Рубрика «Блог компании ВымпелКом (Билайн)» - 8

Моя работа — ждать IT катастрофы

Лучшее, что может случиться, — это если результаты того, что я делаю, никогда и никому не пригодятся.

Можно сказать, что я профессиональный параноик: моя задача — разрабатывать планы действий на случай чрезвычайных ситуаций и обучать людей грамотно реагировать в таких случаях. Зачем это нужно? Довольно просто — чтобы в случае непредвиденных ситуаций всегда была страховка.

Вот, например, знаете что будет, если землетрясение уничтожит основной московский ЦОД?

  1. Сработает автоматика и перебросит часть сервисов на другие ЦОДы. Всё то, что было active-active, продолжит работу (это базовые функции сети, вроде звонков и SMS).
  2. Затем включается базовый сценарий реакции. Сразу после происшествия формируются команды восстановления из специально обученных людей на объекте, имеющих подготовку по всем аспектам работы этого объекта. Например, из инженера на смене, охранника, системного администратора и так далее. Они бросают все свои текущие дела и занимаются только восстановлением.
  3. В течение первых 10 минут «бронзовая» команда восстановления анализирует ситуацию. На 11-й минуте руководитель команды докладывает команде более высокого уровня («серебряной», как правило, не присутствующей на объекте), например, главному инженеру и руководителю подразделения.
  4. «Серебряная» команда принимает решение на своём уровне. В нашем случае проблема явно особенно важная, поэтому команда связывается с «золотой» командой — руководителями самого высокого уровня. На принятие решения о том, что ситуация является чрезвычайной, уходит ещё 10 минут (это очень быстро). В течение ещё 5 минут активируются составленные нами планы аварийного восстановления.
  5. Руководители «бронзовых» команд собирают людей и идут восстанавливать, что могут, на месте. Параллельно собирается кризисный комитет, включающий известных специалистов, описанных в плане на этот случай.
  6. Далее кризисный комитет взаимодействует с HR, PR, безопасниками и другими службами. В частности, совершенно точно PR к этому моменту будет остро нуждаться в информации — абоненты уже полчаса без мобильного из интернета, нужно выступить с данными о сроках восстановления.
  7. Разворачивается резервная точка. В течение 20-30 минут восстанавливается инфраструктурный слой. Затем идет восстановление СУБД и там, где надо, восстановление из архива с ленты. Далее — восстановление приложений (от получаса до дня).
  8. Параллельно в течение первого часа проверяется, как всё переехало.
  9. Затем появляются детальные отчёты. План аварийного восстановления заканчивается, и мы снова «засыпаем» до следующей ситуации.

Читать полностью »

Как мы строили сотовую связь в Камбодже: часть 2, про людей
IT-подразделение компании

Первый топик был про то, как мы за полгода построили с нуля ЦОД и сотовую инфраструктуру современного уровня, а затем резко зашли на рынок. Это второй топик про то, как мы общались с камбоджийцами и то, как я обучал свой IT-отдел.

Итак, напомню, в сам момент приезда там было «ничего» – лицензия, пара комнат, маленький канал интернета. А создать надо было полноценного конкурентного оператора. И сделать это за 8 месяцев. Выйти на рынок, вывести новый для страны бренд. Сформировать штат. Создать сеть. Создать инфраструктуру. Создать материальную базу. То есть абсолютная свобода в любом направлении.

Изначальный план был такой: забросить команду из России (нас), поднять сеть, обучить местных жителей и эвакуироваться, оставив новую компанию работать на рынке. Читать полностью »

На северо-восток от Архангельска есть алмазное месторождение Гриба, на котором работает несколько тысяч человек. Поселений как таковых в районе нет, только временные дома с рабочими. И вот как раз этим людям нужна связь, чтобы иметь возможность поговорить с родными или просто выйти в сеть за электронной почтой.

