Сегодня — экстремальный geek out: максимально узкоспециальная тема с запутанным кодом на ассемблере Z80. Раскроем секреты Тима Фоллина в «биперной» музыке на Sinclair ZX Spectrum 48K, попытаемся повторить, а может быть и превзойти его достижения. Некогда объяснять, разберёмся по ходу кода!Читать полностью »
Рубрика «чиптюн»
Секреты Тима Фоллина, бипер, Спектрум и QChan
2024-09-18 в 9:01, admin, рубрики: 1bit, agent x, beyond the ice palace, cabal, Chronos, firefly, midnight resistance, music system, ruvds_статьи, sol-20, trantor, Z80, Zilog, Zilog Z80, zx spectrum, ассемблер, бипер, звук, музыка, спектрум, спикер, тим фоллин, чиптюнСегодня — экстремальный geek out: максимально узкоспециальная тема с запутанным кодом на ассемблере Z80. Раскроем секреты Тима Фоллина в «биперной» музыке на Sinclair ZX Spectrum 48K, попытаемся повторить, а может быть и превзойти его достижения. Некогда объяснять, разберёмся по ходу кода!Читать полностью »
Разработка игры Jim Power для 8-битной приставки: из первых рук
2024-05-01 в 13:00, admin, рубрики: 6502, 8 бит. игровые консоли, 8-bit, C, Famicom, famitracker, jim power, Nes, Nintendo, ruvds_статьи, sega, snes, ассемблер, денди, игры, Игры и игровые приставки, крис хюльсбек, пиксельная графика, приставка, разработка игр, чиптюнОдно из моих главных увлечений в жизни — видеоигры, преимущественно старые. Я большой энтузиаст ретро-компьютеров и игровых консолей, много лет занимаюсь самыми разнообразными делами в этой области. Кто-то знает меня как разработчика игр, кто-то — как демосценера, кто-то — как чиптюн-музыканта, разработчика музыкального ПО, железных самоделок, и так далее.
Но далеко не все проекты и моя роль в них известны широкой публике. Пожалуй, один из самых интересных — версия игры Jim Power от Piko Interactive, созданная для 8-битной игровой консоли NES (Famicom, Денди). Я занимался им в 2014-2020 годах в качестве приглашённого разработчика.
И хотя это дела давно минувших дней — начинался проект две исторических эпохи назад — проекты такого калибра в своей нише до сих пор случаются не так уж часто. Настало время хотя бы в общих чертах рассказать историю этого проекта, одной из первых любительских разработок, попытавшихся замахнуться на уровень лучших коммерческих игр прошлого.
Если вы когда-либо хотели узнать, как и кем делаются современные игры для несовременных платформ, каким образом люди вообще приходят к этому — сейчас всё будет.Читать полностью »
Цифровая музыка на микрокомпьютерах (часть 2-2)
2024-02-27 в 9:00, admin, рубрики: amiga, amstrad cpc, atari, atari st, AY-3-8910, commodore 64, Famicom, fast tracker, impulse tracker, palm, ruvds_статьи, sam coupe, scream tracker, zx spectrum, БК-0010, ретрокомпьютинг, старое железо, сэмплинг, сэмплирование, трекерная музыка, чиптюнВ первой части статьи мы узнали про существование такого явления, как цифровая музыка, то есть состоящая из оцифрованных кусочков звучания реальных инструментов, на маломощных 8-битных микрокомпьютерах 1980-х годов, а затем углубились в детали этой истории в рамках горячо любимой на постсоветском пространстве платформы ZX Spectrum в реалиях 1990-х годов.
Но в то же самое время аналогичные разработки существовали и активно развивались и на других платформах, в основном на зарубежных. Конечно, будучи заморской диковиной, толком не встречавшейся в наших краях, они не столь близки читателю, и перспектива знакомиться с подробностями их истории может на первый взгляд показаться не слишком привлекательной. Тем не менее, и на этих машинах случалось множество интересных свершений, достижений и технических решений, часть из которых оказалась присуща только определённым платформам — всё это может быть довольно интересно любителям покопаться в восьми битах.
Настало время где-то узнать, а где-то вспомнить об этом поподробнее, а заодно и послушать побольше музыкальных примеров. И начнём мы не с зарубежной, а с другой, близкой многим местным компьютерным энтузиастам платформы.
