Рубрика «Блог компании SAS»

«Доктор, уберите это из счёта»: как мы искали неправомерные услуги в ДМС - 1

Во многих больницах, работающих по ДМС и просто оказывающих платные услуги населению напрямую, существует своеобразный «план продаж» на каждого практикующего врача. Выполнение этого плана зачастую достигается недобросовестными путями за счёт застрахованных по ДМС. К примеру:

  1. Комплексные услуги разбиваются на составляющие врачебные манипуляции так, чтобы чек был больше.
  2. Назначаются избыточные процедуры и исследования при лечении диагнозов — особенно, если в больнице совсем недавно закупили новое оборудование.

Такие злоупотребления — огромная статья убытков для страховых компаний в секторе добровольного медицинского страхования (ДМС), которые и так находятся в условиях жёсткой конкуренции и вынуждены всё больше расширять программу страхования для привлечения клиентов. Поэтому с их стороны есть врачи-эксперты, занимающиеся регулярной проверкой счетов. А в случае выявления нарушений — проведением так называемой «профилактики» в лечебно-профилактических учреждениях.

Все это — долгая и рутинная работа, требующая от эксперта предельной концентрации. Ведь на правомерность оказания услуги влияет целый ряд факторов, связанных как с историей лечения пациента и его программой страхования, так и с особенностями прайс-листа в больнице. Естественно, везде, где вы видите слово «рутина» можно применить автоматизацию. Что мы и сделали. Не без сложностей. Читать полностью »

Невозможно объективно измерить, какие девушки красивее: блондинки или брюнетки, смуглые или белокожие, высокие или миниатюрные. Но можно посчитать, какие черты внешности упоминают чаще, когда говорят о красоте.

У меня была неделя на эксперименты, наши движки анализа данных,16 тысяч русских романов и повестей XIX века и 15 тысяч современных длинных произведений. И, конечно, не было никаких размеченных данных.

Основная идея была в том, чтобы выделить из этой горы текстов фрагменты с описаниями красивых женщин, а потом из этих фрагментов извлечь частотные черты внешности.

Вот визуализация того, что получилось. Точнее, одного из распространённых вариантов.

Как я искала эталон красоты с помощью Natural Language Processing (и не нашла) - 1
Цвет глаз, волос, платье, рост, воспитание — всё это можно выделить из корпуса текстов.

Конечно, не всё так просто и однозначно как на рисунках, но примерное представление вы уже получили. Теперь давайте расскажу про детали и последовательность действий. Читать полностью »

Оптимизация аптек: что мы сделали с помощью математики - 1

Оказалось, что аптечный бизнес достаточно прост в плане старта (аптека крупной франшизы открывается чуть ли не по механике «далее-далее-ок»), но достаточно сложный в управлении. При этом таким он не кажется. Сложная часть в управлении запасами, то есть в поставке лекарств, медсредств и прочего в конечную розничную точку. В реальности делают это люди руками и часто жёстко лажают.

Очень часты ситуации недозаказа товара (когда нужного ходового лекарства просто нет в аптеке), перезаказа (товар поставляется на пару ближайших лет) или неправильного распределения по сети аптек (в одной нет, а в другой — на шесть месяцев запаса). Таблетки компактные, выкладка в аптеках — хорошо, если 5 % от товарного запаса, поэтому восемь–десять миллионов рублей можно запросто спрятать даже на 15 квадратных метрах в ящиках. А потом у этих лекарств внезапно уже через год закончатся сроки годности.

Проблема — в ручном управлении запасами и в неправильном прогнозировании спроса: рынок таков, что часто в начале года подписываются обязательства на год вперёд, и производитель впихивает тонны неходового товара аптечным сетям.

Конечно же, в этой ситуации очень не хватает математической модели. Ну мы с ней и пришли. В процессе сделали ещё несколько чудесных открытий про рынок. Читать полностью »

Чем ИТ может сильно помочь колхозу «Путь коммунизма» или агрохолдингу - 1
Было-стало после кластеризации и оптимизации культур

Колхозы и агрохолдинги в России почти не автоматизированы. А там на почти ровном месте с минимальными затратами можно получить до 10 % прироста доходности за счёт выбора оптимального портфеля выращиваемых культур, точного распределения техники по работам и вообще нормального планирования. Мы пришли на несколько объектов и провели расчёты для них, о чём сейчас я и расскажу.

Сформулировали три фундаментальных вопроса:

  1. В каких пропорциях что нужно вырастить и где, чтобы больше заработать?
  2. Когда какая техника и где будет работать?
  3. Что должно быть в парке техники, чтобы не возникало рисков срывов сроков проведения агроопераций или больших затрат на найм?