Для размещения базовой станции понадобилось строительство вот такой вышки. На ней антенны сотовой связи и часть оборудования:

Как мы делали связь на месторождении алмазов имени Гриба
42-метровая вышка

Строительство мачты является самым дорогим и долгим этапом строительства базовой станции. Такая высокая мачта – 42 метра – была нужна для того, чтобы обеспечить связью довольно большую территорию. Площадь большая, плюс сложный рельеф самого месторождения. Зона покрытия 8-12 км. Ближайших соседей нет. Наша ближайшая базовая станция располагается на расстоянии более 150 километров. Канал связи с «большой сетью» — спутниковый, сама базовая станция – распределённого типа. Читать полностью »

Как мы построили сотовую сеть в Камбодже
Вид с крыши строящегося дата-центра в Камбодже

«Билайн» есть не только в России, но и ещё в нескольких странах. И если строительство сотовой сети у нас достаточно подробно описано (про это даже есть целая книга), то про другие страны информации мало. Я занимался развитием сети в Камбодже, и немного расскажу об этом.

Если вы читали Вернора Винджа, то помните концепцию игры про развитие технологии на малоразвитых планетах, когда старшая цивилизация, используя свои знания, просчитывает оптимальный путь для младшей. Например, от каменных топоров до радио за 20 лет, или от пороховых пушек до Интернета за два года.

У нас была примерно похожая ситуация: нужно было за полгода запустить сеть с нуля, используя все знания и практические наработки. Страна точно была готова к такому прогрессу: после войны она развивалась, просто перешагивая ненужные шаги. Например, в Камбодже никогда не было проводных телефонов: они просто перешли с телеграфа на сотовую связь. Читать полностью »

«Билайн» обновляется: сначала — личный кабинет. Приглашаем на бета тесты

Добрый день!
Пару лет назад у нас стартовал проект по улучшению сервиса. Мы меняемся в лучшую сторону, просто делаем это не так быстро, как бы всем хотелось, но быстрее, чем многие, даже западные, мобильные операторы. Помните, когда мы только начинали вести этот блог на Хабре, вы прислали нам много различных идей по улучшению работы?

Как раз тогда особенно сильно досталось личному кабинету. Примерно тогда же, в конце 2011-го, мы решили плотно заняться его улучшением. Но когда мы начали копаться в нём детально, то быстро выяснилось, что рефакторингом и редизайном не обойтись – проще снести и построить всё с нуля, и так, чтобы ещё лет 10 кабинет всех радовал. Что мы и сделали вместе с отличной командой техспециалистов, своими разработчиками и Студией Лебедева за 8 месяцев.

А сейчас приглашаю вас первыми на бета-тестирование. Ссылка вот: my.beeline.ru/login.html (или по баннеру внизу здесь).Читать полностью »

Романтика севера: спутниковые посты у базовых станций, лопата и невероятно много снега
Спутниковый пост, п. Диксон

Красноярский край по площади — самый большой в РФ. Территория огромная, а обжитая часть при этом довольно маленькая. Часть населённых пунктов, особенно в северных районах края, становятся труднодоступными после прекращения навигации по Енисею — то есть примерно 7 месяцев в году остаётся только авиатранспорт или “зимник”.

Многие населенные пункты были основаны еще XVII веке, и существуют до сих пор. Такие поселки в основном служат в качестве опорных баз для геологов, нефтяников, золотодобытчиков и других людей, чья работа тесно переплелась с севером.

Во всех этих посёлках именно сотовая связь – это единственный способ общения с большой землей, а также возможность получить доступ в Интернет. Первая базовая станция GSM «Билайн», работающая через «спутник», была запущена в эксплуатацию в 2003-м году в поселке Тура. Читать полностью »

Вот это — машина для проведения измерений, она же мобильная лаборатория, она же на жаргоне — «ёжик». Почти обычный автомобиль, который достаточно сложно заметить в потоке. Снаружи нет ничего особенного бросающегося в глаза.

