Рубрика «Блог компании Туту.ру» - 5

«А про посадку читайте в следующем номере…» — так вот он, этот номер - 1

Заход на посадку и уход на второй круг — по статистике самые опасные этапы полёта.

Давайте разбираться, как это работает, и пользуясь моментом, посмотрим как устроена электронная система управления современным самолётом.

Но перед тем, как мы начнем, я вынужден обозначить эдакий дисклеймер: я действующий пилот Airbus семейства 320, который является самолетом 4-го поколения (отличительный признак которого — наличие технологии Fly-by-Wire). Соответственно, многие специфические системы и процедуры, описываемые в посте, будут привязаны к данному типу. На других типах (например Boeing 737 Classic/NG/MAX, которые являются самолетами предыдущего, 3-го поколения без технологии Fly-by-Wire) процедуры и логика построения и работы систем может значительно различаться. И да, я не имею отношения к инженерно-авиационной службе и службе ОрВД (организации воздушного движения), поэтому уж простите возможные огрехи в описании матчасти.

Итак, приступим.
Читать полностью »

Транспорт на 3 июня: неделя хороших новостей (и как ездить сейчас по стране) - 1

Сочи открыли для отдыхающих, за 1 июня в здравницы приняли 591 человека. Лайфхак в том, что это не просто санатории, а учреждения с медицинской лицензией, поэтому там можно не только искупаться, но и самоизолироваться. Приезжающие будут минимально контактировать с населением города, судя по всему.

С 15 июня «Аэроэкспресс» намерен возобновить в полном объёме движение поездов в направлении аэропортов Москвы. При этом цена поездки будет ниже нынешних 500 руб.

Михаил Мишустин порекомендовал пока воздержаться от заграничных поездок. Рекомендация подкреплена тем, что по возвращении прибывший будет находиться на карантине за свой счёт.

Европа восстанавливается, причём перевозчики уже вяло начали давить на правительства: например, EasyJet отменит рейсы в Италию, если Рим продлит правила социального дистанцирования на самолетах после 15 июня. Правительства продолжают спасать свои главные авиалинии, например, Германия заберёт одну пятую Люфтганзы за 9 миллиардов евро.

Вообще, это неделя хороших новостей. Давно таких не было.
Читать полностью »

Как поезд проходит путь от станции до станции: особенности маршрутизации - 1

Архитектура железной дороги — вещь достаточно интересная с точки зрения принципов маршрутизации. Есть перегон — некий линейный маршрут от одного узла до другого, например, от обгонного пункта до станции. По перегону поездам можно следовать только по очереди, не обгоняя друг друга и не «соприкасаясь». Маршрутизация по большей части производится на раздельных пунктах. То есть на перегоне можно только ехать или стоять.

Он разделён на блок-участки. Блок-участок — это маленький отрезок перегона, чаще всего от светофора до светофора. В обычной ситуации на одном блок-участке может находиться только один поезд. То есть если на блок-участке сейчас кто-то есть, в его начале горит запрещающий сигнал, не позволяющий следующему поезду заехать на него. А на блок-участке до этого горит жёлтый, ограничивающий максимальную скорость.

Понятное дело, бывают исключения вроде ситуации, когда нужно вытолкать с блок-участка электричку, оставшуюся без питания (и нужно заехать под красный), но мы сейчас будем говорить про то, как устроено в упрощённых случаях.
Читать полностью »

Как воспитать здорового довольного червя: разбираем инструкцию 1910 года - 1
В общем, я давно хотел рассказать вам про шелкопряда

Стимпанк с дирижаблями и авиацией казался в Российской империи светлым будущим. Но вот только возможностей обычных материалов не хватало. В этот момент мы решили обратиться к биотеху — конкретно, шелковичному червю, способному делать нанонити того времени — шёлк.

В стране были уже и единичные деревья, и плантации, но с 1720 года шёлка понадобилось в разы больше. Пётр I основал большие плантации шелковичных деревьев. Но несмотря на все старания, червь у нас часто болел, чах и вообще капризничал. Тем не менее, в Астрахани на местном сырье к концу восемнадцатого века работало 20 шелковых и 70 полушелковых фабрик.

В СССР в доперестроечные времена производилось до 900 тонн коконов в год. Потом постепенно шёлк вытеснили синтетические материалы. Но речь не об этом.

Сейчас я буду учить вас выращивать тутовое дерево и воспитывать червя. На самом деле, предлагаю почитать инструкцию 1885 — 1910 года по процессу. Обещаю, она прекрасна ровно как и захватывающа. По дороге нам встретятся Луи Пастер не с тем подвигом и другие интересные люди.

