Рубрика «Блог компании ВымпелКом (Билайн)» - 9

О наводнении мы узнали глубокой ночью от инженера, следящего за мониторингом. Базовые станции одна за другой показывали сразу каскад аварий (срабатывали чуть ли не все датчики), а потом полностью уходили из сети. Чуть позже в техслужбу начали поступать новости о самом наводнении, на место выехали два инженера из Новороссийска, так как они находились ближе всех, и у одного из них там жили родители.

Город в это время был закрыт на въезд: пускать обещали только к вечеру. Один из наших инженеров пробился в город к обеду (он поспешил к родителям), и после того как убедился, что с семьёй всё в порядке — у них, фактически, было затоплена квартира под потолок, но обошлось без жертв — начал объезжать базовые станции и сообщать что с ними произошло. Подойти удалось только к нескольким, вокруг остальных ещё находилась вода и можно было понять только то, что они были затоплены полностью.

Восстановление связи после наводнения в Крымске
Вот так выглядел город, когда мы приехали — и чем дальше шли, тем больше разрушений видели.Читать полностью »

Обзор векторов атак на мобильные телефоны

Ниже содержатся обзоры возможных векторов атак на мобильные телефоны без описания конкретных методик и действий. Основная задача поста — дать понять, что опасно, а что нет, и как можно защитить свои устройства. В качестве примеров используются известные работающие атаки на старые модели телефонов, либо варианты, закрытые уже почти на всех прошивках.Читать полностью »

Как работает биллинг сотового оператора?
Платформа обрабатывает InitaialDP 37 мс; абонент слушал гудки 10 сек; длительность разговора – чуть больше 5 минут.

Биллинг собирает информацию об использовании телекоммуникационных услуг, их тарификации, отвечает за выставление счетов абонентам и обработку платежей.

Есть 2 основных типа расчета:

  • Постоплата — выставление счёта за период по его итогам (postpaid)
  • И авансовая система (prepaid), когда деньги заносятся заранее.

Постоплата появилась исторически раньше, но предоплата оказалась удобнее для клиентов (контролируемее – чуть что не так, происходит отключение, а не выставляется большой счёт).
Читать полностью »

Конструктор «Видеоконтроль»Пару недель назад закончилась серия практических тестов, в ходе которой мы испытывали набор из беспроводной камеры и разных датчиков к ней. Собственно, испытывали даже не мы, а несколько частных охранных предприятий, с радостью получивших новую игрушку.

Вообще, попытки создать беспроводную камеру, отправляющую данные благодаря SIM-карте, предпринимаются достаточно давно. Ещё несколько лет назад появились первые решения, которые могли гордиться металлическим корпусом, габаритами «полкирпича» и аккумулятором от Nokia на старых добрых советских болтах. Программировать их приходилось отправляя SMS-сообщения на SIM-карту внутри, а они, в свою очередь, отдавали картинку в ответ на входящее сообщение или просто по таймеру. Даже эти «динозавры» уже были удобны для некоторых объектов, но дальше ряда экспериментов дело не пошло.

Проблем было несколько:

  1. Широко распространённое тогда 2G-покрытие накладывало ограничения на использование: сотовая инфраструктура была просто не готова поддерживать такие устройства.
  2. Не было специальных тарифов для таких камер: эксплуатация была довольно дорогой.
  3. Управление было сложным: нужно было быть инженером, чтобы правильно всё настроить или перенастроить.
  4. Из-за той же сложности с программированием через SMS-команды настройка сотни камер или перенастройка их на другой режим превращалась в натуральный ад.
  5. Камера не работала со внешними датчиками, что очень ограничивало её возможности на практике.

Читать полностью »

Как работает мобильное телевидениеНаверное, многие помнят маленький мобильный телевизор родом из Советского Союза, который можно было заметить в машинах и над которым дико прикалывались туристы. Небольшие переносные телевизоры практически гарантировали нечеткое изображение и помехи даже при медленном движении, но при этом пользовались успехом. С тех пор много что поменялось — и сейчас есть три варианта приёма телевизионных данных на телефон: Аналоговый приёмник

  • Стандартная технология времён СССР. Выпускается ограниченный набор телефонов с выдвижной антенной и аналоговым TV-тюнером.
  • Потребляет ресурс батареи довольно существенно.
  • Сильные помехи и искажения, ухудшающиеся при движении.

