Рубрика «Блог компании ВымпелКом (Билайн)» - 5

HD Voice для сотовой связи — Харитон, Дмитрий, Владимир, Олег, Ирина, Слава!

Мы включили HD-Voice на сети «Билайн» в Москве. Ниже записи звука до и после, а также технические детали.

В основе режима HD-voice лежит технология AMR-WB (Adaptive Multi Rate Wadeband) – широкополосное адаптивное кодирование с переменной скоростью), также данный кодек известен как стандарт G.722.22. В теории человек может услышать звуки в диапазоне 20Гц – 20кГц, но на практике достаточно передавать звук в существенно более узком диапазоне. При кодировании речи в AMR-WB используется диапазон частот 50Гц-7кГЦ, этого абсолютно достаточно для полноценной передачи голоса. Для примера, в кодеке AMR используется диапазон 300-3кГц. Метод может использоваться в сетях 2G и 3G.

Проще говоря, теперь человеческий голос будет звучать естественнее, потому что перестанет «ужиматься» в довольно узкую полосу, необходимость которой была когда-то продиктована ограничениями инфраструктуры. Кроме того, при HD-кодировании, внешние шумы оказывают меньшее воздействие на разборчивость речи.Читать полностью »

Как мы обеспечивали связью «Сапсан» и «Аллегро»
Строительство одной из позиций в Ленинградской области

«Cапсан» ходит из Москвы в Санкт-Петербург приблизительно за 4 часа, «Аллегро» из Санкт-Петербурга в Хельсинки (Финляндия) за 3,5 часа. Скорость поездов – около 200 км/ч.

Изначально покрытие на этих маршрутах было таким же, как и на многих других железных дорогах: уверенный приём в крупных городах, практическое отсутствие мобильной связи или случайные базовые станции на пути между ними.

Нам предстояло построить непрерывное (бесшовное) покрытие мобильной сети 3G/2G на всем пути следования поездов Сапсан и Аллегро. Я отвечал за организационную и техническую части этого интересного проекта. Читать полностью »

image
Мы с котом немного «разогнали» витую пару, приходящую в квартиру

Обычно считается, что «потолок» DSL – 20-30 Мбит/с, (FTTB) витая пара до квартиры — 100 Мбит/с, а PON поддерживает скорости выше 100 мегабит. Мы с коллегами решили развеять мифы и ”разогнать” технологию FTTB для отдельно взятого провайдера.

Первым делом мы полезли на чердак в доме. Уже сейчас к нам в каждый дом приходит не менее 1 Гбит/с, а на домовом узле есть подходящий гигабитный «медный» порт. То есть мы можем просто взять и переключить любую квартиру, где лежит наш кабель, в подходящий порт и обеспечить скорости более 400 Мбит/с.

Собственно, мы это уже сделали в рамках бета-тестов, а на днях запустили в коммерческую эксплуатацию услуги в Москве с новыми скоростями. Да, вы, скорее всего, можете подключиться.Читать полностью »

Какие ошибки делают хардкорные инженеры при обучении других людей
Идёт технический тренинг

Снова здравствуйте. Я работаю во внутреннем университете «Билайна» и среди прочего учу инженеров и других технических специалистов учить других наших сотрудников. И я обещала рассказать вам про то, что делать, если завтра выступать, а вы даже понятия не имеете, как выходить к аудитории. Ну и заодно пробежаться по типичным ошибкам.

Чем средний техспециалист отличается как тренер?
Двумя вещами. Во-первых, плюс — он умеет идеально структурировать информацию и подавать только жёсткие факты, подкреплённые выверенной системой доказательств или опытом. Никакой воды. Во-вторых, минус — при этом ему обычно довольно сложно даётся общение с людьми первые несколько выступлений. Именно это я и исправляю.Читать полностью »

Мифы и легенды про Big Data
Один из наших кластеров для пилотных задач (Data node: 18 servers /2 CPUs, 12 Cores, 64GB RAM/, 12 Disks, 3 TB, SATA — HP DL380g)

— Что такое Big Data вообще?
Все знают, что это обработка огромных массивов данных. Но, например, работа с Oracle-базой на 20 Гигабайт или 4 Петабайта — это ещё не Big Data, это просто highload-БД.

— Так в чём ключевое отличие Big Data от «обычных» highload-систем?
В возможности строить гибкие запросы. Реляционная база данных, в силу своей архитектуры, предназначена для коротких быстрых запросов, идущих однотипным потоком. Если вы вдруг решите выйти за пределы таких запросов и собрать новый сложный, то базу придётся переписывать – или же она умрёт под нагрузкой.

