Рубрика «Блог компании Туту.ру» - 3

Реинжиниринг небольшой островной экосистемы: биолаборатория на Галапагосах - 1

На этой фотографии вы видите, как галапагосских черепах внезапно охватил порыв страсти. Самец обратил внимание на самку, решительно направился к ней, преодолел долгий путь длиной в 30 метров и, как пишут в английской классике, однозначно обозначил свои намерения. Предварительные ласки заключались в стыковке панцирей: у самца снизу есть специальная выемка на пластроне, которая позволяет обеспечить восхождение. Если бы её там не было, попытки смотрелись бы глупо и бессмысленно. Но не сказать, чтобы свидание черепах смотрится возвышенно (особенно учитывая частоту их движений меньше 0,3 Герца), но всё же на фото они занимаются восстановлением популяции №6 группы «Сьерра Негро», то есть предгорий Чёрной горы острова Исабела. Это специальные правительственные черепахи, занятые очень важной программой государственного значения.

Для того, чтобы черепахи могли устраивать свои черепашьи оргии в режиме нон-стоп, организована специальная биостанция. И наш кавалер, и его jojoza — одни из 9 черепах, оставшихся в какой-то момент от островной популяции. Все 9 особей были собраны по острову, эвакуированы на биостанцию и на текущий момент произвели уже больше 300 прямых потомков, а их потомки тоже уже успели размножиться.

Почему черепах осталось 9? Потому что они отлично подходят для космических миссий. Например, мы в СССР отправляли черепах в лунные полёты, потому что они отлично обходятся без воды и еды несколько месяцев (максимум до года). Но до советских учёных этот факт обнаружили моряки, которые быстро смекнули, что это новая форма консервов для хранения в трюме. Острова так и назвали Черепашьими, и они стали продовольственной базой этих мест. В итоге только самые вёрткие и незаметные 9 черепах, способных убежать даже от капитана Джека Воробья, дожили до момента, когда их начали охранять.
Читать полностью »

Как именно нужно читать предупреждение ФАС «Яндексу» и что оно значит для Рунета - 1

Я один из многих юристов, который больше года назад участвовал в подготовке обращения в ФАС с вопросом, нормально ли, что Яндекс стал лучшим поиском по сервисам Яндекса. Собственно, ответ пришёл несколько недель назад в виде «предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства».

Вопрос был в том, правильно ли то, что Яндекс даёт преференции своим сервисам в поиске. Суть вопроса сводилась к тому, можно ли считать отдельным рынком рынок поиска.

Дело вот в чём: если юридически поиск в интернете — это рынок, то на нём действует антимонопольное законодательство. И тогда, цитируя сам Яндекс (точнее, пост об иске против Google): «это обращение  —  признание одного неприятного факта. У нас с вами есть все шансы попасть в страну, где только одна компания будет решать, какими сервисами будут пользоваться люди». И если «мы всегда верили в конкуренцию и право выбора пользователя», то ФАС должна восстановить справедливость.

Если же поиск в интернете — это не отдельный рынок, то Яндекс — частная компания, которая в своём поиске может делать что хочет. Ведь это их поиск, их алгоритмы ранжирования и их ручные настройки. Частное дело частной компании.

Коротко: ФАС усмотрела признаки нарушений (пока де-юре не сами нарушения, это важно) в действиях Яндекса. И попросила, по сути, вернуть нейтральность в поиск, то есть обеспечить чуть более равные условия всем компаниям на рынке. В перспективе это может коснуться не только Яндекса, но и любого поиска в России.

Предупреждение ФАС это, по сути, предложение: «сделайте вот так, пожалуйста, или мы возбудим дело», поэтому давайте детально разберёмся, что же происходит.

В предупреждении обозначено, что рынок поиска есть, и это крайне важно для Рунета. Давайте посмотрим, почему.
Читать полностью »

Первый советский вокзал, созданный в конструктивизме - 1
Вид 1932 года, видно ресторан на крыше

Сегодня мы бы назвали конструктивизм «UX-driven development». Потому что здания проектировались исходя из научной обоснованности функциональности. Оптимальные маршруты передвижения людей, лаконичность форм, предельная функциональность — при развитии стиля мы бы получили идеально оптимизированные города будущего.