«Ёжик» на выезде: измерение качества сети

Ёжиком его называют из-за вот такой особенности:

«Ёжик» на выезде: измерение качества сети

Это – антенны специальных сотовых терминалов, расположенных в измерительном комплексе. В распоряжении Отдела радиоизмерений и контроля качества связи Технической дирекции «Билайн» Московского региона таких машин 4, и они ежедневно ездят по городу для проведения замеров на сети. Читать полностью »

Привет, читатели! У меня к вам вопрос на пару минут. От ответа зависит то, какой инструмент для управления смартфонами сотрудников вы получите и что в него войдёт.

Есть такая тенденция BYOD (Bring Your Own Device) — это когда сотрудник приносит свой смартфон или планшет в компанию и говорит, что хочет делать с него рабочие звонки, читать корпоративную почту и ставить на него корпоративный софт. Проще говоря, он хочет работать с этим устройством в экосистеме компании.

Например, на новых Blackberry c ОС ВВ10 это выглядит так: вы свайпите вверх и можете выбрать корпоративную или личную область. В корпоративной области находятся рабочая почта, рабочие логины на сайтах, рабочие приложения и сертификаты, рабочие же документы, а в личной – ваша личная почта и личный рабочий стол. При этом, например, при уходе из компании, вы знаете, что корпоративная часть является собственностью корпорации и будет сначала удалена, а потом перезаписана на новую в новом месте, а личная остаётся вашей, и никак не может быть затронута.

Понятно, что для воплощения подхода BYOD для всех смартфонов нужно IT-решение и такие решения уже есть. Мы рассматриваем возможность внедрения платформы, которая позволит сделать управление девайсами сотрудников очень простым – через мобильный облачный сервис. И вопросы у меня по тому, что именно вы бы хотели в этом сервисе видеть. Читать полностью »

В 14:00 по Москве в мире происходит сразу много событий и звучит много звуков. Из этих звуков можно собрать музыку. И после десятка «невозможно», мы всё-таки решили, что такой ролик может быть снят.

Работа велась в 17 странах сразу, режиссёр физически был только на одной съёмочной площадке, а команды по всему земному шару – это 80 обычных людей, которые нашлись благодаря соцсетям.

Ниже в посте про как мы искали разные одновременно звучащие звуки, сводили их в музыку, получали отказы от композиторов, находили по всему миру людей для крауд-съёмок, ставили им задачи, отбивались от безопасников, собирали всё в итоге в одно видео и делали то, что считалось до этого почти невозможным. Читать полностью »

Год большого трафика

В этом году нам исполнилось 20 лет. Мы начинали с пяти человек в вязаных свитерах, реверс-инжиниринга американских модулей, антенны на здании МИД, телефонов размером с пару книг – и если бы кто-то тогда назвал нам объём трафика, который прошел по сети в прошедшем году, инженеры бы просто покрутили пальцем у виска. Да, 2012 год – это год большого трафика. Например, по итогам 3 квартала этого года за год дата-трафик в сети вырос на 78%, и этот рост будет продолжаться.

Понадобилось очень много изменений в сети. За год до того, как основные узлы передачи в пакетной сети (точнее – узлы обработки трафика) стали «бутылочным горлышком» мы произвели достаточно крупную замену на новое железо: это LTE-ready, масштабируемая архитектура, куда меньшие затраты электроэнергии на единицу трафика.

Кроме того за год наши инженеры сделали очень много в техническом плане по обновлению и расширению сети. Плюс мы в конце апреля запустили HSPA+ в центре Москвы (это технология, позволяющая достигать скорости передачи данных до 21 мБит/сек) и продолжаем развивать эту технологию. В ноябре HSPA+ работала уже в Санкт-Петербурге, Архангельске, Северодвинске, Вологде, Череповце, Калининграде, Мурманске, Великом Новгороде, Петрозаводске, Пскове и еще в около 100 населенных пунктах Северо-Запада. Сейчас наша сеть поддерживает данную технологию во всех регионах России на примерно 40% сети 3G. В Москве, где требования к трафику наиболее высоки, ёмкость сети также повышена на 40%.

Ниже — ещё детали о разных изменениях в сети за год. Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js