Рубрика «Блог компании Группа Т1»

Как Тарас стал Senior+ из-за CS 1.6 и дедушки с ТЭЦ - 1
Основной хард-скилл Тараса

Началось всё с дедушки-инженера. Из-за него у Тараса сформировался инженерный же склад ума, а дальше он увлёкся стандартными игрушками для ребёнка с технической родословной: машинками, конструкторами лего, миркоэлектроникой, Ассемблером, разработкой и потом — базами данных. Потому что тяжело остановиться, когда у вас есть радиоконструктор.

Дальше, как и положено потомственному инженеру, он пошёл работать на ту самую ТЭЦ. Что, мягко говоря, для неокрепшей студенческой психики стало серьёзным ударом, потому что после знакомства с миром современной микроэлектроники вид резистора ТЭЦ слегка настораживал. Резистор был размером с два кулака. Уровень инноваций был такой, что собранный диодный мост уже рассматривался как нечто оскорбительно новое. Вот в момент постройки такого не было, и ведь работало же как-то!

Собственно, Тарас оттуда достаточно быстро скрылся в направлении разработки на PHP, и так бы мы его и потеряли в мире интровертов (как он это сам описывает, видимо, тогда действительно PHP-разработка делалась минимальными командами), но он хотел пойти в админы. Точнее, в девопсы, но тогда это называлось всё так же — админ.

18 лет назад состоялось его посвящение в админы. Тарас начал нести демократию по всей стране.

Собственно, я хочу рассказать про своего коллегу с очень, скажем так, характерной для России судьбой в ИТ.
Читать полностью »

История Дениса: уйти, чтобы вернуться - 1
Здесь чуть не закончилась ИТ-карьера Дениса

Денис стал айтишником нестандартным путём. Началось всё правильно, как и должны были попадать люди в ИТ по задумке, то есть через математику в школе и информатику в университете.

Вектор задал математический класс — «о, наверное, я в этом понимаю, раз у нас была углублённая математика» — и наш герой поступил на информатику. Внезапно, как и многие другие студенты, он узнал, что, оказывается, в университете надо учиться. Первая сессия стала шоком, и закрывал он её, с трудом отрываясь от рейдов WoW. Работать надо было тяжело, школьные достижения почти ничего не значили, и ко второй сессии Денис пришёл неподготовленным.

Поняв, что пахнет жареным, он не растерялся и быстро перевёлся в спортивный институт. Благо спортивные достижения позволяли. Так и ушёл из ИТ фактически на старте, не предполагая, как дальше жизнь повернётся. И не возвращался к теме, пока ему не достался по наследству сантехнический бизнес.

Если вы думаете, что сейчас будет история «и тут я понял, что нужно нормальное ИТ-ядро, сайт, еком, мы начали развивать бизнес и продали систему федеральной сети», то нет. Сантехнический магазин он тоже быстро слил.
Читать полностью »

У нас есть несколько ситуаций, когда люди не из ИТ приходят в компанию. Это очень типичные и нетипичные истории сразу. Типичные — потому что все хотят, но мало у кого получается. Нетипичные — потому что есть общие особенности мышления, которые, возможно, помогут понять, что этот человек подходит для ИТ-специальности.

Младшим тестировщиком у нас работает Анастасия, бывший специалист по отслеживанию подозрительных операций в банках, проводившая международные расследования. Ещё один тестировщик — Наталья, девушка из службы авиационной безопасности, которой очень нравилось искать странные вещи на картинках интроскопа. В автотестировании есть Аня, бывший строитель. Говорит, если вы способны навести порядок на стройке, то с автотестами проблем не будет. Один из ведущих разработчиков — бывший руководитель кладбища и юрист. Тимлид тестирования раньше сидел «на линии» в колл-центре. Младший аналитик — некогда ревизор федерального казначейства.

Как системное мышление приводит на работу в ИТ из очень разных мест - 1
Тут тоже нельзя пропускать баги на прод.