Первый советский вокзал, созданный в конструктивизме - 2

Есть такое Иваново, когда-то известное как город невест (потому что там были стратегические швейные производства и в годы после ВОВ был большой дисбаланс по демографии). Потом — как город текстиля: сейчас оттуда берётся бельё «Икеи» и туда организуют шопинг-туры за простынями и пододеяльниками. Но до войны, как утверждают краеведы, рассматривался вариант сделать из крупного производственного центра столицу РСФСР (условно, Москва была бы столицей СССР, а самая большая республика в составе управлялась бы из Иваново). Правда это или нет, идут споры, потому что с источниками как-то бедновато. Но в Иваново зачем-то построили вокзал под пассажиропоток, в десятки раз превышающий уже имевшийся. И это был не просто вокзал, а первый советский вокзал, всем вокзалам вокзал. Храм прогресса, науки и победы пролетариата.

Вокзал по тем меркам был просто огромный. Более того, он не был разделён на секции: это был единый зал, что поражало больше всего. Напомню, царские вокзалы имели отдельные залы для челяди, отдельные для представителей высокого класса и отдельные для VIP-тусовки. Почти как аэропорты сегодня, но только если бы у разных классов были бы разные терминалы.

Естественно, этот вокзал построен в архитектурном стиле конструктивизма. И прежде чем мы пойдём разбирать интереснейшую историю вокзала, стоит поговорить о том, зачем вообще нам был нужен конструктивизм.
Читать полностью »

Что случилось за 2020 год с транспортом и как это выглядело с нашей стороны - 1

Последние примерно 50 лет вся пассажирская авиация концентрировалась в огромных хабах. Решение расширенной задачи коммивояжёра на графе аэропортов показывало, что дешевле летать из маленького города в центр, а потом из центра в другой маленький город. Так было по всему миру, пока вдруг не начали появляться новые самолёты, которые ломали привычную экономику. Буквально перед самым кризисом мы общались с AirBaltic, например, сделавшей ставку как раз на новые Эйрбасы, которые меняли картину. Всё шло к тому, что полёты будут дешевле по всему миру, лоукостеры победят и вообще авиация будет доступной каждому. Это важно: доля лоукостеров очень сильно росла до кризиса, и на самолёты стали садиться даже те, кто раньше не мог позволить себе путешествовать. В общем, где-то рядом маячило светлое будущее.

Но тут один голодный китайский работяга внёс некоторые корректировки в финпланирование авиакомпаний.

Кроме ожидаемой потери примерно 46 миллионов рабочих мест (из которых только 3,5 миллиона в авиации, а остальные по эффекту домино в производстве, обслуживании, туризме и так далее) у нас есть несколько довольно странных событий.

Во-первых, Россия и Китай отличаются от других стран тем, что очень быстро восстановили сеть авиасообщения. Если вы считаете, что в российской пассажирской авиации сейчас всё плохо — нет, это ещё хорошо по мировым меркам.

Во-вторых, «Победа» оказалась авиакомпанией, которая внезапно много выиграла на этом кризисе из-за очень правильной стратегии принятия решений.

В-третьих, сейчас вы можете видеть самые дешёвые билеты за последние несколько десятков лет (если считать с учётом инфляции). Это потому что авиакомпании умудрились всё же сдвинуть сезон ближе к осени за счёт скидок и получили какую-то ликвидность. Через полгода, вероятно, цены поднимутся обратно, а часть компаний уйдёт с рынка, но такова жизнь.

Давайте разбираться, что произошло и почему.
Читать полностью »

Ту-134: 50 лет эксплуатации - 1

Современные перевозки с точки зрения архитектуры сети — это «колесо и спицы», а не сеть. За последние пару лет развитие технологий и инфраструктуры аэропортов поменяли экономику полётов так, что стало можно не завозить пассажиров в крупные хабы, а возить напрямую между небольшими и средними аэропортами. Ту-134 сделал нечто похожее ещё в 70-е годы в СССР. Ближнемагистральный самолёт связал небольшие аэродромы напрямую.