— Откуда берётся эта новая нагрузка?
Если чуть углубиться в архитектуру, то можно увидеть, что традиционные базы данных хранят информацию очень дисперсионно. Например, у нас номер абонента может быть на одном сервере в одной таблице, а его баланс — в другой таблице. Быстродействие требует максимального разбиения данных. Как только мы начинаем делать сложные join'ы, производительность резко падает. Читать полностью »

image
Базовая станция доставляется по зимнику

Зимник – это такая дорога, которая проходима только несколько месяцев в году. Её каждый раз нужно строить заново, потому что делается она, фактически, из прессованного снега и льда. Как температура опустится до -15, по зимнику можно будет перебираться через ручьи, ямы и болота и разные мелкие озёра. В Якутии около 7 тысяч километров зимников прокладывается с середины декабря по апрель. Это 60% от протяженности дорог в регионе.

Когда становится еще «попрохладнее» (случается и до -60), спецтехника не выдерживает. Это тоже создаёт особый антураж при монтаже.

Половина базовых станций в Якутии доезжает до места именно по зимнику, поэтому у нас есть очень интересное планирование – когда мы полгода готовимся расширяться, а потом стараемся доставить всё оборудования пока дороги проходимы. Летом же доставка возможна только вертолётом.

image
Базовая станция для посёлка Намы подсказывает нам, что сезон 2012 закрыт – машина провалилась в озеро. Оборудование ждало декабря 2013 для доставки на место.Читать полностью »

Продолжаю рассказывать про разработку железа у нас. Итак, розетка. Умеет включаться и выключаться по команде, имеет датчик температуры.

Ситуация опять на первый взгляд достаточно простая: есть готовое устройство, в целом понятно, как оно работает — но на массовый рынок оно не вышло. Слишком сложное, непонятное и хлопотливое в обычном использовании для человека без IT-образования. Да и стоит довольно много. Хочется удобнее, проще, понятнее и дешевле.

Как мы доводили умную розетку до уровня массового продукта
Серийная модель в разборе. Основные вещи: корпус, сама розетка, плата контроля напряжения с конденсатором, плата с контроллером, радиомодуль с антенной, SIM-слот.

В отличие от трекера, где нам пришлось очень много работать с железом, розетки у нашего партнёра-производителя уже были «в форме» и, в целом, отлично себя показали. Основные проблемы крылись в ПО, причём как низкоуровневом, так и высокоуровневом. Читать полностью »

image

Где мои деньги? Что вы мне подключили? Почему каждый день мелкие списания? — это одни из самых частых жалоб в наших колл-центрах.

19 февраля «Билайн» официально объявил о введении новой бизнес-стратегии, в центре которой – клиент и его потребности. Первый конкретный шаг – мы полностью переработали систему контент-услуг на коротких номерах.

Абоненты (в том числе – бета-тестеры с Хабра) назвали основные вещи, которые надо менять:

  • Условия сервисов должны быть понятными и хорошо заметными.
  • Однажды подключенная услуга не должна оставаться забытой, если не нужна абоненту.
  • Отключение должно делаться просто и быстро.
  • Пенсионеры и дети должны быть защищены от случайной подписки на платную услугу.

Читать полностью »

image

У нас, кабельщиков, своя особая атмосфера. Аварии, бывает, случаются по совершенно курьезным причинам. Например, ВОЛС резали местные жители для разведения костра, в узлы ШПД пролезали крысы. Крышку шкафа ШТА 3 жители использовали под мангал во дворе дома. Весёлая бабушка из Поволжского региона боялась излучений и резала все провода, которые видела.

Вот, например, Сочи. Уже два Новых Года один и тот же мужчина, стреляя из ружья, попадает в наш ВОЛС. Видимо, на праздник его переполняют эмоции. Приходится бригаде ГРРС выезжать и устранять (благо, что там кольцо и перерыва сервиса нет). В этом году мы его уже ждали, но он не стрелял.

Или вот Красноярск. Мониторинг показывает обрыв витой пары. На месте охранник видит человека, выходящего из здания с мешком кабеля. Хватает его за руку. Вандал недоумённо: «Ты чё? Тебе кабель надо? Иди и сам себе нарежь!».Читать полностью »

image
Сигнальные сообщения сотовой сети, позволяющие увидеть реальный номер абонента за цепочкой переадресаций

Большинство пользователей уже считают само собой разумеющимися удобства, предоставляемые современными телефонами и сетями подвижной связи, что не всегда задумываются, как «оно» работает, и бывают изрядно удивлены, когда что-то идет вопреки привычному и ожидаемому сценарию.

Тех, кому интересны некоторые технические подробности работы дополнительных услуг, связанных с отображением номеров на экранах телефонов, и самих телефонов, а также советы, как можно предотвратить и/или побороть некоторые технические проблемы, приглашаю внутрь.Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js