Рубрика «Блог компании Туту.ру» - 9

Несколько месяцев назад мы стартовали платформу поиска приключений — это туры, только очень необычные, есть короткие, есть на пару недель, есть с чем-то таким, что запомнится на всю жизнь. Главная наша проблема: когда приключений стало около 350, мы утонули в сортировках. Ситуация накалялась до тех пор, пока вариантов не стало около 800. Например, вот есть тег «экстрим». Кто-то считает, что поход на лошадях в гору — это экстрим (потому что нужна страховка выше спортивного уровня), а над ними издевательски смеются полярники, горные спасатели и преподаватели вождения на багги и стрелковой подготовки из Чечни.

Вот первая форма, она была рассчитана на тех, кто уже знает, что ищет. Как оказалось, у нас таких пользователей практически не было:

Продолжаем развивать платформу приключений для россиян: особенности интерфейсов и летние предпочтения - 1

Здесь мы добавили поле для свободного поиска и свои редакционные подборки. Это не сильно помогло. Читать полностью »

Даже в очень крупных компаниях часто отношение к разработчикам, как к грибам: держат в темноте и кормят навозом. Пишите код, родные, и не высовывайтесь. Этот подход может быть удобен для многих (в том числе иногда — для самих разработчиков в случае не очень адекватного менеджмента), но с точки зрения бизнеса неоптимален. Моя позиция: разработчики должны иметь возможность узнавать всё то, что происходит в компании и на рынке, но без давления. Захотел — копнул и разобрался, не захотел — не надо.

Редко когда разработчик не хочет понимать, зачем и что он делает. Редко кто не хочет видеть влияния реализованных фич на мир вокруг. Да ладно, давайте будем честными: мы тут все или из-за денег, или из-за возможности делать что-то значимое. Деньги есть везде. А вот интересные проекты встречаются реже.

Я хочу поделиться процессом того, как у нас устроено такое информирование в команде Туту.ру. Возможно, кому-то оно покажется ликбезом, а кому-то будет полезным. Ну или вы подскажете, как сделать лучше. Читать полностью »

Ездовые собаки: что нужно про них знать, и как их выводили - 1
У породы бывают карие глаза или синие. А у этой — оба варианта сразу.

Одна из самых крутых историй Туту Приключения — то, как полярники Дмитрий и Матвей Шпаро водят экспедиции школьников на Северный полюс. Да, прямо на самый полюс — на лыжах. В детском лагере «Большое Приключение» в Карелии, куда можно поехать просто так, а юные полярники приезжают готовиться к экспедиции, живут 60 ездовых собак. С этими собаками можно и просто пожить 14 дней и пройти большой трекинговый маршрут.

Полтора года назад часть собак перевели в Москву. На севере парка Сокольники есть отгороженная площадка хаски-парка, и там можно пообниматься с сибирскими хаски и чукотскими ездовыми. Просто дойти до базы, заплатить 400 рублей за билет и оказаться среди клубка лохматых собак. Это те самые собаки, которые участвуют в приключении, просто до них может дойти каждый москвич.

А прелесть в том, что они безопасны для человека. Базовая порода, из которых их выводили, — это просто стаи собак, живших около стойбищ кочевых народов. Стояли яранги чукчей, а вокруг бегали собаки на свободном выгуле. И вот если хотя бы одна из них (любая) зарычит на ребёнка, то её тут же стреляют как опасную.

Много поколений отбраковки собак, агрессивных к людям, и отбора самых послушных (для езды в упряжках) дали собаку, начинающую ластиться к каждому человеку, которого увидит. Но в данном случае это не значит, что они не соперничают между собой. Читать полностью »

Привет! Я продакт-менеджер в Туту и люблю рассказывать, что важно сначала понять, зачем вы что-то пишете вообще, потом сформулировать требования к результату, а потом уже делать. В качестве примера я часто привожу офисную кухню. Сейчас на пальцах расскажу, что такое продуктовый подход, как с его помощью сделать кухню, и что творится у нас на реальной кухне в офисе.

У каждой вещи есть пользователь. У кухни конечные пользователи — сотрудники офиса. Они используют кухню, чтобы получить ценность. Именно за ценностью они приходят. Например, у нас есть холодильник бесплатной еды: йогуртов, разных снеков типа моркови, творога, сосисок, пиццы и пирогов, то есть закусок — быстрых или здоровых. Вот он:

Как сделать офисную кухню через продуктовый подход - 1

Откуда он взялся? Из простой мысли, что иногда люди выходят из офиса поесть что-то снаружи. Ближайший магазин у нас в 10 минутах от офиса (с учётом спуска-подъёма). Гораздо дешевле и практичнее принести сотрудникам бесплатную еду, чем тратить их время на её поиски, пускай и не за счёт компании. Сначала это были только здоровые закуски, но потом по мере роста офиса стали появляться сосиски, а для тех, кто иногда остаётся ждать ночи перед релизом, — пицца. При этом горячая еда тут не хранится постоянно, а приезжает отдельно.

Давайте проанализируем, как такое решение вообще могло быть принято. Читать полностью »

Ниже — небольшой FAQ про то, что опасно и что нет для самолёта, и что нужно знать про погоду.

Как правило, пассажиры очень переоценивают опасность разных явлений вроде турбулентности или молнии, ударившей в крыло самолёта. Но ничего не знают про опасность разряда (вроде статического), который возникает за счёт трения частиц воздуха о поверхность воздушного судна. Или про опасность набрать пару тонн льда на корпус при посадке и сесть чуть быстрее, чем планировалось.

