Рубрика «c++» - 78

Некоторое время назад (осенью 2016), при разработке очередной версии технологической платформы 1С:Предприятие внутри команды разработки встал вопрос о поддержке нового стандарта C++14 в нашем коде. Переход на новый стандарт, как мы предполагали, позволил бы нам писать многие вещи элегантней, проще и надежней, упрощал поддержку и сопровождение кода. И в переводе вроде бы нет ничего экстраординарного, если бы не масштабы кодовой базы и специфические особенности нашего кода.

Для тех кто не знает, 1С:Предприятие – это среда для быстрой разработки кросс-платформенных бизнес-приложений и runtime для их выполнения в разных ОС и СУБД. В общих чертах в состав продукта входят:

Мы стараемся по максимуму писать один код для разных ОС — кодовая база сервера общая на 99%, клиента — примерно на 95%. Технологическая платформа 1С:Предприятия преимущественно написана на C++ и ниже приведены приблизительные характеристики кода:

  • 10 миллионов строк С++ кода,
  • 14 тысяч файлов,
  • 60 тысяч классов,
  • полмиллиона методов.

И все это хозяйство надо было перевести на C++14. О том, как мы это делали и с чем столкнулись в процессе, мы сегодня и расскажем.

image
Читать полностью »

Полтора года назад я опубликовал статью «Математика на пальцах: методы наименьших квадратов», которая получила весьма приличный отклик, который, в том числе, заключался в том, что я предложил нарисовать сову. Ну, раз сова, значит, нужно объяснять ещё раз. Через неделю ровно на эту тему я начну читать несколько лекций студентам-геологам; пользуюсь случаем, излагаю тут (адаптированные) основные тезисы в качестве черновика. Моей основной целью не является дать готовый рецепт из книги о вкусной и здоровой пищи, но рассказать, почему он таков и что ещё находится в соответствующем разделе, ведь связи между разными разделами математики — это самое интересное!

На данный момент я предполагаю разбить текст на три статьи:

  • 1. Ликбез по теории вероятностей и как она связана с методами наименьших квадратов
  • 2. Наименьшие квадраты, простейший случай, и как их программировать
  • 3. Нелинейные задачи

Я зайду к наименьшим квадратам чуть сбоку, через принцип максимума правдоподобности, а он требует минимального ориентирования в теории вероятностей. Данный текст рассчитан на третий курс нашего факультета геологии, что означает, (с точки зрения задействованного матаппарата!) что заинтересованный старшеклассник при соответствующем усердии должен суметь в нём разобраться.

Насколько обоснован теорвер или верите ли вы в теорию эволюции?

Однажды мне задали вопрос, верю ли я в теорию эволюции. Прямо сейчас сделайте паузу, подумайте, как вы на него ответите.

В трёх статьях о наименьших квадратах: ликбез по теории вероятностей - 1
Читать полностью »

Хотели ли Вы когда-нибудь заглянуть под капот операционной системы, посмотреть на внутреннее устройство её механизмов, покрутить винтики и посмотреть на открывшиеся возможности? Возможно, даже хотели поработать напрямую с железом, но считали, что драйвера — rocketscience?

Предлагаю вместе пройтись по мостику в ядро и посмотреть, насколько глубока кроличья нора.

Итак, представляю драйвер-фреймворк для kernel-хакинга, написанный на C++17, и призванный, по возможности, снять барьеры между ядром и юзермодом или максимально сгладить их присутствие. А также, набор юзермодных и ядерных API и обёрток для быстрой и удобной разработки в Ring0 как для новичков, так и для продвинутых программистов.

Основные возможности:

  • Доступ к портам ввода-вывода, а также проброс инструкций in, out, cli и sti в юзермод через IOPL
  • Обёртки над системной пищалкой
  • Доступ к MSR (Model-Specific Registers)
  • Набор функций для доступа к юзермодной памяти других процессов и к памяти ядра
  • Работа с физической памятью, DMI/SMBIOS
  • Создание юзермодных и ядерных потоков, доставка APC
  • Юзермодные Ob*** и Ps***-каллбэки и фильтры файловой системы
  • Загрузка неподписанных драйверов и ядерных библиотек

… и многое другое.
Читать полностью »

Полёт свиньи, или Оптимизация интерпретаторов байт-кода - 1

"No matter how hard you try, you can't make a racehorse out of a pig. You can, however, make a faster pig" (комментарий в исходном коде Емакса)

Всем известен тот факт, что свиньи не летают. Не менее популярно мнение о том, что интерпретаторы байт-кодов как техника исполнения языков высокого уровня не поддаются ускорению без применения трудоёмкой динамической компиляции.

Во второй части серии статей об интерпретаторах байт-кодов я на примере небольшой стековой виртуальной машины ПВМ («Поросячья Виртуальная Машина») постараюсь показать, что не всё потеряно для трудолюбивых поросят с амбициями и что в рамках (в основном) стандартного C вполне возможно ускорить работу таких интерпретаторов по меньшей мере в полтора раза.

