Рубрика «этика»

Историческая тенденция к снижению насилия эмпирически наблюдаема и логически объяснима: борьба человека против насилия и смерти — это смысл истории. Только первым драйвером его был не сам человек, а его куда более жестокая предшественница — природа. Из пищевой цепи человек сбежал в дома и за заборы, спасаясь от естественного отбора — начал земледелие, построил города, государства. Борьба за выживание на стероидах, по сути, и есть прямое функциональное назначение цивилизации. То, что в цивилизации человека встретила другая угроза — другие люди — это типичный побочный эффект прогресса. Начав строить цивилизацию, чтобы в ней спасаться от безжалостной природы вокруг, человек ещё не знал, что природа у него, в первую очередь, внутри, и все те мотивы, которые двигали животными, пытавшимися съесть его или кого-нибудь из его детей — двигали и им самим, когда он охотился, чтобы съесть какое-нибудь животное, и двигали других людей тоже — и работали в отношениях между людьми на очень похожих инстинктивных основаниях, что и со зверьми.

Что движет человечеством: как люди построили цивилизацию, чтобы освободиться от естественного отбора - 1

Чтобы двигаться быстро — идите в одиночку, чтобы пройти далеко — идите вместе
Читать полностью »

Чувство справедливости — фундаментальный фактор экономических отношений.Традиционно экономическими понятиями считаются числа, формулы и узко рыночные термины. То есть, абстрактные категории — притом, что экономика как сфера отношений противоположна абстракции. Экономические отношения — это категория социальных отношений. Побуждения людей участвовать в экономических отношениях восходит к чувствам, их поведение регулируется на эмоциональном уровне.

Голые цифры, проценты, графики, суммы, что угодно сами по себе не имеют никакой ценности. Значение у любой чисто экономической информации — «хорошо» или «плохо», мотивация (жадность или расточительность, копить или тратить, рисковать или осторожничать, поделиться или отобрать, добавить денег сверху или минимизировать сумму насколько возможно) — появляется только в призме эмоциональной системы координат социальной обезьяны.

Эмоциональный фактор фундаментален для любых социальных отношений в принципе, потому что, кроме как набором эмоциональных представлений, что такое хорошо, а что такое плохо, они ничем больше не регулируются. Система ценностей человека — эмоциональная. В эмоциях человека собраны все мотивы действовать и все оценки происходящего. И если человек без социальных инстинктов ещё сможет функционировать на индивидуалистичных, то общество — нет.

Справедливость — главное неизвестное экономической теории (почему равенство имеет значение) - 1

Greed is not good
Читать полностью »

Председатель комиссии.
Вы читаете на нескольких языках, знакомы с высшей математикой и можете выполнять кое-какие работы. Считаете ли вы, что это делает вас Человеком?
Отарк.
Да, конечно. А разве люди знают что-нибудь еще?
(Из допроса отарка. Материалы Государственной комиссии)

Эта статья — о морали и этике. В общем случае подобную статью можно написать здесь разве что обсуждая вопрос о том, кого должен будет сбивать автопилот беспилотного автомобиля в случае аварии. Но я полагаю, что обсуждение этого вопроса очень важно, потому что во всех дискуссиях используют этические основания своих позиций — но их никто прямо не проговаривает.

Над IT-сообществом постоянно витает незримый дух «успешного успеха», крайне сильна вера в справедливый мир и возможность добиться всего собственным трудом. И это часто приводит в чистом виде к ницшеанской морали, где всякий слабый заслуживает порицания за свою слабость. И это в целом ни у кого не вызывает возмущения, но почему-то возмущение довольно часто вызывают неизбежные следствия такого подхода к миру.

Я хочу попробовать описать связь этого популярного социал-дарвинизма, которым люди в целом довольны, и различных неприятных поледствий, которыми люди в целом недовольны. Может быть это позволит кому-то осознать, что к этим неприятным последствиям приводит именно социал-дарвинизм.
Читать полностью »

Хочу рассмотреть ставший вдруг актуальным вопрос. Цифра с каждым годом всё больше входит в нашу жизнь, а значит, результатами труда программистов и всех представителей сферы IT пользуется всё больше людей.

Но последние события, связанные с распостранением коронавируса и последующими мерами властей по всему миру, заставляют говорить о той степени ответственности, которую наш цех несёт, когда речь идёт о контурах нового, возможно, не самого радужного мира.

Если до всеобщей карантинизации населения IT было конечно важной, но всё же одной из отраслей, то с переходом всех на удалёнку многие вещи стали просто незаменимы. Однако, цифра используется не только для решения бизнес- и личных задач. Но и для ужесточения контроля над собственными населением, часто не имеющего под собой никаких разумных с точки зрения интересов общества оснований.

image
Читать полностью »

image

Этика ИИ — горячая и актуальная тема в наши дни. И это правильно.

С расцветом систем ИИ и их очень большим распространением возникают резонные беспокойства о том, что эти компьютерные системы просто вброшены в этот мир без понимания возможных последствий для общества.

Существует серьезное беспокойство, связанное с тем, что новые системы искусственного интеллекта имеют встроенные в них предубеждения и склонны к токсичным с точки зрения этики и общества действиям.

Когда речь заходит об этике искусственного интеллекта, я утверждаю, что есть по меньшей мере два основных аспекта (или правила):

  1. Поведение систем ИИ должно быть приемлемо для общества
  2. Разработчики систем ИИ и сами системы должны обеспечивать соблюдение правила 1.