Читать полностью »
Цифровая музыка на микрокомпьютерах (часть 1-2)
2024-02-13 в 9:00, admin, рубрики: amiga, AY-3-8910, fast tracker, impulse tracker, ruvds_статьи, scream tracker, zx spectrum, ретрокомпьютинг, старое железо, сэмплинг, сэмплирование, трекерная музыка, чиптюнСегодня, когда любой школьник имеет возможность сочинять модные биты на своём домашнем компьютере или смартфоне, идея применения компьютерных устройств для создания музыки никого не удивляет. Кажется, что эти технологии с нами уже очень давно. Однако, массовому пользователю возможность составления мелодий из фрагментов реалистичных звуков на компьютере стала доступна лишь немногим больше четверти века назад. Поговорим о том, как это устроено, о первых шагах цифровых музыкальных редакторов в дома обычных людей, и о неожиданной запинке, приключившейся на этом пути в странах запаздывающего технического прогресса.
Читать полностью »
Новый год и Atari 2600
2023-12-30 в 14:00, admin, рубрики: Atari 2600, ruvds_статьи, Демосцена, демосцена эффект, поздравление с новым годом, чиптюнСреди энтузиастов компьютерного творчества, на так называемой «демосцене», есть старая добрая традиция посвящать небольшие программки-демонстрации различным событиям. По сути, это музыкально-визуальные открытки, показывающие какую-нибудь картинку и визуальный эффект, а также играющие мелодию.
Например, «гифт» — поздравление с днём рождения. Или же более актуальное прямо сейчас: новогодние поздравления. Признаться, я и сам не раз делал подобные вещи. Например, в предыдущий раз я пожелал всем незабываемого нового 2020 года. И так как дата публикации очередной статьи пришлась на конец декабря, это прекрасный повод снова поздравить читателей таким образом, а заодно и рассказать о том, как это сделано.
Читать полностью »
Автоматизация бурления: ChipArp
2023-08-29 в 9:00, admin, рубрики: chiptune, open source, ruvds_статьи, VST, vst-plugins, создание музыки, чиптюнНаиболее знаковым атрибутом видеоигровой музыки 1980-х, несомненно, является арпеджио — технический приём, служащий обогащению гармонии в условиях крайне ограниченной полифонии. Получающееся в результате специфическое «булькающее», «бурлящее» звучание стало в сознании масс своего рода визитной карточкой 8-битной музыки, вызывающей мгновенное узнавание.
Как ни странно, несмотря на многократно выросшую с тех пор мощность современных компьютеров и синтезаторов, в современном музыкальном ПО этот классический приём стал менее доступен, чем раньше. Расскажу о том, почему так вышло, а также о своём довольно старом проекте (2017 год), в котором я попытался решить эту проблему, и почему это не очень-то получилось, хотя и получилось.Читать полностью »
Коробочка, которая поёт
2023-08-15 в 8:01, admin, рубрики: AM2, DIVA, MIDI, mobile, psp, sega, timeweb_статьи, usb, vocaloid, музыка, ПЗУ, цап, чиптюнНе как у людей — история проекта 1tracker
2023-08-01 в 9:00, admin, рубрики: AngelScript, ruvds_статьи, sdl2, Блог компании RUVDS.com, Демосцена, звук, интерфейсы, музыка, Программирование, ретрокомпьютеры, трекерная музыка, чиптюнВесной 2012 года я опубликовал первую версию экспериментального мультисистемного кроссплатформенного музыкального редактора с интерфейсом типа «трекер» — 1tracker v0.1. Экспериментальность заключалась в проверке новых подходов и отказе от общепринятых стандартов для подобного рода программ. Прошло десять лет, редактор до сих пор экспериментальный, до сих пор мало кому известен, и до сих пор не добрался до версии 1.0. Тем не менее, он регулярно пригождается нескольким странным людям на планете, а новые концепции вполне успешно выдержали проверку временем, хотя вряд ли когда-нибудь станут новым стандартом. Пора выйти из сумрака и рассказать обо всём этом подробнее. И заодно про историю трекеров.Читать полностью »
Альбом биперной музыки Ear Shaver и история его создания
2023-06-09 в 9:00, admin, рубрики: zx spectrum, Демосцена, звук, музыка, ненормальное программирование, старое железо, чиптюнЭтой весной выпустил свой новый альбом биперной музыки для ZX Spectrum 48K — Ear Shaver. Послушать без дополнительных прелюдий можно в прикреплённом видео или на разнообразных музыкальных площадках.
Отвступление
Теперь нужно пояснить, что вы только что видели и слышали.
Прелюдия партиты №3 для 8-битного ансамбля
2022-06-19 в 10:00, admin, рубрики: 8-бит музыка, commodore 64, ruvds_перевод, Блог компании RUVDS.com, дисководы, звук, иоганн бах, старое железо, чиптюн, Электроника для начинающихДисководы и шаговые моторы уже использовались для создания музыки, но в плане живой игры эта технология ещё недостаточно освоена. Так что в этой статье я расскажу вам о своём опыте применения дисковода в моей сборке для генерации чиптюнов, подробно расписав технические нюансы этого процесса.Читать полностью »