Пара бывших сотрудников Google решила создать поисковый движок будущего. Они собрали нечто более быстрое, простое и без рекламы. Почему же так вышло, что большинство людей ничего не слышало о Neeva?
Сридхар Рамасвами ушёл из Google не для того, чтобы создать другой поисковый движок. По крайней мере, изначально. В завершение своей 15-летней карьеры в Google Рамасвами управлял целым рекламным отделом компании, руководя более чем десятью тысячами людей, и лучше других знал, какой объём работы необходим, чтобы реализовать поиск правильно.
Нельзя переоценить степень доминирования Google в мире поиска. По данным большинства исследований, Google владеет примерно девяноста процентами мирового рынка поисковиков, и это число стабильно росло в течение двадцати лет. Google — поисковый движок, используемый по умолчанию почти в каждом браузере, почти на каждом устройстве. Мы не выполняем поиск в Интернете, мы гуглим. Вторым и третьим в списке идут Bing и Yahoo, но когда вы в последний раз искали что-нибудь в Bing или Yahoo? Для поддержания своего доминирования Google тратит огромные политические, инженерные и финансовые капиталы.
Но больше остальных Рамасвами знал и то, что Google не может или не хочет сделать со своим движком. Имея миллиарды пользователей и сотни миллиардов долларов, Google не будет рисковать, исследуя существенные изменения в своей странице результатов, новые бизнес-модели или любые продукты, которые заставят пользователей меньше заниматься поиском (Рамасвами тестировал функцию Google Contributor, позволявшую людям платить за отсутствие рекламы на некоторых сайтах. Но система не взлетела.). Возникла возможность, которой Google просто не могла и не хотела бы пользоваться. Поэтому когда Рамасвами ушёл из компании в 2018 году, они с Вивеком Рагхунатаном (давним руководителем высшего звена Google и YouTube) основали компанию Neeva для создания поискового движка будущего.
Читать полностью »