Мы решали все эти задачи, и там море интересных особенностей. Обсуждать мы будем абстрактный колхоз «Путь коммунизма», расположенный в случайном месте (нам просто понравились поля на спутниковой карте), потому что настоящих заказчиков я называть пока не могу.

В таких местах, конечно, действуют рациональные агенты. Но иногда встречается пьющий агроном, иногда попадается косячник-механизатор и другие узнаваемые персонажи из реальной жизни. Нас ждут град, сломанный комбайн и другие приключения. И вот мы пойдём в это всё со своей автоматизацией. Читать полностью »

image

В прошлых статьях я попытался рассказать про основы ценообразования и построения дерева принятия решений покупателя для классического ритейла. В данной статье расскажу про очень нестандартный кейс и постараюсь убедить вас, что использовать машинное обучение не так сложно, как кажется. Статья менее техничная и скорее призвана показать, что можно начать с малого и это уже принесет ощутимую пользу для бизнеса.

Читать полностью »

Вия, Уая, Вая, Вайя – “трудности перевода”, или что скрывается за новой платформой SAS Viya (Вайя) - 1

   В сети можно найти огромное количество разнообразных статей о методах использования алгоритмов математической статистики, о нейронных сетях и в целом о пользе машинного обучения. Данные направления способствуют существенному улучшению жизни человека и светлому будущему роботов. Например, заводы нового поколения, способные работать полностью или частично без вмешательства человека или машины с автопилотом.

  Разработчики объединяют комбинации этих подходов и методов машинного обучения в различные направления. Эти направления впоследствии получают названия, оригинальные и не очень, например: IOT (Internet Of Things), WOT (Web Of Things), Индустрия 4.0 (Industry 4.0), Artificial Intelligence (AI) и другие. Данные концепции объединяет то, что их описание является верхнеуровневым, то есть не рассматриваются ни конкретные инструменты и технологии, ни уже готовые к внедрению системы, а основной целью является визуализация желаемого результата. Но технологии уже существуют, хотя часто не имеют единой платформы.
Читать полностью »

image
Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми. Теодор Рузвельт

В прошлой статье попытался рассказать про основы аналитики ценообразования. Теперь давайте поговорим о более интересных вещах.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему вы покупаете определенные продукты в магазинах, как выбираете среди множества аналогов? Скорее всего, четкого ответа под все возможные походы в магазин дать не получится, многие из них спонтанны. Но общая идея очевидна – при походе в магазин вы пытаетесь закрыть имеющуюся потребность (в еде, гаджетах, развлечениях, блэкджеке). В данной статье на примере продуктовых ритейлеров расскажу об имеющемся опыте, как используя некоторые базовые логические предположения и анализ сообществ в графах, можно определить, как именно покупатели выбирают товар.

Читать полностью »

В предыдущей статье мы разбирались, как делать персонализированные предложения на сайте интернет-магазина. Сегодня расскажем, как собирать данные о поведении его посетителей, чтобы затем строить отчёты по воронке продаж, догонять «брошенные корзины» и подбирать товарные рекомендации. Посмотрим, почему для качественной персонализации недостаточно простой веб аналитики и как лучше понять своего клиента с помощью SAS Customer Intelligence 360.

Собираем данные о поведении клиентов на сайте - 1
Читать полностью »

Как мы искали признаки врачебных ошибок - 1

В 2006 году в голове моего тестя разорвалась аневризма и его свалил инсульт. К вечеру того дня он уже шутил и порывался ходить по больничной палате. Повторный инсульт, который случился под наблюдением врачей, его мозг не выдержал — тесть перестал разговаривать, ходить и узнавать родных. В другом госпитале его поставили на ноги, но из-за врачебной ошибки при первоначальном лечении он навсегда лишился речи, а его личность изменилась до неузнаваемости.

То, что с ним произошло, называется внутрибольничным инсультом и это один из маркеров (или иначе — триггеров) системных проблем в медицинской организации. Их нужно анализировать, чтобы снизить число предотвратимых врачебных ошибок в стационарах и повысить качество лечения пациентов.

В США этим вопросом озадачились в начале 2000-х. Массачусетский Institute for Healthcare Improvement (IHI) разработал методику IHI Global Trigger Tool for Measuring Adverse Events, которую затем внедрили передовые клиники США и Европы.

В 2016 году мы (российский офис SAS) попытались создать систему анализа медицинских триггеров по методике IHI в России. Расскажу, что из этого вышло.
Читать полностью »

Как выявляют риски в госконтроле и зачем для этого машинное обучение - 1

В предыдущей статье на тему государственного риск-менеджмента мы прошлись по основам: зачем государственным органам управлять рисками, где их искать и какие существуют подходы к оценке. Сегодня поговорим о процессе анализа рисков: как выявить причины их возникновения и обнаружить нарушителей.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js