Ну и, конечно, я отсканировал свой экземпляр и, обсудив с юристами, могу сказать, что книга доступна для всеобщего пользования.
Читать полностью »

Однажды в нашу службу поддержки позвонила женщина, которая случайно разделила семью, выбирая места в вагоне. Она хотела купить целое купе, а взяла 15, 16, 17 и 18 места, считая их одной группой. Мы и до этого подозревали, что не всем удобно считывать схемы, но в тот момент поняли это особенно явно.

Старая схема:

Что не так со схемами вагонов железной дороги - 1

Новая после исследований:

Что не так со схемами вагонов железной дороги - 2

Схема выбора мест в вагоне — часть процесса заказа билета на поезд. Некоторым людям неудобно ее читать и они делают ошибки. Плюс в последние годы, до карантина, начали активно путешествовать люди из глубинки, далекие от ИТ, и им было особенно сложно. Например, на первой схеме выше мало кто может правильно и уверенно определить верхние и нижние полки без дополнительной подсказки.

Мы провели масштабное исследование об использовании этих схем. Собрали и протестировали несколько вариантов того, как можно их улучшить. Сделали на основе лучшего варианта UI-кит, который теперь выкладываем для свободного использования.

А я сейчас расскажу вам про то, что вообще может пойти не так при выборе мест в разных вагонах.
Читать полностью »

Что происходит с транспортом на 22 апреля - 1

Привет! Это снова регулярный обзор происходящего с транспортом. Текущий кризис можно признать самым крупным с момента появления нашей галактики. Его уже посчитали крупнейшим за 100 лет, ну так там раньше ничего крупнее, вроде, тоже не наблюдалось.

Самое важное

  • В Кремле приняли решение о переносе парада Победы. Точных дат пока нет. По ним можно было бы ориентироваться на окончание карантинных мероприятий. Вместе с тем по прогнозам пик заболевших будет как раз сейчас или на первой неделе мая.
  • Аэрофлот технически закрыл возможность проведения возвратов в системе бронирования, клиенты пока не могут вернуть средства. Коммерсант: «В условиях обвала продаж на фоне пандемии коронавируса авиакомпания не в состоянии вернуть сразу все средства по отмененным рейсам, сохранив при этом финансовую устойчивость. Перевозчик не комментирует свои действия».
  • «Аэрофлот» остановил продажи билетов на международные рейсы до конца июля. В данный момент билеты на полеты в зарубежные города можно купить с 1 августа. Это не означает закрытие перелетов, скорее временная мера на период неопределенности, чтобы снизить возможный поток возвратов, если ограничения продлятся. Ранее на сайте авиакомпании можно было купить билеты на международные рейсы с вылетом после 30 апреля.
  • В Евросоюзе говорит, что границы будут закрыты, скорее всего, до конца лета. Вот так страны Европы готовятся к выходу из карантина.

Читать полностью »

Рейсов осталось очень мало, но они пока есть. Мало их из-за COVID-19. В основном — из-за закрытия пассажирских перевозок и сопутствующих карантинных мер. Но я бы хотел поговорить о том, насколько страшна угроза «подхватить» вирус, находясь внутри самолета. Вдруг вам по тем или иным причинам нужно лететь? А внутри — тесное закрытое пространство, и кажется, что там довольно опасно.

Я опишу специфику семейства Airbus 319/320/321, наверное, одного из самых распространенных узкофюзеляжных самолетов в мире, которые я пилотирую много лет. Я не специалист по Boeing и другим типам самолетов, но предполагаю, что различия в работе описываемых систем минимальны. Кроме того, я не являюсь техническим специалистом, обслуживающим данные самолеты, поэтому уж будьте любезны простить мои возможные небольшие огрехи в описании технической части.

Самое главное:

Современный самолёт by design защищён от биологической угрозы (COVID-19) лучше, чем вы думаете - 1
Схема вентиляции пассажирского салона Airbus A318/319/320/321

Пассажирская кабина самолета «нарезана» системой кондиционирования салона на много-много слоёв, разделенных по рядам и состоящих из отдельных воздушных потоков. Визуально это одно пространство, но благодаря данной системе — крайне маловероятно, что вы сможете заразиться, кроме как от ближайшего соседа. Плюс в полете воздух в салоне полностью обновляется раз в 3 минуты и перед тем, как вернуться обратно, пропускается через салонные HEPA-фильтры.