Возможно, суть первого правила очевидна – смысл этики ИИ в том, что поведение этих систем должно соответствовать этическим нормам общества.

Ниже будет показано, что соблюдение первого правила сложнее, чем может показаться.
Читать полностью »

О предвзятости искусственного интеллекта - 1

tl;dr:

  • Машинное обучение ищет закономерности в данных. Но искусственный интеллект может быть «предвзят» — то есть, находить неверные паттерны. К примеру, система обнаружения рака кожи по фотографии может обращать особое внимание на снимки, сделанные во врачебном кабинете. Машинное обучение не умеет понимать: его алгоритмы лишь выявляют закономерности в числах, и если данные не репрезентативны, таким будет и результат их обработки. А отлавливать такие баги может быть непросто из-за самой механики машинного обучения. Читать полностью »

Два года назад MIT запустила платформу Moral Machine. Каждый желающий мог пройти тест из смоделированных 13 ситуаций: указать, как стоит вести себя беспилотному автомобилю и кем предпочтительней пожертвовать, когда потери неизбежны. За два года в исследовании приняли участие больше 2 млн людей со всего мира. Они предоставили 40 млн решений для смоделированных ситуаций.

Вчера MIT опубликовало результаты этого эксперимента.

Кого давить беспилотному автомобилю: результаты эксперимента Moral Machine - 1
Пример задания из теста. Тормоза беспилотного автомобиля отказали. Что предпочтительнее: сохранять курс (тогда погибнут трое пожилых людей, переходящих дорогу на красный свет) — или свернуть и врезаться в ограждение (погибнут двое взрослых людей и ребенок, находящиеся в машине)?Читать полностью »

image

В блоге одного из писателей-фантастов я подсмотрел интересненькое, хочу поделиться.

Глобальный манифест «этики в технологиях»:

  1. Право оставаться натуральным, то есть биологическим существом. Это значит, что мы можем устраиваться на работу, использовать публичные сервисы и функционировать в обществе без требования размещать какие-либо технологии на своём теле или внутри него.
  2. Право быть неэффективными там, где это касается наших базовых человеческих качеств. Мы должны иметь возможность быть медленнее, чем технические системы, и не ставить эффективность выше человечности.
  3. Право отключаться от сетей. Мы должны иметь право уходить в оффлайн и блокировать коммуникации, а также мониторинг и трэкинг.
  4. Право на анонимность. Мы должны иметь возможность запретить идентификацию своей личности, когда это не представляет опасности для себя или окружающих.
  5. Право нанимать людей вместо машин. Мы должны поддерживать компании, которые выбирают людей вместо машин, даже если это менее эффективно и более затратно.

Под катом — перевод статьи про новую книгу футуриста Герда Леонгарда «Переход в эпоху цифровых технологий».
Читать полностью »

Впервые я услышал эту фразу, когда я был буйным студентом-революционером от генерал-майора Петрова на видеолекции про ДОТУ (Достаточно Общую Теорию Управления), с тех пор я её часто употребляю как «последний довод короля» в обсуждениях дел мирских. Но так как мир вошел в активную фазу постправды и фэйка с метастазами, я решил копнуть первоисточники и разобраться, в каком контексте эту фразу употребил старина Бэн, и что он этим хотел сказать/доказать читателю.

Предлагаю прочитать первоисточник и обсудить именно суть фразы, границу ее применимости. (А не личность Петрова, ДОТУ или качество перевода.) Если есть знатоки истории, буду благодарен, если обрисуете более широкий контекст происходящего в то время.

image

Ассамблея Пенсильвании: Официальное письмо Губернатору

Опубликовано в протоколе заседания Палаты представителей, 1755-1756 гг. (Филадельфия, 1756), с. 19-21.

[11 ноября, 1755]

Да будет угодно губернатору,
В настоящее время Палата представителей собралась с самыми искренними намерениями, по возможности, избежать возникновения споров с губернатором на любой счет. И, глубоко переживая за нынешнее бедственное положение пограничных районов, преисполнена решимости пойти на любые меры ради обеспечения общественной безопасности и благополучия, которые вполне могли быть ожидаемы как со стороны верноподданных британской короны, так и патриотов своей страны.

Ввиду этого, на чтении послания Губернатора от третьего числа текущего месяца вместе с сопроводительными документами был немедленно внесен законопроект об увеличении суммы, выделяемой на содержание Его Величества, об увеличении выпуска бумажных денег и о выделении средств для погашения задолженности в течение пяти лет, согласно рекомендациям Губернатора.Читать полностью »

Написать этот пост меня побудило справедливое замечание пользователя VBart к моему же предыдущему посту, который сейчас в черновиках. После соответствующих правок опубликую черновик — ссылка на комментарий заработает.

Я задумался об этике — гласной и негласной — пользования открытым кодом. Думаю, эта своеобразная памятка будет полезна не только мне, но вообще тем, кто, как и я, просто не задумывался о таком раньше, руководствуясь изложенным в лицензиях. По крайней мере в рунете чего-то подобного не нашёл, поэтому полагаю, что текст имеет право на жизнь.

Здесь как нельзя лучше подходит «золотое правило христианина»: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе», поэтому представим, что мы уже написали абстрактный проект (не суть важно, какой именно) и хотим, чтобы к нему относились хорошо.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js