Это самая узнаваемая «тушка», поскольку произведено их было со всеми модификациями больше 850 единиц, в основном для стран соцлагеря. После окончания испытаний в 1964 году самолёт до сих пор находится в эксплуатации. Я бы хотела рассказать вам про то, почему он такой красивый с инженерной точки зрения, и показать фотографии условно-гражданского самолёта авиакомпании «Космос».
Читать полностью »

Когда за повышением зарплаты каждый месяц ходит робот - 1

Обычно повышение зарплаты выглядит следующим образом. Способ №1, гуманитарный: сотрудник через год работы задумывается, что что-то пошло не так, и пора просить повышения. Дожидается своего локального максимума усилий, и на этой волне идёт к руководителю просить больше денег. С точки зрения теории игр это выглядит как «ну, я попросил, вдруг прокатит». Никаких доводов повышать оклад у руководителя нет.

Дальше сотрудник может поднять ставки. «Повышайте, а то уволюсь». В этой ситуации в проигрыше оказываются оба — руководитель теряет на времени обучении нового сотрудника и стоимости подбора. Сотрудник теряет на том, что может неожиданно уволиться.

Разработчики традиционно пользуются способом №2: сначала проходят где-то несколько собеседований, собирают офферы и приходят с ними к руководителю. «Смотри, вот тут мне предлагают на 20% больше, но мне у нас нравится, повышай на 15%, а то я перейду». Это уже предмет обсуждения. В банальном случае проще повысить и сохранить ценного сотрудника, но это обеспечит проигрыши в связанных играх. То есть создаст прецедент. Поэтому решение принимается (в упрощённой модели) с некоторой долей рандома.

У нас у многих математика в анамнезе. Рассматривая эту игру дальше, можно сделать простой вывод, что такой диалог для сотрудника всегда стрессовый, и он случается в момент после кризисного. То есть сначала человек беспокоится, потом делает потенциально невыгодные действия (проходит собеседования в других местах), потом приходит. Части надо повышать, части не надо. Следующий вопрос: можно ли найти функцию, которая обеспечит справедливую оценку? Будет ли эта функция снимать вот эти стрессовые ситуации?

Регулярная переиндексация каждый год — вариант такой функции. Условно, если в договоре прописано, что зарплата каждый год растёт на уровень инфляции — наверное, можно не беспокоиться. Но Вадим придумал более интересную фишку — привязать это к оценке полезности действий сотрудника для компании. Но как адекватный человек, без KPI.

Читать полностью »

Ретроэлектричка «Яхрома» (ЭР2К-980) — перезапуск «Лыжной стрелы» 1972 года - 1

В Советском Союзе спорт был в почёте. В зимний день многие семьи предпочитали проводить время за городом, катаясь на беговых и горных лыжах. А добраться до мест катания им помогали специальные электрички – «Лыжные стрелы». В последние годы традиция стала возрождаться – появились похожие поезда для любителей прогулок по лесу в Ленинградской области, специальные электрички и поезда в Апатиты (Кировск), на Розу Хутор, в Чугунаш (Шерегеш), Губаху и другие горнолыжные курорты страны.

В Москве восстановили и направление, и сам поезд — ретроэлектричку. Да-да, именно «ретро» – взяли старый состав и попытались восстановить атмосферу, царившую в советских поездах. Тут почти всё как в 80-х, включая меню, сахар и форму машиниста. Поедет поезд в Яхрому — это час с четвертью от Москвы, место, где можно на «Икарусе» доехать до одного из четырёх местных лыжных курортов. «Икарусы» тоже восстановили. При наличии билета на ретроэлектричку проезд в «Икарусах» бесплатный.

Мы поучаствовали в технической обкатке этой ретроэлектрички из 8 вагонов (в боевой версии планируется уже 10) и поговорили с теми, кто этот поезд делал. А поговорить было о чём, потому что это на самом деле совсем даже не чудом сохранившийся «круглоголовый» поезд 1972 года, который ждал своего часа в Петербурге. Это реконструкция из нескольких поездов (часть вагонов доставали аж в Сибири) и элементов интерьера со всей страны.