DVB-H

  • Специальная сеть для ТВ-вещания на мобильные устройства: у нас такую пришлось бы ещё построить и эксплуатировать. Крайне ограничен выбор моделей телефонов с поддержкой технологии.
  • Ресурс батареи потребляется наиболее экономично.
  • Приём хороший при движении со скоростью до 150 километров в час.
  • Требует выделения собственных частот для вещания.

Streaming ТV

  • Использует стандартную сеть оператора. Покрытие соответствует сети. Легко внедрить, поддерживается многими телефонами, доступно в эксплуатации по России.
  • Очень сильно потребляет ресурс батареи: постоянный приём и сложная постобработка.
  • Мобильность сильно ограничена: чем быстрее движение, тем хуже скорость (особенность сети).

Читать полностью »

Энергосберегающие технологии на практике
Часть распределённой базовой станции

Энергосберегающие технологии, или «зелёные технологии» — это один из приоритетов нашей сферы. Я расскажу о том, что именно мы уже сделали и как работают конкретные решения, которые позволяют экономить довольно много энергии.Читать полностью »

Как выглядит современная юзабилити лаборатория

Многие представляют себе юзабилити-лабораторию как пространство, где людям показываются прототипы продуктов, всё записывается и на основе полученных данных вносятся изменения в интерфейс. Да, это есть в лаборатории, но в то же время — это только вершина айсберга. Непосредственно тестирование — это уже зрелищный финал. До того, как вообще начнётся разработка первого прототипа продукта нужно сделать огромное количество разных вещей.

Юзабилити-лаборатория — это несколько помещений, в которых моделируются различные контексты использования услуг «Билайн». У нас три зоны: офис, дом и кафе. Все три зоны снабжены записывающим оборудованием, позволяющим специалистам точно увидеть и зафиксировать, что и как делает пользователь. Во все три зоны выходят «окна» из зала, где сидят наблюдатели — для участников исследования они выглядят как зеркала, для членов рабочей группы, пришедших понаблюдать за ходом исследования, они прозрачны.

Как выглядит современная юзабилити лаборатория
Помещения лаборатории Читать полностью »

Wi Fi в метро: смотрите на кабель в стене туннеля
Излучающий кабель — модернизированный щелевой излучатель

В феврале этого года я участвовал в запуске пилотной зоны Wi-Fi на Сокольнической линии метро. Длина линии чуть больше 26 километров. На время теста сеть была в двух составах, сейчас проехать почти все это расстояние (от Сокольников до станции Спортивной) можно полностью онлайн.

Технология

Мы использовали уже проложенный излучающий кабель в тоннелях. По кабелю передается сигнал 3G, со скоростью до 14 Мбитсек. В вагонах поезда стоят 3G-Wi-Fi роутеры, преобразующие 3G-сигнал в Wi-Fi.

Одной из серьёзных технических сложностей при оборудовании вагонов метро была в нестандартном электропитании в вагонах +75 В, с учетом того, что Wi-Fi оборудование не рассчитано на такое напряжение сети.

В очень сжатые сроки (наших техников допустили к работам с оборудованием лишь за неделю до начала тестирования) пришлось искать производителей, которые работают с источниками питания, рассчитанными на такое напряжение. Ближайший такой производитель нашелся в Санкт-Петербурге, как только наши сотрудники завершили сделку по поставке оборудования и привезли его в Москву, в течение суток оно было установлено в вагоны.

Почему была выбрана именно Сокольническая линия?

Это самая первая линия Московского метро, запущенная в 1935 году. Она соединяет множество станций, над которыми расположены объекты культуры, образования, бизнес-центры. Что важно, на этой ветке велика доля людей со смартфонами, планшетными компьютерами и другими устройствами с Wi-Fi-модулем. Ветка не слишком загружена пассажирами, на ней удобно ездить с устройствами доступа в Интернет, и она достаточно длинная для того, чтобы получить удовольствие от Wi-Fi.

Почему не кольцевая?

Кольцевая линия самая неудобная с точки зрения использования Интернета:

  • Это короткая линия
  • Каждая станция пересадочная, очень много входящих и выходящих
  • На кольцевой линии большая часть народу едет на 1-2 станции до пересадки

В реальности полноценно воспользоваться Wi-Fi на кольце очень сложно, если только не кататься ради интернета. В первую очередь Wi-Fi нужен именно на радиальных ветках, так как на них пассажиры проводят больше всего времени.

Как это работает в деталях?