Логика простая: если человек достаточно умён и способен мыслить системно, то он будет постоянно искать применение своим способностям. И рано или поздно придёт в ИТ, потому что это сейчас один из самых хорошо оплачиваемых секторов — и с хорошими перспективами.

Другое дело, что при этом придётся решиться и бросить успешную карьеру, чтобы начать с нуля в ИТ.

Например, вы бы поменяли пост директора кладбища на джуна-тестировщика?
Читать полностью »

Про интроскопы - 1

Мы тут закупаем и ставим интроскопы, и из-за последних событий к ним опять возрос интерес. Сейчас расскажу несколько базовых вещей, которые обсуждал с заказчиками последние несколько недель раз десять уже, наверное.

Интроскоп — это штука, которая снимает в рентген-излучении. Чаще всего вы видите такой на входе в аэропорт или на вокзал.

Представляет из себя камеру для съёмки, защитную оболочку, какие-нибудь салазки или что-то типа конвейера (не всегда, но чаще всего) и встроенный компьютер для обработки всего этого. С точки зрения ОС — это веб-камера, поверх которой делается обработка в софте. Поставляется всё это в подавляющем большинстве случаев как готовый ПАК, то есть системник или моноблок уже внутри где-то под кожухом. На борту там чаще всего «банкоматная» Win, которая не обновляется примерно никогда, равно как и софт.

Монтаж выглядит так: обычной доставкой приезжает огромная коробка, выгружается в заданную точку, немного дособирается (кабели — салазки — лента — экран), включается и работает.

Советы по выбору интроскопа — разница между моделями и прочие детали вообще никого никогда не волнуют, потому что принцип выбора такой:

  1. Определяем, какой стандарт применяется.
  2. Выбираем интроскоп под этот стандарт. Подбираем согласно требованиям заказчика наиболее подходящий интроскоп по соотношению цена – качество: учитываем наличие и стоимость технической поддержки, её доступность в регионе.
  3. Готово!

Примерно так происходит почти на любом объекте, который я видел.
Читать полностью »

Один из распространённых инструментов в области цифровой трансформации — процессная аналитика. Расскажем, на что обратить внимание в первую очередь и какие возможности — в этом контексте — есть у нашей системы.

/ Unsplash.com / Dominik Vanyi
/ Unsplash.com / Dominik Vanyi

Зачем этим заниматься

Читать полностью »

Метаанализ метаверсов: метатренд нашего метасообщества - 1

На небесах сейчас только и разговоров, что о море о метаверсах. Этот вопрос вошёл в топ-5 обсуждаемых тем среди советов директоров и ИТ-директоров. Казалось бы, ничего не поменялось: у нас уже были метаверсы Майнкрафта и GTA, матрицу описывали ещё Стивенсон и Гибсон (а это мрачные 80-е)… Но тут Гартнер включил метавселенные в тренд, и сразу стало понятно, что за этим стоят большие деньги. И все сразу стали разбираться, а что случилось-то.

Что случилось? То, что, возможно, у нас скоро будет новый Интернет. Новые устройства, новые принципы сёрфинга, новые пространства и вообще всё то, что вы видели в фильме «Первому игроку приготовиться». Китай вложился в это на государственном уровне, а эти товарищи обычно точно знают, что делают. И пример их прошлого метаверса в виде WeChat намекает, что принцип «работает — не трогай» их не совсем устраивает.

Всё это порождает новую экономику (виртуальную одежду за 15 тысяч долларов уже можно купить), новые киберугрозы, новые тренды и новое законодательное регулирование.
Давайте разбираться аналитически, что же происходит.
Читать полностью »

В нашем портфолио несколько собственных программных продуктов — например, HR-платформа TalentForce, приложение для налогового мониторинга EasyTax и система оценки эффективности бизнес-процессов Watchman.

Чтобы унифицировать UI и ускорить запуск новых сервисов, мы сформировали собственную дизайн-систему. И уже использовали её при разработке CRM-решения. Далее, Константин Шпаков, ведущий дизайнер интерфейсов, расскажет, как мы подошли к этой задаче.