Читать полностью »

Косплей и как это работает - 1
Самый известный образ Элизабет из Биошока в реальном мире, фото предоставлено Анной Молевой

Привет! Я продолжу знакомить вас со странными гиками. Если вы когда-нибудь переодевались в деда мороза, носили маску подсети на Хеллоуин или были на какой-нибудь костюмированной вечеринке, то вы тоже своего рода косплееры. Когда-то я тоже начинал как лесной эльф, только у меня был плащ из занавески и меч из лыжи (армированный зелёной изолентой, что отличало нас от орков): всё же полевые ролёвки и косплей имеют разные приоритеты. Мы, лесные эльфы, старались, скорее, ушатать, нежели поразить внешним видом. А последний «взрослый» выезд был вообще по Сталкеру, так там костюм состоял из камуфла, берцев, респиратора и грязи. Сейчас полгорода это косплеит.

Но за этой историей маскировки под конкретных персонажей стоит целое огромное социальное явление, во многом развившееся из-за индустрии видеоигр. Давайте расскажу, что происходит в этом мрачном мире постмодерна. С нами сегодня прекрасная Анна Молева, более известная как Ормели — это та самая девушка, которая стала официальной Элизабет из Биошока, выиграла с Лиззи-Виззи II место на косплее Киберпанка 2077 и сделала ещё штук 20 разных известных образов. Так что, вполне возможно, некоторые знают её как трёх-четырёх разных людей.

Жизнь косплеера — это прекрасный срез того, как работает Сеть. Потому что тут и безумная бизнес-модель на базе фанатского сообщества, и преследования (настоящих) маньяков с Двача, и проход через аэропортовскую охрану в образе Сильваны из WoW с соответствующим массо-габаритным макетом оружия. Косплей был и до развития индустрии игр, но именно игры сделали его невероятно массовым.

Давайте начнём с той части, где выясняется, что косплеер в среднем почти ничего не зарабатывает, но может — много.
Читать полностью »

Про планеры - 1
Аэропоезд из Ан-2 и двух Блаников на фалах

Что такое планер?

Это летательный аппарат тяжелее воздуха, но при этом не имеющий двигательной установки. Он поддерживается в полёте за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха и вместо маршевой силы двигателя использует гравитацию. В общем, планер превращает свою потенциальную энергию (высоту) в кинетическую (скорость) и наоборот. А ещё за счет своего небольшого веса и больших крыльев может использовать восходящие воздушные потоки как лифт, чтобы пополнить запас потенциальной энергии.

Зачем они нужны?

На заре развития планеризма задача была одна – удержать безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха в полете в течение более-менее продолжительного времени. Потом уже стали разбираться – а зачем? Задачи для планеров придумали такие:

  • спортивная (учебные планеры, высший пилотаж, рекорды)
  • экспериментальная (давайте что-нибудь построим и посмотрим как оно полетит)
  • перевозка грузов и людей (например для десанта)
  • исследование атмосферы

А покататься?

Учебные планеры – двухместные, поэтому позволяют катать пассажиров. Такое развлечение дешевле, чем полет на спортивном самолете (ценник за ознакомительный полёт от 4000 рублей, основная составляющая цены – это стоимость буксировки самолётом). Посадка тандемом, один за другим. Спереди в кабине садится пассажир, сзади – инструктор. Задача катающегося – без разрешения ничего в кабине не трогать. Ну и вовремя предупредить, если укачало и хочется на землю.
Читать полностью »

Как продать электронный билет на электричку - 1

Мы в Туту 17 лет занимаемся электричками. Возможно, вы видели наше расписание ещё в детстве или студенчестве. Всё это время нас спрашивают, когда уже можно будет купить билет на интересующую электричку прямо через приложение. 17 долгих лет мы ждали наступления светлого будущего, и понадобилось закрыть на карантин полпланеты, чтобы цифровые билеты стали куда более востребованными.

Причина в том, что ещё никто не придумал, как продавать их так, чтобы:

  1. С одной стороны — ровно по той же цене, что в кассе;
  2. С другой — чтобы точно обошлось без злоупотребления типа «вижу контролёра в двух шагах — покупаю билет»;
  3. Быстро, удобно и надёжно.

С третьим пунктом пока не срослось. Сейчас расскажу про то, как хитро эта схема уже работает. И скажу, что вижу все предпосылки к тому, чтобы дальше было ещё и удобно.

Давайте пройдёмся по тому, как пользователь покупает, и тому, что происходит в разных системах во время этого процесса.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js