Рубрика «Блог компании Туту.ру» - 6

Сценарии заражения в конкретных городах на основе датасета передвижения людей по России - 1
Статистика для Москвы в сценарии «люди стараются сидеть по домам, нет авиасообщения» — к ноябрю модель показывает 5 миллионов переболевших. Это ограниченный прогноз на основе неполных данных, ниже будут детали. За ноль принято 22 марта.

В мире было создано несколько моделей распространения инфекции, но ни одна не подходила нормально для России, либо опиралась на плотность населения без правильного графа перемещений людей. Почему? Потому что либо он получается так сложно, что вы окосеете его согласовывать, либо его ни у кого в одном месте этого датасета просто нет.

Кроме нас.

Туту.ру с радостью делится данными с журналистами уже 16 лет (огромная часть новостей в духе «Заметен аномальный спрос на Анталию» — это нарезка наших информационных витрин). Но мы исторически никогда не раскрывали сами данные по перемещениям людей целыми блоками.

Мы собрали датасет передвижений людей по России за апрель 2019 и передали его в сообщество Open Data Science. Если вы их не знаете — это объединение преимущественно русских дата-сайнтистов (но со всего мира), которое перерабатывает открытые данные на полезные модели. Некоммерчески.

Ниже выводы, таблица с прогнозом по каждому крупному городу, сам датасет (если вы хотите попробовать с ним что-то сделать). Про то, как работает модель и какая математика и ограничения лежат внутри, расскажет ODS через пару часов. И выложит исходники.
Читать полностью »

Что происходит с путешествиями прямо сейчас — и как защититься в транспорте - 1
Визуализация нашего датасета передвижений по стране

Самое важное

  • Хороший сценарий: человечеству удастся локализовать вирус. Но некоторые страны вроде Голландии в него уже, похоже, не верят. Плохой сценарий означает, что он с нами надолго (больше года) и болеть им будет около 60% населения. В этом случае хорошо бы сейчас переждать, а потом переболеть, когда больницы не будут перегружены — поэтому карантин. Или дождаться вакцины.
  • Два механизма распространения (ВОЗ): если в вас кашлянули или если больной кашлянул и засыпал всё вирионами вокруг, а вы потрогали это пальцами занесли на лицо. Второй вектор опаснее из-за своей незаметности.
  • На улице куда безопаснее, чем в помещении. В замкнутом помещении маски (даже из шарфа) чуть поднимают ваши шансы, но правильно использовать плотно прилегающие специальные респираторы.
  • Рассматриваем шансы заразиться в самолёте, поезде и автобусе.

Путешествовать?
Короткий совет — не путешествуйте. По крайней мере, без сильной нужды.

Статусы:

  • Иностранцы не могут въехать в Россию до 1 мая.
  • Рейсы по России пока выполняются почти в полном объёме.
  • Для отменённых рейсов и рейсов, где нужна остановка пропускается из-за карантина в подавляющем числе случаев есть возврат без потерь. В просто «неблагополучных регионах» — увы, по стандартной схеме. С турами хуже.

Детали дальше, и там ссылка на очень подробную нашу инструкцию, как с этим жить.
Читать полностью »

350 человек на удалёнку: как это было - 1
Дежурный админ

2 недели назад уровень паранойи у нас в Туту.ру был низок, поэтому мы купили в офис пирометр и ещё пару точных термометров, установили в разных концах точки с дезинфекцией рук для хирургов операционных боксов, протёрли всю вентиляцию изнутри дезинфицирующим средством и установили маниакальный режим уборки — дезинфекция всех поверхностей каждое утро, в обычном цикле уборки — дезинфекция ручек и остального. На кухне убрали рассыпухи орехов и прочего, оставили только то, что в индивидуальной упаковке. Повезло, что бананы и апельсины растут сразу упакованными. Провели VPN-учения и отработали механизмы перехода на удалёнку.

С этого понедельника офис полностью перешёл на удалённую работу. Примерно 350 человек. Я последние лет 15 появляюсь в своих офисах где-то пару раз в неделю, поэтому ситуация привычная. Собственно, это касается почти любого, кто много путешествует. Но я не привязан к инфраструктуре вроде колл-центрового софта, репозиториев и закрытых сегментов с персональными данными. Поскольку мы всё-таки сервис путешествий, остальные в офисе подготовлены примерно так же, но с нюансами.

