Масштабы краудфандинга велики и продолжают расти. Во всяком случае в реальном мире, где несколько резонансных проектов дали этой идее толчок, всё давно уже так. А теперь коллективный фандинг становится стандартным способом финансирования новых крипто-проектов. И несмотря на то, что в распоряжении крипто-сообщества немало крутых технологий, оно не всегда действует эффективно. Пожалуй, пришла пора использовать некоторые крипто-правила в крипто-краудфандинге.
Краудфандинг стал мейнстримом. Значимые лица в индустрии говорят, что в 2015 году на долю краудфандинга пришлось около 2,5 миллиардов долларов, в то время как весь сектор оценивался в 34 миллиарда долларов (включая 25 миллиардов p2p-займов и ещё 5,5 миллиардов вознаграждений и пожертвований). Поскольку в мировой экономике проблемы, а традиционные источники займов оскудели, в этом секторе следует логично ожидать роста.
2014 год стал годом, когда в крипто-среде возникла идея ICO — процедуры первичной продажи монет (по аналогии с IPO — первичной публичной продажей акций). До того главенствовала своеобразная традиция майнинга: надежность новых проектов и их распространение происходило на базе принципа доказательства выполнения работы. На тот момент он считался более справедливым вариантом, чем идея «премайнинга» монет и вознаграждения инвесторов за риски, которые они на себя берут, фактически обеспечивая маркетинг и разработку нового проекта.
Читать полностью »