструкцию вместо того, чтобы сделать как обычно, по-простому.

Содержание

Ранее:
 Введение | Краткая история вопроса | Глава 1. Дуализм

Глава 2. Существование информации
  Сигналы и контексты
  Измерение информации
  «Информация» в физике
  Данные
  Информация в числе пи
  Итоги главы

coming soon...
 Глава 3. Основания
 Глава 4. Системы
 Глава 5. Целенаправленно действующий субъект
 Глава 6. Существа
 Глава 7. Системообразование
 Заключение

Читать полностью »

image

Раньше у меня была куча времени, чтобы читать научно-популярные книги: по разработке, саморазвитию, управлению финансами, маркетингу, computer science. Сейчас же ситуация поменялась и накопленные знания уже применяются на практике, а когда появляется свободная минутка, приоритет сместился в сторону «просто потупить». Странно начинать пост в разделе Научно-популярное с такой реплики, не правда ли? Но причина проста: загруженная рабочая неделя и разного рода бытовые вопросы, оставляют свободное время в основном для отдыха мозга. Однако же и на “потупить-сайтах” нашлось место для философских постов. Один человек спросил: «А зачем вы живете? Опишите одной фразой». Под постом образовалась сотня комментариев с дружелюбными и не очень дискуссиями. Вы должно быть слышали, что такое ментальный триггер. Так вот подобного рода вопросы и есть триггерами к тому, чтобы описать весь свой опыт и прийти к какой-нибудь ясности.

К слову сказать, еще никто за всю историю человечества не нашел единого ответа на вопрос — «в чем смысл жизни?».

Если ответить универсально, что якобы смысл для каждого свой — значит ничего не ответить. Но тем не менее, пытаясь прояснить этот вопрос для себя, можно выстроить определенную систему которая позволит понять и формализовать этот смысл. А затем и провести аналогию с чем-то материальным и осязаемым, в отличии от того, что за пределами привычного восприятия.

Для моделирования реальности хорошо подходят игры. Или другими словами геймификация. Разного рода симуляторы, игры Cashflow, Монополия и прочие — отличная модель реальной жизни. Собственно ниже описана модель реальной жизни на основе игры Пинбол (YALM)

Читать полностью »

Мост из ниоткуда: можно ли получить что-либо из ничего? - 1

«Вопрос бытия – темнейший во всей философии». Так заключил Уильям Джеймс, размышляя над самой основной из загадок: как что-то возникло из ничего? Этот вопрос выводит из себя, решил Джеймс, поскольку требует объяснения, отрицая саму возможность его наличия. «Для перехода из ничего в бытие не существует логического моста», писал он.

В науке объяснения строятся на причинах и следствиях. Но если ничто на самом деле ничто, у него нет возможности стать причиной. Дело не в том, что мы не можем найти правильного объяснения – просто перед лицом «ничто» объяснение не работает.

Этот отказ бьёт по больному месту. Мы существа, любящие повествования. Наши простейшие понятия приходят через истории, а как нечто появилось из ничего – это самая главная история, доисторическая повесть, более фундаментальная, чем «путешествие героя» или «парень встречает девушку». Но эта история подрывает суть истории. Эта повесть соткана из самоуничтожения и парадокса.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js