Читать полностью »

Работа со строками на этапе компиляции в современном C++ - 1

Если вы программируете на C++, то наверняка задавались вопросом почему нельзя сравнить два строковых литерала или выполнить их конкатенацию:

auto str = "hello" + "world"; // ошибка компиляции

if ("hello" < "world") { // компилируется, но работает не так, как ожидалось
    // ...
}

Впрочем, как говорится, "нельзя, но если очень хочется, то можно". Ломать стереотипы будем под катом, причем прямо на этапе компиляции.

Читать полностью »

GeekBrains научит языку программирования С++ - 1

Наш образовательный портал объявляет о запуске курса обучения С++. Студент-«крестоносец» будет востребован в любой отрасли IT: от проектирования и разработки программного обеспечения до гейм-девелопмента. C++ отлично подходит для решения сложных задач, на нем пишутся все высоконагруженные системы, к примеру, браузеры Google Chrome и Firefox, или легендарная World Of Warcraft. По данным hh.ru, в России сегодня открыто свыше трех тысяч вакансий программистов C++, в том числе в Москве — более тысячи.

Читать полностью »

Мне нравится технология COM. Но речь пойдет не о технологии, восхвалении или недостатках COM, а опыте переноса и реализации на Linux. Велосипед? Целесообразность? Читать полностью »

Не так давно мимо нас пробегала неплохая статья об ужасном состоянии производительности современного ПО (оригинал на английском, перевод на Хабре). Эта статья напомнила мне об одном антипаттерне кода, который встречается весьма часто и в общем кое-как работает, но приводит к небольшим потерям производительности то тут, то там. Ну, знаете, мелочь, пофиксить которую руки никак не дойдут. Беда лишь в том, что десяток таких «мелочей», разбросанных в разных местах кода начинают приводить к проблемам типа «вроде у меня последний Intel Core i7, а прокрутка дёргается».

Как правильно и неправильно спать - 1Я говорю о неверном использовании функции Sleep (регистр может отличаться в зависимости от языка программирования и платформы). Итак, что же такое Sleep? Документация отвечает на этот вопрос предельно просто: это пауза в выполнении текущего потока на указанное количество миллисекунд. Нельзя не отметить эстетическую красоту прототипа данной функции:

void Sleep(DWORD dwMilliseconds);

Всего один параметр (предельно понятный), никаких кодов ошибок или исключений — работает всегда. Таких приятных и понятных функций очень мало!

Ещё большим уважением проникаешься к этой функции, когда читаешь, как она работает

Функция идёт к планировщику потоков ОС и говорит ему «мы с моим потоком хотели бы отказаться от выделенного нам ресурса процессорного времени, сейчас и ещё на вот столько-то миллисекунд в будущем. Отдайте бедным!». Слегка удивлённый подобной щедростью планировщик выносит функции благодарность от имени процессора, отдаёт оставшийся кусок времени следующему желающему (а такие всегда найдутся) и не включает вызвавший Sleep поток в претенденты на передачу ему контекста выполнения на указанное количество миллисекунд. Красота!

Что же могло пойти не так? То, что программисты используют эту замечательную функцию не для того, для чего она предназначена.
Читать полностью »

Эта статья посвящена неопределённому поведению и оптимизациям компилятора, особенно в контексте знакового целочисленного переполнения.

Примечание от переводчика: в русском языке нет четкого соответствия в употребляемом контексте слова «wrap»/«wrapping». Существует математический термин "перенос", который близок к описываемому явлению, а термин "флаг переноса" (carry flag) — механизм выставления флага в процессорах при целочисленном переполнении. Другим вариантом перевода может быть фраза «вращение/переворот/оборот вокруг нуля». Она лучше отображает смысл «wrap» по сравнению с «перенос», т.к. показывает переход чисел при переполнении из положительного в отрицательный диапазон. Однако, как оказалось, эти слова смотрятся в тексте непривычно для тестовых читателей. Для упрощения в дальнейшем примем в качестве перевода термина «wrap» слово «перенос».

Компиляторы языка C (и C++) в своей работе всё чаще руководствуются понятием неопределённого поведения — представлением о том, что поведение программы при некоторых операциях не регламентировано стандартом и что, генерируя объектный код, компилятор вправе исходить из предположения, что программа таких операций не производит. Немало программистов возражало против такого подхода, поскольку сгенерированный код в этом случае может вести себя не так, как задумывал автор программы. Эта проблема становится всё острее, так как компиляторы применяют всё более хитроумные методы оптимизации, которые наверняка будут опираться на понятие неопределённого поведения.
Читать полностью »

GNU Arm Embedded Toolchain + PVS-Studio

Встраиваемые системы давно и прочно вошли в нашу жизнь. Требования к их стабильности и надежности очень высоки, а исправление ошибок обходится дорого. Поэтому для embedded разработчиков особенно актуально регулярное использование специализированных инструментов для обеспечения качества исходного кода. Эта статья расскажет о появлении поддержки GNU Arm Embedded Toolchain в анализаторе PVS-Studio и дефектах кода, найденных в проекте Mbed OS.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js