Метеорология и полёты - 1
Противообледенительная обработка воздушного судна до вылета.

Поэтому давайте поговорим про погоду, уважаемые параноики.Читать полностью »

Вечный вопрос технического долга - 1
Это одно из самых крутых облегчений проекта. На картинке — график суммарного времени, затрачиваемого CPU на обработку всех пользовательских запросов. В конце видно переход на PHP 7.0. с версии 5.6. Это 2016 год, переключение во второй половине дня с 24 ноября.

Туту.ру с точки зрения вычислений — это в первую очередь возможность купить билет из точки А в точку Б. Для этого мы перемалываем огромное количество расписаний, собираем в кэш ответы множества систем авиакомпаний и периодически делаем невероятно длинные join-запросы к базе данных. В целом мы написаны на PHP и до недавних пор были полностью на нём (если язык правильно готовить, то можно даже строить на нём системы реального времени). С недавнего времени критичные по производительности участки стали рефакториться на Go.

У нас постоянно возникает технический долг. Причём это происходит быстрее, чем нам бы хотелось. Хорошая новость: его не надо закрывать весь. Плохая: по мере роста поддерживаемой функциональности техдолг тоже пропорционально растёт.

Вообще технический долг — это плата за ошибку при принятии решения. Вот ты что-то предсказал не так, как архитектор, то есть совершил ошибку прогнозирования или принимал решение в условиях недостаточной информации. В какой-то момент понимаешь, что надо что-то менять в коде (часто на уровне архитектуры). Дальше можно сразу поменять, а можно подождать. Если подождал — на техдолг набежали проценты. Поэтому хорошая практика — время от времени реструктуризировать его. Ну или признавать себя банкротом и писать весь блок заново. Читать полностью »

Пользовательское интервью внутренними силами компании: через ошибки к открытиям - 1

Привет, я Саша, скрам-мастер из Туту.ру в команде туров. Не так давно мы проводили пользовательское интервью для нашей новой фичи — Джарвела. Хочу поделиться с вами ошибками и открытиями, которые помогли нам провести это интервью так, что оно затронуло и изменило краеугольную основу фичи. Это помогло продукту и прокачало нашу команду, надеюсь, будет полезно и интересно и для вас. Но чтобы понять суть наших открытий, вас нужно познакомить с Джарвелом и провести по нашему пути.
Читать полностью »

Медицинская страховка в путешествии: подробная инструкция - 1

Люди едут на отдых, предвкушая тёплые пляжи, прозрачное море и отличные воспоминания. Отпуск короткий, и хочется провести его идеально, так, чтобы ничто его не омрачило. Именно поэтому разумным вариантом будет подстраховаться на случай непредвиденных проблем, чтобы не получить счёт в несколько тысяч долларов от местной больницы, которая будет лечить вас от лихорадки после укуса местного москита. Стоимость страхового полиса будет в десятки раз ниже даже самого простого приёма врача по поводу простуды.

Я хочу попробовать обобщить всё то, что должен знать турист о медицинской страховке перед тем, как выезжать за рубеж, и составить что-то вроде подробной памятки:

  • Насколько страховка обязательна и как можно сэкономить.
  • Какие разновидности страховок вообще бывают.
  • Что делать, если ты от души выпил и решил прыгнуть с парашютом в Камбодже.
  • Как не купить репатриацию останков вместо нормальной страховки.

Читать полностью »

На этой фотографии из депо видно три поколения электропоездов: новый двухэтажный поезд ЭШ2, довольно старый ЭД4 (таким было первое поколение экспрессов до аэропорта) и ЭГ2Т, «средняя» по характеристикам между ними хорошая рабочая лошадка, которую тоже ремонтируют в депо Аэроэкспресса.

Аэроэкспресс: идём в депо - 1

Поэтому давайте поговорим о том, как устроен Аэроэкспресс, почему в нём почти не слышно шума, куда ему засунули аккумулятор, и как вообще всё устроено в самом поезде. И в депо тоже, потому что компания «Аэроэкспресс» имеет свои поезда, своё депо для их обслуживания и свои бригады машинистов. То есть всё своё кроме рельсов и электричества.

Аэроэкспресс: идём в депо - 2
Работы в кабине машиниста.

Это очень, очень интересный пример компании на инфраструктуре РЖД. Читать полностью »

Что там такого интересного в Транссибирской магистрали? - 1

Есть у нас в России одна достопримечательность, которая дичайше привлекает иностранцев. Но при этом почти каждый из нас сочтёт её пыткой. Это Транссибирская магистраль: шесть дней на поезде от Москвы до Владивостока. Первый день вы будете спать, на второй ещё как-то выдержите, а вот дальше сойдёте с ума. Или же воспользуетесь дешёвым и практичным методом телепортации с помощью водки.

Каждый раз, когда мы выезжаем за границу, нас спрашивают, что надо знать про Транссиб. А мы не можем толком ответить. В общем, это пост-ликбез про то, как не ударить в грязь лицом перед иностранцами, и про то, что нужно знать про эту поездку. И памятка для иностранцев сразу на английском.

Ну, с попыткой понять, зачем, вот зачем они ездят. И чему радуются. Наш респондент — проводник с многолетним стажем. Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js