Рубрика «авторское право» - 17

Режиссёром подан судебный иск на право использования песни «Happy Birthday» без лицензионных отчислений

Телевидение и киноиндустрия уже давно подвергается давлению со стороны Warner/Chappel Music — дочки Warner — в необходимости отчисления денег за права на использование песни «Happy Birthday», вероятно, самой популярной песни в мире. Как пример, создатели признанного критиками документального фильма «Hoop Dreams» («Баскетбольные мечты», 1994) должны были заплатить 5 000 долларов за сцену, когда семья одного из главных героев всего лишь спела песню. В 1996 году Warner/Chappel заработала более чем 2 миллиона долларов на продаже лицензии.

Недавно вышел новый документальный фильм об истории этой песни, и, конечно, создатели фильма должны были заплатить отчисления, которые составили 1 500 долларов.

Но всему приходит конец. Вчера «Good Morning To You», компания которая сняла документальный фильм, подала иск в федеральный суд, предоставив доказательства того, что лицензия на «Happy Birthday» не имеет права на жизнь. Слова песни очень сильно похожи на песню «Good Morning to All», которая была напечатана в сборнике песен для детских садов в 1893 году. Иск содержит большое количество подобных примеров использования этого текста в различных источниках, которые появились ранее 1935 года, когда были зарегистрированы права на песню.
Читать полностью »

Логотип PRISM нарушил авторские права английского фотографа

Английский программист Дэмон Харт-Дэвис (Damon Hart-Davis) недавно увидел слайды презентации АНБ, посвящённые шпионскому проекту PRISM — и сразу заметил на них нечто очень знакомое, а именно — фотографию призмы на официальном логотипе PRISM.
Читать полностью »

И так, опять взбудоражено все русскоязычное интернет-сообщество: законодатели вновь взялись за перо и принялись придумывать новый проект закона, напрямую касающийся регулирования русскоязычного сегмента всемирной сети. Практически все издания кишат новостями по этой теме, не остались в стороне и их печатные коллеги. Эффект от последних новостей сравним с введением реестра запрещенных сайтов, но теперь он гораздо более актуален и касается не только тех, кто в принципе должен был понимать, что рано или поздно «ими займутся» (например, можно долго рассуждать насчет того, насколько свободной должна быть Википедия, но сама по себе открытость таких проектов — это всегда балансирование на грани), но и тех лиц, которые уже было поверили в то, что их крайними делать не будут. Речь идет о законе «Об интернете» и я бы хотел попробовать внести ясность в то, что он из себя представляет и чем он грозит простым пользователям. Хочу сразу отметить, что в качестве источника буду указывать преимущественно copyright.ru. Я не ставлю цели разрекламировать данный ресурс и вообще не имею к нему никакого отношения — просто на нем удобнее всего находить нужную информацию по данной теме.Читать полностью »

Чёрные дыры российского Интернета: эксперты в области права, предприниматели и люди творческих профессий спорят, как защитить от пиратов интеллектуальную собственность. Книги, фильмы, музыку — в виртуальном пространстве можно найти практически всё.

Смотрите оригинал материала на www.1tv.ru/news/social/234086

Читать полностью »

От переводчика: это перевод статьи фонда EFF с анализом ситуациии вокруг предложения внедрить DRM в стандарты HTML5. Я посчитал важным этот материал, так как проблемы, обсуждаемые в нем, затронут большинство пользователей Интрнета в нашей тране и мире.
upd: Если возможно, то помогите изменить тип топика на пост-перевод. Прошу прощения у читателей за техническую ошибку при создании поста

Это новый фронт войны против digital rights management (DRM) технологий. Эти технологии, которые по мнению многих существуют для усиления копирайта, ничем не помогли в оплате труда творческих людей. Вместого этого, либо как и задумывалось, либо в силу сложившихся обстоятельств, данные технологии мешают новым технологиям, добросовестному использованию и конкуренции.

image
Читать полностью »

В одном из топиков на тему «Вечного копирайта» промелькнул очередной тезис правообладателей:

Мало того, копирайтеры под это уже и идеологическую базу подвели. Мол, на обычную-то собственность права вечны, так чем ИС хуже? И всегда приводят пример: вот вы бы хотели, чтобы ваша квартира через N лет после вашей смерти стала общественным достоянием, а ваших наследников из неё просто вышвырнули? А ведь они её не заработали, просто на халяву по наследству получили…

Давайте разберёмся?
Читать полностью »

Скотт Фицджеральд с женой ЗельдойНа следующей неделе в кинотеатрах по всему миру начнётся показ нового голливудского блокбастера «Великий Гэтсби». Драма с бюджетом 127 миллионов долларов снята по классическому произведению Скотта Фицджеральда, опубликованному в 1925 году. Это классика американской литературы, которую проходят в каждой школе. Роман занимает 2-е место в списке 100 лучших англоязычных романов 20 века.

