Рубрика «c++» - 58

Изучаем календарь - 1 Эта статья получилась из вопроса, который я вчера задал сам себе.

«Существует ли год, в котором ни один месяц не начинается в понедельник?»

На первый взгляд — да. Год может начинаться с любого дня недели, месяцы тоже каждый раз начинаются в разные дни недели. Вариантов множество, скорее всего, найдётся и не один такой год.

Так я подумал в первую минуту после того, как задался вопросом. Это следовало бы доказать. Перебрать все года, например. Простой и быстрый способ, но не интересный. Доказать математически было намного более заманчивой идеей, но как к этому подступиться я совершенно не понимал. Поэтому просто начал выписывать продолжительность каждого месяца на бумагу.

Тут стоит оговорить, что речь дальше пойдёт про григорианский календарь, по которому мы живём с 1918 года. Однако часть рассуждений будет верна и для юлианского.
Читать полностью »

Привет. Если ты знаешь ответ на вопрос в заголовке, – поздравляю, эта статья тебе не нужна. Она адресуется новичкам в программировании, вроде меня, которые не всегда могут самостоятельно разобраться со всеми тонкостями C++ и других типизированных языков, а если и могут, лучше всё равно учиться на чужих ошибках.
В данной статье я не просто отвечу на вопрос "Зачем нужны виртуальные функции в C++", а приведу пример из своей практики. Для краткого ответа можно обратиться к поисковикам, которые выдают примерно следующее: "Виртуальные функции нужны для обеспечения полиморфизма — одного из трёх китов ООП. Благодаря им машина может сама определить тип объекта по указателю, не загружая этой задачей программиста". О'кей, но вопрос «зачем» остался, хотя теперь он значит немного другое: "Зачем полагаться на машину, тратить лишние время и память, если можно самостоятельно подкастовать указатель, ведь тип объекта, на который он ссылается, почти всегда известен?" Действительно, кастование на первый взгляд оставляет виртуальные функции без работы, и именно оно становится причиной заблуждений и плохого кода. В мелких проектах проигрыш незаметен, но, как вы скоро убедитесь, с ростом программы касты увеличивают листинг в почти геометрической прогрессии.
Читать полностью »

Just take a look at SObjectizer if you want to use Actors or CSP in your C++ project - 1

A few words about SObjectizer and its history

SObjectizer is a rather small C++ framework that simplifies the development of multithreaded applications. SObjectizer allows a developer to use approaches from Actor, Publish-Subscribe and Communicating Sequential Processes (CSP) models. It's an OpenSource project that is distributed under BSD-3-CLAUSE license.

SObjectizer has a long history. SObjectizer itself was born in 2002 as SObjectizer-4 project. But it was based on ideas from previous SCADA Objectizer that was developed between 1995 and 2000. SObjectizer-4 was open-sourced in 2006, but its evolution was stopped soon after that. A new version of SObjectizer with the name SObjectizer-5 was started in 2010 and was open-sourced in 2013. The evolution of SObjectizer-5 is still in progress and SObjectizer-5 has incorporated many new features since 2013.

SObjectizer is more or less known in the Russian segment of the Internet, but almost unknown outside of the exUSSR. It's because the SObjectizer was mainly used for local projects in exUSSR-countries and many articles, presentations, and talks about SObjectizer are in Russian.

A niche for SObjectizer and similar tools

Multithreading is used in Parallel computing as well as in Concurrent computing. But there is a big difference between Parallel and Concurrent computing. And, as a consequence, there are tools targeted Parallel computing, and there are tools for Concurrent computing, and they are different.

Читать полностью »

Picture 1

Во время анализа кода, PVS-Studio выполняет анализ потока данных и оперирует значениями переменных. Значения берутся из констант или выводятся из условных выражений. Мы называем их виртуальными значениями. Недавно мы улучшали их для работы с multi-character-константами и это стало поводом для создания нового диагностического правила.