Читать полностью »
Монетизация данных. Зачем Большой Брат следит за нами? - 1

2021-й год стал первым годом, когда крупные компании начали понимать на практике, зачем же они следят за пользователями. До этого бигдата была инструментом поиска вещей, которые можно было сделать и статичными правилами, а вот сейчас наконец-то стала полезной принципиально иначе.

Теперь можно получать обработку информации в реальном времени (и реагировать гибко и сразу на те же действия на сайте или в приложении), в агрегации данных (теперь банк знает, где вы живёте, какие у вас были диагнозы по чекам из аптеки и какие интернет-магазины вы предпочитаете по адресам посещаемых сайтов, от стратегического альянса с провайдером или сотовым оператором) и так далее.
Читать полностью »

Как пользователи спасают психику техподдержке - 1
«Набить хай-ло» — программирование светодиодных индикаторов на корпусе для показа Hi или Lo в зависимости от нажатия кнопки «турбо», если кто-то такую ещё помнит. Один из моих первых тикетов в роли поддержки как раз закончился тем, что я сообщил пользователю, что осталось только «набить ему хай-ло».

По прошлому посту «Как пользователи расшатывают психику техподдержке» могло сложиться впечатление, что жизнь у нас совсем не сахар, а скорее даже рудники. Теперь хочу рассказать о тех приятных вещах, которые есть в работе поддержки.

Да, до выхода я так ещё не дошёл и всё ещё хожу по офису в куртке. И да, у нас есть сервис деск, есть тикеты, но всё равно мы отвечаем на устные заявки тоже. Не потому что мы не в состоянии отказать и пригласить пользователя писать тикет, а потому что задача поддержки — чтобы у людей всё работало, а не чтобы они воспринимали нас как геморрой.

Именно эта общительность пользователей даёт первый важный плюс: когда в компании 200–300 человек, а вы социально активны, не боитесь смотреть в глаза людям и нормально общаетесь, — через пару месяцев будете знать вообще всех. И при этом к вам будут хорошо относиться, потому что вы помогаете. Нет, конечно, будут время от времени встречаться люди, которые, наверное, в ресторанах орут на официантов, но с поддержкой фокус «Быстро подойди сюда, я тут босс» не работает. Потому что, кроме SLA, тогда будет применяться USLA, например, при SLA — один час на ответ, при USLA будет 58 минут на ожидание. Но такие случаи очень редки. Чаще всего мы всех любим и нас все любят.

Уже в первые дни любовь выражается в том, что вас стараются подкормить. Почти у всех есть вкусняшки в кабинетах, а приход инженера для многих из разряда «Оно шевелится, милое, давайте его покормим!» Ну, если вы мило шевелитесь, конечно.

Дальше становится интереснее.
Читать полностью »

Примерно 18 лет я занимаюсь автоматизацией производств и, в частности, прогностическими системами. Авария в турбине обходится в среднем в десятки миллионов рублей и, как правило, затрагивает далеко не только турбину. Отрыв рабочих лопаток турбины может нанести прямого урона на миллиарды, а потом ещё остановить генерацию на срок поставки комплектующих.

image
Пример такой турбины для понимания масштаба. Источник.

Сейчас это решается регламентным ремонтом и обслуживанием: «раз в год останавливаем и разбираем», «раз в месяц меняем подшипник», «раз в неделю льём сюда масло». Может, некоторые операции излишни, а может, некоторые слишком редки. Но это лучше, чем ничего.

Второй уровень — это обвесить турбину датчиками и следить за их показаниями. Так можно остановить её за несколько часов или дней до предполагаемой аварии — это лучше, чем устранять последствия, но всё равно нужно же успеть к этому моменту заказать элементы под замену. И неожиданная остановка локомотива, например, вполне может означать перепланирование всего графика перевозок.

Третий уровень — это взять исторические данные, взять потоковые данные с датчиков и построить модель их изменения. Это даст точность в недели. Это уже предиктивная аналитика, которую могут позволить себе далеко не все.

К этому можно добавить ещё физическую модель взаимодействий на устройстве.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js