В связи с экранизацией книги Фонд электронных рубежей опубликовал памятку с разъяснением, почему написанный почти 90 лет назад роман «Великий Гэтсби» до сих пор не находится в общественном достоянии, и что вообще сейчас происходит с копирайтом в США.

Ситуация очень странная. Хотя автор Скотт Фицджеральд умер 73 года назад, и вряд ли нуждается в стимуле для производства новых работ, но «Великий Гэтсби» до сих пор охраняется копирайтом.
Читать полностью »

На сайте немало постов о том, какие условия нужно включать в договор на создание сайтов и программ (краткий список ниже), но нет договора в формате, который можно взять за основу для составления своего договора. Мы изучили условия из постов (спасибо авторам), подумали над ними, переработали и учли в предлагаемой на ваш суд форме договора. Так что договор пока можно считать частично «захабренным».
Захабренный договор на разработку сайта, дизайна, софта. Версия 1.0
Читать полностью »

Я не планировал открывать широкую полемику, но пост (http://habrahabr.ru/post/175215/) о праве правообладателей на выбор средств защиты, написанный как ответ моему посту (http://habrahabr.ru/post/175115/), и комментарии к обоим натолкнули на еще несколько мыслей, которыми хочется поделиться.

Любому, кто по тем или иным поводам сталкивается с информацией о защите авторских прав, приходится слышать приблизительно следующее «интеллектуальный продукт – это товар», «потребители – это рынок». Это написано в лицензионных соглашениях, пользовательских оговорках и прочих документах, которые видит пользователь. Густо перемешивая эти тезисы с различными оборотами «запрещено» или «нельзя», правообладатель устанавливает свои правила в обращении с тем, что потом будет названо культурным наследием. Однако, признавая себя участниками рынка, правообладатели всячески избегают рыночных механизмов защиты общественного интереса. Автор имеет право указать обществу условия, на которых он готов распространять свой продукт, а может ли общество что-то требовать от автора?
В этом посте я предлагаю посмотреть на баланс общественных и частных интересов в праве интеллектуальной собственности. Эта тонкая и деликатная категория дала толчок многим фундаментальным исследованиям в области экономики, заставляя экономические доктрины стран шататься от кейнсианства до государства – ночного сторожа. Автор не является экономистом и не ставит перед собой задачу провести фундаментальное исследование. Задача этого поста – обозначить саму проблему в трех вопросах.

Вопрос №1: Почему антимонопольный комитет мучает поставщиков нефтепродуктов и не трогает музыкантов?
Общество давно выработало множество способов юридически защищаться от диктата производителя. В том числе монополий. Антимонопольный комитет давно стал грозой крупного бизнеса. 3 из 5 крупнейших штрафов антимонопольного комитета относятся к рынку нефтепродуктов. А много ли у нас в стране антимонопольных расследований в сфере авторского права? Рискну предположить, что немногим более нуля. Сложно, однако, утверждать, что причиной этому является отсутствие претендентов на звание монополии на рынке, например, софта или музыки. В отношении музыки стоит оговориться, что речь идет не об исполнителях, а о лейблах, четыре из которых контролируют основную часть прав на музыку в мире.
При этом важно понимать, что фактически любой автор является в определенной степени монополистом. Ведь условием защиты объекта авторских прав является его уникальность. Современное авторское право даже не признает того, что одна и та же идея может посетить нескольких авторов одновременно, о чем я писал в одном из предыдущих постов (http://habrahabr.ru/post/145481/).

