В любом малом бизнесе есть процесс перешагивания из малого в средний или крупный. Ну или уютная самозанятость для предпенсионера. Например, для малого бизнеса достаточно 1–2–3–4, может, в край, 5 разработчиков. Эти люди могут взять отдельные направления и работать крайне эффективно. Как только их становится больше, начинают появляться внутренние коммуникативные издержки. То есть вклад следующего будет уже не 1/N, а размытым.
При не очень продуманном руководстве, где-то до 20–30 человек, можно и не особо заметить прироста эффективности в плане решения практических задач — и только после этого выйти на рост заново. С другой стороны, начиная примерно от 30 человек у вас появляется полная взаимозаменяемость и стабильность, что на малой команде просто невозможно.
Я сейчас очень упрощаю, конечно, но почувствовать бюрократию вы можете довольно легко и на других объёмах.
Примерно похожие принципы действуют и в других аспектах. Поэтому, с одной стороны, бизнес хочет стать большим, а с другой — по возможности как можно дольше сохранять структуру малого.
Читать полностью »