«Кобра Пугачева» — за этим манёвром стоит весьма объемная исследовательская работа советских аэродинамиков по созданию нового направления в совершенствовании истребителей, получившего название «сверхманёвренность». Динамика эволюций современных истребителей под действием аэродинамических сил достигается, как отклонением поверхностей управления, так и благодаря аэродинамической компоновке самолёта, в которую 40 лет назад была заложена концепция его статической продольной неустойчивости. При этом задаваемая летчиком траектория движения самолета обеспечивается весьма сложной, и четырежды дублированной для надежности, компьютерной системой искусственной устойчивости. В случае отказа этой системы самолет не сможет продолжать полет и планировать, поскольку вследствие статической неустойчивости, он начнет разворачиваться хвостом вперед. Для выполнения «Кобры Пугачева» летчик отключает систему искусственной устойчивости и по достижении угла кабрирования порядка 90 градусов, снова включает ее.
Сверхманёвренность и продольная неустойчивость обязательны для современных истребителей и разрабатываемых перспективных прототипов.
Давно настало время использовать продольную неустойчивость для повышения маневренности кордовых пилотажных авиамоделей. Поскольку в натуральной авиации использование продольной неустойчивости влечет за собой очень сложную автоматику, то у авиамоделистов-пилотажников, в том числе и профессиональных, по-видимому, сложилось впечатление о неразрешимости этой проблемы в кордовых моделях. Отчасти, и по этой причине, дизайн профессиональных кордовых пилотажных моделей остановился на уровне поршневой авиации конца 40-х годов.
Читать полностью »