У 70% сотрудников служебные ноутбуки. В базовой конфигурации это либо Lenovo с докстанцией для офиса, либо макбук с монитором, в который воткнуто всё остальное. То есть можно просто оторвать машину по умолчанию и унести домой. И забрать свои беспроводные клавы и мышки с рабочего места. Естественно, так не у всех — есть те, кто по ряду причин хочет и любит сидеть за десктопом в офисе.

Последнюю неделю АХО просило людей носить домой устройства для учений по удалёнке, поэтому в понедельник мы смогли просто переключиться на новый режим.
Читать полностью »

Хельсинки-Вантаа — один из лучших аэропортов Северной Европы по рейтингу Скайтракса. Именно туда приходит мемичный рейс из Сингапура SIN -> HEL.

Автоматизация аэропорта в HEL - 1
Система трекинга пассажиров. Видно, кто в какой очереди, сколько времени стоит, из какого сектора пришёл и так далее.

В прошлый раз я рассказывал про Finnair. HEL — их базовый аэропорт, и они очень плотно интегрированы. Пример — сверхкороткие транзиты по 35 минут (40 через границу), которые требуют дико отлаженных процессов и современной техники как для пропуска всех пассажиров, так и для того, чтобы успеть обработать весь багаж и почти ничего не потерять.

Мы, по ходу, одни из первых, кого вообще пустили снимать в подземном царстве багажа, поэтому пошли покажу, что там творится. Заодно посмотрим на рабочее место диспетчера на контроле безопасности и поговорим про автоматизацию. Там есть пара ноу-хау.

image

Для меня же самое прекрасное в HEL — это атмосфера какого-то невероятного спокойствия и расслабленности. Матти, продакт-овнер аэропорта, сказал просто:

— А! Это мы проигрываем шуршание листьев и пение птиц, но очень-очень тихо.

Прислушался — и правда, проигрывают. На пределе чувствительности.
Читать полностью »

Хельсинки: город счастья и уюта - 1

Финляндия — это Нокия, сауны, хоккей, лыжи, тяжёлый металл, Angry Birds. И ещё самые счастливые люди на планете на 2018 по WHR (это, скорее, экономические показатели, чем желание радостно смотреть ковёр всё время).

Краткая история: сначала была просто Финляндия, потом она вошла в состав Швеции надолго, в 1809 году перешла в состав Российской Империи (но получила нехилую независимость, даже собственная марка ходила), а сразу после прихода большевиков ко власти стала отдельной страной с разрешения Ленина. То есть это вполне себе бывший кусок нашей страны, жители которого пропустили весь сюжет с девяностыми и с СССР. Точнее, видели часть его в перекрестье снайперского прицела во время войн 39-44 годов.

У нас опять пятничный урбанизм, и я хочу рассказать про город Хельсинки. Главное ощущение города — прилив окситоцина. Это гормон, который, среди прочего, отвечает за долговременную любовь мужчины к женщине, родителя к ребёнку и человека к собаке. Выражается он в физическом ощущении счастья в виде спокойствия и безопасности. В Хельсинки хватает и того, и другого.

Начнём с того, что это самый безопасный город мира на случай ядерной войны. Потому что лет 60 назад тут начали с азартом копать туннели и выкопали почти второй подземный город в скале.
Читать полностью »

Финские авиалинии Finnair: как тренируется экипаж и немного про внутренности кухни - 1
Тренировочный центр для бортпроводников. Видно надувной трап, модель такого же трапа в виде плота для бассейна. И напротив всего этого сауна. Потому что в Финляндии не могут построить бассейн без сауны. Да, прямо на тренировочном объекте тоже.

Итак, знакомьтесь, авиакомпания Finnair и аэропорт Хельсинки-Вантаа. Финнэйр уже 10 раз подряд лучшие среди авиакомпаний Северной Европы и шестая по безопасности в мире. Оценки по JACDEC и Скайтраксу. Про то, как это оценивается, ниже. А вообще пост про авиакомпанию, тренировочный центр, мобильное приложение и кухню для пассажирских рейсов.
Читать полностью »

Намибия — это очень необычная для Южной Африки страна. Во-первых, там по-африкански безопасно. В смысле, что если вы передвигаетесь по улицам днём, то вас не ограбят, не убьют и не изнасилуют. С очень высокой вероятностью. Если вы боитесь за свою безопасность, знакомство с Африкой южнее Кении лучше начинать как раз с Намибии.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 1

Во-вторых, тут очень, прямо очень много животных, и можно за неделю увидеть всё то, про что вы только читали в детстве в африканских рассказах. Настолько удобного и разнообразного наблюдения я не встречал до этого ни в одном заповеднике — даже в знаменитом парке Крюгера в соседней ЮАР.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 2

В-третьих, тут, как и везде в Африке, очень странно.