А теперь, давайте я расскажу вам детали.
Читать полностью »

Вирус и антибиотики: нежный ликбез для паникующих - 1
Эта няшка — пушистый мимивирус с размером кода 2,5 Мегабайта

Мы тут мониторили каналы, чатики и форумы по поводу текущей обстановки в разных странах. Я просто офигевал от того, что люди могут придумать в панике и безграмотности. Поэтому ликбез. Не про коронавирус. Просто про вирусы. Маленьких «нанороботов». И антибиотики. Которые не надо кушать просто так.

Ликбез мы подготовили вместе с инфекционистом Викторией Валиковой, руководящей клиниками в Гватемале и Никарагуа.

Кто такие вирусы?

Это такая офигеть какая маленькая форма жизни. Они повсюду, и их очень много. В литре обычной морской воды их примерно 250.000.000.000 штук. И каждый из них занят двумя вещами:

  1. Переработкой клеток на свои копии.
  2. Путешествиями в поиске новых клеток.

Про «форму жизни» есть холивар, потому что вирион (транспортное состояние вируса, частица без клетки) — это просто кусок кода ДНК или РНК + оболочки + некий аналог порта-коннектора. В этом состоянии вирус почти ничем не напоминает жизнь, а, скорее, похож на набор инструкций. И ведёт себя именно, как распечатка инструкций: пока не найдётся кто-то, кто их выполнит, они неактивны.

Если инструкция говорит вам, как использовать ксерокс, чтобы самоскопироваться, можно ли считать её живой?
Читать полностью »

Что происходило с транспортом за последние две недели - 1
Автобусы помогут добраться до тех городов, куда не пройдут самолёты и поезда. Картинка от Safronov

По стране был объявлен «режим нового года», ну, то есть неделя выходных с работающими аптеками, магазинами и транспортом. Потом он плавно перешёл в режим чего-то непонятного, а потом в режим самоизоляции.

Основные статусы:

  • Сначала были просто перекрыты многие внешние рейсы, осталось только сообщение между столицами. А с 00:00 27 марта приостановлено всё международное пассажирское авиасообщение, кроме чартерных рейсов для эвакуации России из других стран. Наземные границы тоже закрылись. Есть информация о возможном существенном снижении пассажирских перевозок самолётами. Есть данные о продолжении полётов Аэрофлота. Есть данные и о том, что они начинают ставить борта на длительное хранение.
  • Иностранцев не принимают в России до 1 мая.
  • Населённость поездов уменьшилась, РЖД отменила 20 поездов и ещё с десяток пустила реже. Это малая доля в сравнении с масштабом пассажироперевозок, но это было уже около недели назад.
  • Победа прекратила авиаперевозки с 1 апреля до конца мая.
  • Появились схемы и инструкции: PDF, где в Приложении 2 закрепляется схема лечения лопинавиром и ритонавиром. Вот обновлённые рекомендации Минздрава, где схемы рассматриваются подробнее.
  • Карелия — первый регион, остановивший общественный транспорт (возможно, потому что туда ломанулись люди на выходные отдыхать).
  • Власти попросили BlaBlaCar приостановить все поездки. Это важно, потому что машины обеспечивают связность с теми мелкими населёнными пунктами, где нет автобусов-поездов-самолётов.

Читать полностью »

Что происходит в «Пиковой даме» Пушкина и во что они играют? - 1

Если коротко — Пушкин открыл жанр «киберспортивной фантастики». Только до появления фантастики и киберспорта. Его одно из самых известных произведений — «Пиковая дама» — это рассказ про мегапопулярную в свете игру в карты с элементами философских вопросов. Попадание в тогдашнюю аудиторию стопроцентное благодаря невероятно простому порогу входа (31 страница текста итого), очень узнаваемым персонажам, невероятной куче пасхалок, сарказму и актуальной теме.

А предыстория такая. Пока мы со школьными группами осенью ездили по Пскову, зарулили в театр. Он во Пскове неожиданно крутой. Ставили как раз Пушкина. Проблема в том, что дети не поняли сюжет и ещё минут 15 обсуждали после спектакля, что же это такое было и кто выиграл или проиграл. Вроде, очевидно, что Германна где-то прокатили, но вот где и как?

Поэтому мы сейчас поговорим про пасхалки «Пиковой дамы», как Пушкин вьехал сапогом в зубы понтёру и немного про математику. Кстати, Александр Сергеевич был тем ещё кутилой, что не совсем вяжется с образом, который дают на литературе в школе. И поскольку вы сейчас, скорее всего, дома, предлагаю прикоснуться к прекрасному.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js