Рубрика «c++17» - 3

SObjectizer — это относительно небольшой C++17 фреймворк, который позволяет использовать в С++ программах такие подходы, как Actor Model, Publish-Subscribe и Communicating Sequential Processes (CSP). Что существенно упрощает разработку сложных многопоточных приложений на C++. Если читатель в первый раз слышит о SObjectizer-е, то составить впечатление о нем можно по этой презентации, или из этой уже достаточно старой статьи.

Вообще говоря, подобных открытых, все еще живых и все еще развивающихся инструментов для C++ не так уж и много. Можно вспомнить разве что QP/C++, CAF: C++ Actor Framework, actor-zeta и совсем молодой еще проект rotor. Выбор есть, но не сказать, что большой.

Недавно стала доступна очередная "мажорная" версия SObjectizer-а, где наконец-то появилась штука, о которой разговоры ходили давно, и к реализации которой я несколько раз безуспешно подступался. Можно сказать, что достигнута знаковая веха. Это также повод, чтобы рассказать о том, что ждет SObjectizer после релиза версии 5.7.0.

Поддержка send_case в select()

Итак, самое важное нововведение, которое появилось в v.5.7.0 и ради которого даже сломана совместимость с вышедшей в прошлом году v.5.6 (а совместимость мы просто так не ломаем) — это поддержка send_case в функции select(). Что сделало SObjectizer-овский select() гораздо более похожим на select из языка Go. Теперь посредством select() можно не только читать сообщения из нескольких CSP-шных каналов, но и отсылать исходящие сообщения в те каналы, которые оказались готовы для записи.

Читать полностью »

История про то, как я решил заняться разработкой игры без знаний и опыта в этой области, без движка и вложений. Зачем мне это? Зачем это кому-то другому? О провалах и успехах, о начале indie-разработки пост.

Любовь в ненависть indie gamedev'a - 1

Читать полностью »

В настоящей статье приводится разбор вариантов устранения антипаттерна «Зомби», описанного в первой части: Сказ об опасном std::enable_shared_from_this, или антипаттерн «Зомби».
Читать полностью »

С++, благодаря своей строгой типизации, может помочь программисту на этапе компиляции. На хабре уже довольно много статьей, описывающих как, используя типы, добиться этого, и это прекрасно. Но во всех, что я читал, есть один изъян. Сравним с++ подход и си подход с использованием CMSIS, привычный в мире программирования микроконтроллеров:

some_stream.set (Direction::to_periph)    SOME_STREAM->CR |= DMA_SxCR_DIR_0
   .inc_memory()                                          |  DMA_SxCR_MINC_Msk
   .size_memory (DataSize::word16)                        |  DMA_SxCR_MSIZE_0
   .size_periph (DataSize::word16)                        |  DMA_SxCR_PSIZE_0
   .enable_transfer_complete_interrupt();                 |  DMA_SxCR_TCIE_Msk;

Сразу видно, что с++ подход более читаем, и, поскольку каждая функция принимает конкретный тип, нельзя ошибиться. Си подход не проверяет валидность данных, это ложится на плечи программиста. Как правило, об ошибке узнают только при отладке. Но с++ подход не бесплатен. Фактически, каждая функция имеет своё обращение к регистру, в то время как на си сначала собирается маска из всех параметров на этапе компиляции, так как это всё константы, и записывается в регистр разом. Далее я расскажу, как попытался совместить типобезопасность с++ с минимизацией обращений к регистру. Вы увидите, это значительно проще, чем кажется.

Читать полностью »

Статическая подписка с использованием шаблона Наблюдатель на примере С++ и микроконтроллера Cortex M4 - 1

Всем доброго здравия!

В преддверии Нового года хочу продолжить рассказывать про использование С++ на микроконтроллерах, на этот раз попытаюсь рассказать про использование шаблона Наблюдатель (но далее я буду называть его Издатель-Подписчик или просто Подписчик, такой вот каламбур), а также реализацию статической подписки на С++17 и преимущества этого подхода в некоторых приложениях.

Читать полностью »

В статье приводится опасный антипаттерн «Зомби», в некоторых ситуациях естественным образом возникающий при использовании std::enable_shared_from_this. Материал — где-то на стыке техники современного C++ и архитектуры.
Читать полностью »

В Яндекс.Такси придерживаются микросервисной архитектуры. С ростом количества микросервисов мы заметили, что разработчики много времени тратят на boilerplate и типичные проблемы, при этом решения не всегда получаются оптимальные.