Поэтому у нас опять минутка пятничного урбанизма с рассказом про страну с кучей полезных ископаемых, очень низкой плотностью населения и при этом достаточно развитую.
Читать полностью »

Вас ждёт очень медленная платформа, переход на новые фреймворки, тестирование с особой атмосферой и уведомления от ОС «эй, подвинься» за секунду до принудительной выгрузки треда.

Что вы захотите знать до того, как писать приложение под Apple Watch: наш опыт - 1
Да, это моя волосатая рука

Наше расписание электричек смотрит в день 600 тысяч человек. Причём с каждым годом всё больше — через мобильное приложение. Мы подумали и решили сделать версию для часов. Проблема была в том, что мы не знали, сколько вообще Apple Watch есть на российском рынке, и сколько из них ездят в электричках. Но в любом случае надо было разбираться с тем, как это делать, поэтому мы взяли и написали в Apple с просьбой дать статистику.

Как это ни странно, они не дали. Всячески помогали потом дальше, но вот со статистикой прямо беда. Нормальных данных по состоянию год назад ни у кого не было, причём не помогло даже изучение отчётов о продажах. Часы привозятся во многом в «серую» и не от нашего региона изначально.

Зачем статистика? Чтобы понять, сколько какого поколения на рынке. В итоге решили поддержать все устройства.

Читать полностью »

Как в Намибии защищают диких животных + IoT-ошейники - 1
Щенок морского котика, который уже почти не боится людей. Страна удивительна тем, что можно почесать носик даже львёнку, но лучше делать это из машины.

Дано: у вас есть страна, в которой живут всякие прикольные обитатели: носороги, слоны, леопарды, гепарды и прочие куда менее опасные зверьки. У нас как-то принято думать, что если есть дикий зверь — он должен сидеть в лесу. Лес — он как бы ничейный. А в Намибии почти вся земля — это либо фермы, либо колхозы, либо пустыня. То есть «ничейных» мест для диких животных там попросту нет.

Проблема в том, что те же слоны, зашедшие в гости на ферму, не отличают дикую траву и буш от того, что выращивают фермеры. А жрут они, как насосы. А ещё слоники не самые лёгкие и элегантные зверьки, поэтому оставляют за собой полосу разрушений. Правда, взамен они предлагают помёт, и тоже много. Но фермерам такой обмен не очень нравится.

С леопардами ещё веселее. Они хрумкают овец и коз, плюс в какой-то момент могут глюкнуть и догадаться, что человек — довольно простая добыча.

Как в Намибии защищают диких животных + IoT-ошейники - 2
Самка леопарда Электра с радиомаяком на шее у границы территории Оконжимы (за этим участком можно ходить без машины)

И вот в этих условиях вам нужно и сохранить природу, и сельское хозяйство.
Читать полностью »

Новый плацкарт — как капсульный отель - 1

На Казанском вокзале в Москве стоит альфа-версия новой компоновки плацкартного вагона. ФПК и ТМХ сделали одну очень офигенную вещь — вместо того, чтобы выкатить новый поезд и сказать: «Вот новый поезд, радуйтесь теперь, это приказ!» компании показали первый концепт и предложили обсудить. Они его катают по выставкам, в следующем месяце повезут на вокзалы в другие регионы. И везде около макетов макете дежурят сотрудники, которые выслушивают и записывают, что хотят поменять пассажиры.

Новый плацкарт — как капсульный отель - 2

Понятное дело, пассажиры настроены скептически и не очень готовы ко всему новому. Плюс не все понимают, чем альфа-версия (макет) отличается от опытного экземпляра. Но как по мне — то, что выкатили сейчас — это очень здравая вещь. Со мной можно спорить, а ТМХ — присылать баги и реквесты.

Самое важное

Макет плацкарта разделен пополам шкафом. Верхняя полка полностью изолирована от нижней. Третья полка убрана, и теперь можно нормально сидеть наверху. Есть столик для ноутбука. Полки у изголовья на 20 сантиметров шире, чем в ногах (до середины купе, фактически). Через стену можно открыть окно к соседу и объединить две полки в одно пространство «этажа».
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js