Введение

Multi-character-литерал является implementation-defined, поэтому различные компиляторы могут кодировать эти литералы по-разному. К примеру, GCC и Clang задают значение, основываясь на порядке символов в литерале, тогда как MSVC перемещает их в зависимости от типа символа (обычный или escape).
Читать полностью »

When you run queries in ClickHouse, you might notice that the profiler often shows the LZ_decompress_fast function near the top. What is going on? This question had us wondering how to choose the best compression algorithm.

ClickHouse stores data in compressed form. When running queries, ClickHouse tries to do as little as possible, in order to conserve CPU resources. In many cases, all the potentially time-consuming computations are already well optimized, plus the user wrote a well thought-out query. Then all that's left to do is to perform decompression.

How to speed up LZ4 decompression in ClickHouse? - 1

So why does LZ4 decompression becomes a bottleneck? LZ4 seems like an extremely light algorithm: the data decompression rate is usually from 1 to 3 GB/s per processor core, depending on the data. This is much faster than the typical disk subsystem. Moreover, we use all available CPU cores, and decompression scales linearly across all physical cores.
Читать полностью »

Суперсовременный OpenGL. Часть 2 - 1

Всем хорошего настроения и температуры за окном пониже. Как и обещал, публикую продолжение статьи по супер-пупер современному OpenGL. Кто не читал первую часть — Суперсовременный OpenGL. Часть 1.

Возможно повезет и я смогу весь оставшийся материал впихнуть в эту статью, это не точно…
Читать полностью »

Что такое кросс-компиляция? Какие есть инструменты для сборки бинарных файлов для Windows в Linux? Как настроить docker-контейнер для всего этого? Вот лишь небольшая часть вопросов, которые будут обсуждаться ниже.

Читать полностью »

Пользователи ClickHouse знают, что его главное преимущество — высокая скорость обработки аналитических запросов. Но как мы можем выдвигать такие утверждения? Это должно подтверждаться тестами производительности, которым можно доверять. О них мы сегодня и поговорим.

Обфускация данных для тестов производительности - 1

Такие тесты мы начали проводить в 2013 году, задолго до того, как продукт стал доступным в опенсорсе. Как и сейчас, тогда нас больше всего интересовала скорость работы данных сервиса Яндекс.Метрика. Мы уже хранили данные в ClickHouse с января 2009 года. Часть данных записывалась в базу с 2012 года, а часть — была переконвертирована из OLAPServer и Metrage — структур данных, которые использовались в Яндекс.Метрике раньше. Поэтому для тестов мы взяли первое попавшееся подмножество из 1 миллиарда данных о просмотрах страниц. Запросов в Метрике ещё не было, и мы придумали запросы, больше всего интересные нам самим (всевозможные виды фильтрации, агрегации и сортировки).

ClickHouse тестировался в сравнении с похожими системами, например, Vertica и MonetDB. Для честности тестирования его проводил сотрудник, который до этого не был разработчиком ClickHouse, а частные случаи в коде не оптимизировались до получения результатов. Похожим образом мы получили набор данных и для функциональных тестов.

После того, как ClickHouse вышел в опенсорс в 2016 году, к тестам стало больше вопросов.

Читать полностью »

Суперсовременный OpenGL. Часть 1 - 1

Всем привет. Все кто хоть немного разбирался в теме OpenGL знают, что существует большое количество статей и курсов по этой теме, но многие не затрагивают современный API, а часть из них вообще рассказывают про glBegin и glEnd. Я постараюсь охватить некоторые нюансы нового API начиная с 4-й версии.
Читать полностью »

Как быстро посмотреть интересные предупреждения, которые выдает анализатор PVS-Studio для C и C++ кода? - 1

Время от времени программисты, которые начинают знакомиться с анализатором кода PVS-Studio, спрашивают: «Есть ли список предупреждений, которые точно указывают на ошибки?» Такого списка нет по той причине, что неинтересные (ложные) предупреждения в одном проекте, в другом оказываются очень важными и полезными. Однако начать знакомство с анализатором с самых интересных предупреждений вполне можно. Давайте рассмотрим эту тему подробнее.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js