Вопрос №2: Почему можно отобрать землю, но не песню?
Поэтичный получился вопрос. Однако за ним кроется то, что вторым аспектом, где авторское право не следует законам рынка материальных объектов, является категория изъятия для общественных нужд. Так, например, землю для прокладки государственной железной дороги, государство может просто отобрать у частного лица, выплатив ему компенсацию. Можно много говорить о недостатках такой категории, но она существует. И сложно понять, как в обществе, где возможна экспроприация земли для общественных нужд, государство не может ограничить правообладателя. Притом, что земля не может быть произведена в копии или дублирована. Почему же государство может отнять нечто уникальное, и не имеет возможности наштамповать копии фильма или софта?
Этот тезис может вызвать скепсис: землю отбирают, чтобы построить дорогу, а к чему отбирать право интеллектуальной собственности. Во-первых, мы живем в эру, когда информация уже представляет собой основную ценность. Самым банальным примером общественных нужд могут стать упомянутые Папой Римским в 2009 году патенты на лекарства, удержание которых частными корпорациями в погоне за прибылью приводят к вымиранию огромного количества людей. Люди болеют, рецепт лекарства открыт, но производить его в достаточных количествах нельзя, потому что так сказала компания, которая купила патент. Во-вторых, и объекты авторского права имеют также огромную ценность. Они становятся частью культуры, основой социальных преобразований. Так, например, фильм «Храброе сердце», по мнению многих, сыграл ключевую роль в современном движении за независимость Шотландии. Стоит также вспомнить военные фильмы и песни, которые помогали людям переживать ужасы Второй мировой войны, чтобы увидеть очевидность абсурда запрета ветеранам исполнять эти песни сейчас потому, что они по сроку еще не стали общественным достоянием.
В качестве примера социальной справедливости можно себе представить картину, как доблестные сотрудники отечественной исполнительной службы являются в офис какого-нибудь иностранного софтверного гиганта с предписанием суда. Они входят прямо посреди совещания совета директоров, требуют предоставить данные о стоимости какой-нибудь программы, и заявляют, что подсчитанная независимым отечественным экспертом сумма в 3025 долларов и 30 центов будет выплачена компании государством. Когда – не уточняют. Но программа уже перешла в собственность государства. Вуаля! Легализация завершена – в школы поступают коробки с дисками, национальное телевидение транслирует оптимистичные сюжеты о том, что теперь в стране весь софт легален. А ведь нечто похожее происходит, когда выселяют семьи.

Вопрос №3: Почему маршрутка катает детей бесплатно, а производитель софта – нет?
Третьим аспектом, где авторское право уклоняется от обязательств перед обществом, является социальная защита. Практически каждое государство декларирует заботу о социально незащищенных слоях населения – именно так политики протаптывают себе электоральную дорогу. При этом выполнять значительную часть их обещаний надлежит впоследствии бизнесу. Но по какой логике перевозчиков пассажиров обязывают с правом на перевозку по маршруту осуществлять перевозку льготных категорий пассажиров, и не возлагают никаких обязательств на правообладателей? Или возможность сэкономить две гривны на проезде по городу важнее, чем возможность ознакомиться с последними достижениями культуры? И если в отношении книг право все еще содержит нормы о существовании библиотек, то для прочих объектов авторского права таких законодательных ограничений в интересах общества не существует вовсе. Важно отметить, что многие правообладатели поддерживают образовательные инициативы: передают в школы свои продукты, но делают это на добровольных началах. Система права здесь безмолвствует, а это в корне изменяет социальную оценку их действий.

Я описал эти сферы диспропорций в защите авторского права не для обоснования позиции персонажа Шарикова «взять все и поделить». Важно понимать, что нарушение базовых правил логики при формировании системы авторского права приводит к невозможности ее нормального функционирования. На сегодня акцент на праве запрета как раз и привел к мировому распространению пиратства. Смещение баланса интересов в сторону правообладателей не привело к позитивному для них эффекту. Система, лишенная логики, не будет работать. Иными словами, для того, чтобы общество стало больше уважать интересы правообладателей, правообладатели должны сделать шаги навстречу интересам общества. Какие – это уже тема к обсуждению.
Читать полностью »

Данная статья родилась в результате внимательного прочтения данного топика на Хабре. Тема пиратства для русскоязычного сегмента можно сказать «больная» и вызывает немало диспутов и споров. В своей статье я попробую побыть «адвокатом Дьявола» и выразить мнение с противоположной стороны вопроса.

Один из главных аргументов защитников пиратства в том, что авторский продукт, по сути, не имеет какой-либо физической ценности. Его использование не несет никакого ущерба правообладателю, а лишь режет возможную прибыль, которая еще не факт, что будет получена. С одной стороны это абсолютная правда. Как прожиг диска, как и загрузка с iTunes для издателя не стоят ничего. И продавая тот или иной товар, он мало того, что получает свои 100% прибыли (минус процент доли площадки, но не суть), так еще и имеет полное право ставить любую цену (в противовес обычным товарам, где цену определяет рынок). Вполне приличные условия, правда? Однако многие забывают, что при создании фильма или альбома компания очень сильно уходит в минус. Один фильм, который в магазине стоит 10 долларов, для фирмы вполне мог вполне обойтись в 200 миллионов тех же самых бумажек, которые одиночной покупкой не окупить, впрочем, и миллионной тоже. То есть, по сути, на рынок компания выходит уже в огромном минусе, а на руках у них товар который не еда, и не теплые валенки. Товар, который физически не стоит ничего и, который продаётся в мире, где есть люди, кто за «физически ничего» платить морально еще не готовы. Возможно, бедный пуэрториканец, скачавший бесплатно музыкальный альбом, при других переменных вряд ли бы его купил, и уж точно в итоге он не принес никакого ущерба компании. Но дает ли ему это полное право делать так? Вопрос.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js