Мы решили сделать свой фреймворк, с C++17 и корутинами. Вот так теперь выглядит типичный код микросервиса:

Response View::Handle(Request&& request, const Dependencies& dependencies) {
  auto cluster = dependencies.pg->GetCluster();
  auto trx = cluster->Begin(storages::postgres::ClusterHostType::kMaster);

  const char* statement = "SELECT ok, baz FROM some WHERE id = $1 LIMIT 1";
  auto row = psql::Execute(trx, statement, request.id)[0];
  if (!row['ok'].As<bool>()) {
    LOG_DEBUG() << request.id << " is not OK of " << GetSomeInfoFromDb();
    return Response400();
  }

  psql::Execute(trx, queries::kUpdateRules, request.foo, request.bar);
  trx.Commit();

  return Response200{row['baz'].As<std::string>()};
}

А вот почему это крайне эффективно и быстро — мы расскажем под катом.
Читать полностью »

Последнее время я сильно увлекся вопросом надежности софта для микроконтроллеров, 0xd34df00d посоветовал мне сильнодействующие препараты, но к сожалению руки пока не дошли до изучения Haskell и Ivory для микроконтроллеров, да и вообще до совершенно новых подходов к разработке ПО отличных от ООП. Я лишь начал очень медленно вкуривать функциональное программирование и формальные методы.

Все мои потуги в этих направлениях это, как было сказано в комментарии ради любви к технологиям, но есть подозрение, что сейчас никто не даст мне применять такие подходы (хотя, как говориться, поживем увидим). Уж больно специфические навыки должны быть у программиста, который все это дело будет поддерживать. Полагаю, что написав однажды программу на таком языке, моя контора будет долго искать человека, который сможет принять такой код, поэтому на практике для студентов и для работы я все еще по старинке использую С++.

Продолжу развивать тему о встроенном софте для небольших микроконтроллеров в устройствах для safety critical систем.

На этот раз попробую предложить способ работы с конкретными ножками микроконтроллера, используя обертку над регистрами, которую я описал в прошлой статье Безопасный доступ к полям регистров на С++ без ущерба эффективности (на примере CortexM)

Чтобы было общее представление того о чем я хочу рассказать, приведу небольшой кусок кода:

using Led1Pin = Pin<Port<GPIOA>, 5U, PinWriteableConfigurable> ;
using Led2Pin = Pin<Port<GPIOC>, 5U, PinWriteableConfigurable> ;
using Led3Pin = Pin<Port<GPIOC>, 8U, PinWriteable> ;
using Led4Pin = Pin<Port<GPIOC>, 9U, PinWriteable> ;
using ButtonPin = Pin<Port<GPIOC>, 10U, PinReadable> ;

//Этот вызов развернется в  2 строчки
// GPIOA::BSRR::Set(32) ; // reinterpret_cast<volataile uint32_t *>(0x40020018) = 32U 
// GPIOС::BSRR::Set(800) ; // reinterpret_cast<volataile uint32_t *>(0x40020818) = 800U 
 PinsPack<Led1Pin, Led2Pin, Led3Pin, Led4Pin>::Set() ; 

//Ошибка компиляции, вывод к которому подключена кнопка настроен только на вход
ButtonPin::Set() 

auto res = ButtonPin::Get() ; 

Читать полностью »

image

Доброго времени суток, коллеги. Я по-прежнему являюсь разработчиком ISPsystem, и меня все еще зовут Дмитрий Смирнов. Некоторое (довольно продолжительное) время я никак не мог определиться с темой следующей публикации, поскольку материала за последние месяцы работы с Boost.Asio накопилось много. И уже в тот момент, когда казалось, что легче подбросить монетку, одна задача все изменила. Нужно было разработать инструмент, позволяющий frontend’у фильтровать данные в запрашиваемых списках. Сам же список со стороны backend'а представляет собой обыкновенный json_array. Добро пожаловать под кат, там все взлеты и падения последних дней.

Читать полностью »

Just take a look at SObjectizer if you want to use Actors or CSP in your C++ project - 1

A few words about SObjectizer and its history

SObjectizer is a rather small C++ framework that simplifies the development of multithreaded applications. SObjectizer allows a developer to use approaches from Actor, Publish-Subscribe and Communicating Sequential Processes (CSP) models. It's an OpenSource project that is distributed under BSD-3-CLAUSE license.

SObjectizer has a long history. SObjectizer itself was born in 2002 as SObjectizer-4 project. But it was based on ideas from previous SCADA Objectizer that was developed between 1995 and 2000. SObjectizer-4 was open-sourced in 2006, but its evolution was stopped soon after that. A new version of SObjectizer with the name SObjectizer-5 was started in 2010 and was open-sourced in 2013. The evolution of SObjectizer-5 is still in progress and SObjectizer-5 has incorporated many new features since 2013.

SObjectizer is more or less known in the Russian segment of the Internet, but almost unknown outside of the exUSSR. It's because the SObjectizer was mainly used for local projects in exUSSR-countries and many articles, presentations, and talks about SObjectizer are in Russian.

A niche for SObjectizer and similar tools

Multithreading is used in Parallel computing as well as in Concurrent computing. But there is a big difference between Parallel and Concurrent computing. And, as a consequence, there are tools targeted Parallel computing, and there are tools for Concurrent computing, and they are different.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js