От базовой станции, работающей в стандарте 2G/3G, вдоль тоннеля проложен излучающий кабель, который обеспечивает покрытие вагонов GSM/UMTS сигналом на всём протяжении пути.

Wi Fi в метро: смотрите на кабель в стене туннеля

Он представляет собой модернизированный щелевой излучатель. По сути, это коаксиальный кабель (рабочие частоты 800 МГц – 2700 МГц) с отверстиями на которые накручиваются дипольные антенны (так называемые «гвозди»).

Wi Fi в метро: смотрите на кабель в стене туннеля

На всём протяжении пути обеспечивается бесшовный роуминг для абонентских устройств.

Установленный в вагоне мобильный маршрутизатор преобразует полученный сотовый сигнал (3G/EDGE/GPRS) в стандарт WiFi (802.11b/g) и раздаёт интернет трафик для абонентских устройств внутри вагонов электропоезда.

И обратно, зарегистрированные в сети пассажиры передают информацию со своих гаджетов на точку доступа Wi-Fi, с неё происходит передача трафика с помощью 3G-модема в сеть Интернет через мобильную сеть «Билайн».

Wi Fi в метро: смотрите на кабель в стене туннеля

Сейчас точками доступа Wi-Fi оборудовано несколько составов, курсирующих по Сокольнической линии метро, 3G-покрытие есть от Спортивной до Красносельской. Дальнейшее развитие сети в метро даст:

  • Непрерывную мобильную связь.
  • Быстрый мобильный доступ в интернет для пассажиров, а позже и для сотрудников метрополитена, что позволит внедрять разные информационные сервисы и ставить современные датчики, например.
  • Это, в свою очередь, даст возможность более детального удалённого контроля за системами.

Читать полностью »

Как и почему происходит блокировка сайтов

В некоторых случаях в нашей сети требуется блокировать доступ к определённым сайтам, так или иначе нарушающим законы РФ. Ниже — FAQ про то, что происходит и почему.

— У меня не открывается сайт: это блок?
Если показывается специальная страница, объясняющая, что сайт заблокирован непосредственно провайдером — да. Если на фиксированном доступе показывается что-либо другое — нет. Для мобильного доступа специальной страницы-заглушки нет.

— Есть ли в сети ОАО «ВымпелКом» специальное оборудование для блокировки сайтов?
Нет.

— Как осуществляется блокировка на аппаратном уровне?
На сети передачи данных ОАО «ВымпелКом» нет оборудования, позволяющего реализовать ограничение доступа абонентов, использующих услугу мобильного и фиксированного интернет по URL адресам, а именно осуществлять блокирование доступа абонентов к конкретным страницам и разделам web-сайтов. Для осуществления блокирования доступа к конкретным страницам и разделам web-сайтов требуется установка дополнительных программно-аппаратных комплексов во всех точках (по всей России) аггрегации абонентского трафика и выхода трафика в Интернет (GGSNs, BRASs, граничные маршрутизаторы магистральной сети). Данное дополнительное оборудование не является необходимым для предоставления услуг мобильного и фиксированного интернета абонентам. ОАО «ВымпелКом» осуществляет блокировку доступа к Интернет-сайтам с незаконной информацией, с учетом имеющейся у Компании технической возможности, путем добавления на пограничных маршрутизаторах правил фильтрации по определенному IP адресу Интернет-сайта. Читать полностью »

Поздравляем всех работников телеком-сферы и IT-сферы с днём сисадмина! В этом месяце у нас был ещё один профессиональный праздник — исполнилось 20 лет с момента первого звонка в сети «ВымпелКом».

История примечательна тем, что 20 лет назад пришлось делать реверс-инжиниринг американского модуля, в реальность которого сами американцы не верили. Ниже в топике — пара фотографий оборудования тех лет и воспоминания участника событий в 1992 году.

Первая базовая станция и первый звонок
Суворов Г.М. и Николаев И.Н. у первого стенда для настройки. Впоследствии был заменён на один небольшой прибор фирмы «Маркони инструментс». В руках первые Моторолы.

Как выглядела первая базовая станция?

Оборудование БС состояло из двух шкафов – радиошкафа фирмы PLEXSYS и шкафа источника питания с аккумуляторной батареей. Радиошкаф состоял из 8 чисто аналоговых каналов, то есть соответственно мог обслуживать одновременно 8 абонентов. Шкаф подключался к коммутатору MSC одним ИКМ потоком.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js