Рубрика «автоматизация» - 9

Развитие беспилотных технологий на железной дороге началось достаточно давно, уже в 1957 году, когда был создан первый экспериментальный комплекс автоведения для пригородных поездов. Для понимания разницы между уровнями автоматизации для железнодорожного транспорта введена градация, определенная в стандарте МЭК-62290-1. В отличие от автомобильного транспорта железнодорожный имеет 4 степени автоматизации, показанные на рисунке 1.

image

Рисунок 1. Степени автоматизации в соответствии с МЭК-62290

Практически все поезда, эксплуатирующие на сети ОАО «РЖД» оснащены устройством безопасности, соответствующему уровню автоматизации 1. Поезда с уровнем автоматиазции 2 уже более 20 лет успешно эксплуатируются на сети российских железных дорог, оснащено несколько тысяч локомотивов. Данный уровень реализуется за счет алгоритмов управления тягой и торможения энергооптимального ведения поезда по заданному маршруту с учетом расписания и показаний систем автоматической локомотивной сигнализации, принимаемых по индуктивному каналу с рельсовых цепей. Применение 2 уровня понижает утомляемость машиниста и дает выигрыш по энергопотреблению и точности исполнения графика движения.

Уровень 3 предполагает возможное отсутствие машиниста в кабине, что требует внедрения системы технического зрения.

Уровень 4 предполагает полное отсутствие машиниста на борту, что требует существенного изменения конструкции локомотива (электропоезда). Например, на борту установлены автоматические выключатели, которые будет невозможно взвести снова при их срабатывании без присутствия человека на борту.
Читать полностью »

image
Один из ранних прототипов, использовавшихся для тестов.

Сразу скажу: крутейший он потому, что единственный из доведённых до опытной эксплуатации автопилотов третьего уровня. А единственный доведённый до опытной эксплуатации он потому, что без наработок по автопилотированию трамваев и чего-то ещё в этот рынок соваться просто нет смысла. Тепловозов довольно много, задача интересная и важная для производств, но не окупается как отдельная. Мы знаем про наработки на эту тему у НИИАС и Siemens, но не знаем, чтобы их трамваи где-то ездили в городской среде, а локомотивы перевозили реальные грузы.

Поскольку у нас уже достаточно много различных наработок и решений с беспилотными трамваями в России и Китае, мы решили провести эксперименты с одним крупным предприятием с большим парком маневровых тепловозов, используемых для доставки сырья к цехам.

Там проблема в том, что движение тепловоза регламентируется множеством сигналов, положениями людей и объектов инфраструктуры, а также командами диспетчера. Машинист должен оставаться предельно внимательным всю смену (примерно 12 часов), в том числе и ночью. В результате он рано или поздно либо пропускает что-то и попадает в аварию, либо кого-то сбивает. Это жизнь, травмы на транспорте случаются, но конкретно в этих ситуациях можно позволить себе ставить на тепловозы радары, потому что встаёт не просто один тепловоз, а целое крупное предприятие. Надолго. Предотвращение столкновений и автопилот могут сильно снизить нагрузку на человека в кабине, и тогда производства не будут вставать.

Модуль на картинке — один из ранних прототипов блока камер, с которого мы начинали. С этого момента он претерпел значительные изменения, но всегда интересно посмотреть, с чего всё начиналось. Сейчас расскажу, как вообще роботы способны ориентироваться на станциях, потому что задача вообще-то нетривиальная.Читать полностью »

Привет!

В общем, есть экспериментальный трамвай, который в рамках испытаний иногда ходил по одному из маршрутов. Автопилот тестируется на закрытой территории, а в городских — активный помощник водителя вагоновожатого. Водитель трамвая едет с руками на управлении, но тестируется именно автономный автопилот. Трамвай визуально не отличается от обычного, потому что мы вместе с производителем запихали приборные блоки далеко под панели и вывели интерфейсы на стандартные экраны. Единственное — у него можно заметить несколько камер под лобовым стеклом, спрятанный под обшивку радар и GPS-датчик на крыше. Да, ещё иногда для целей отладки мы привешиваем лидар.

image

За время испытаний мы узнали, что правила дорожного движения и реальная обстановка на дорогах даже для трамвая — это очень разные вещи.

Вообще трамвай — это идеальная «песочница» для полного автопилота автомобиля. Мы уже сейчас его реализовали. Наши читы:

  • Мы знаем маршрут и имеем гарантию, что наше ТС никуда с него не денется.
  • Можно проехать заранее и разметить точки со светофорами и прочим, чтобы системе было легче их распознавать.
  • Трамвай не может перестроиться из полосы в полосу. Большая часть нагрузки автопилота авто завязана на «куда сейчас отрулить» и тысячи сценариев, а у нас отрулить некуда.
  • Тормозит он почти мгновенно и немного резко, то есть прогнозы движения других автосредств на дороге менее сложные.

С чем реально есть проблемы — это с людьми на остановках, которые стараются пролезть первыми, рискуя жизнью. Читать полностью »

image
Вот и весь комплект, если есть CAN-шина.

Всего пять лет назад не было нормально работающих нейросетей для того же определения препятствий и краёв стеблестоя, поэтому не было и видеоаналитики. Были «слепые» GPS-методы, которые на практике оказались далеко не лучшими и сильно подмочили престиж автоматизации в сельском хозяйстве. Через пять лет, как мы считаем, все комбайны будут автоматизированы именно визуальными автопилотами, чтобы смотреть из кабины и в стороны и контролировать все аспекты уборки урожая.

Мы находимся в том моменте, когда у нас уже есть готовые технологии, они отлично опробованы, дёшевы и имеют годовую практику эксплуатации, и крупные производители комбайнов с интересом на них смотрят. Скорее всего, будет как с автомагнитолами: сначала они ставятся в машины, а потом машины приходят с уже встроенными. Вот и мы сейчас модифицируем старые комбайны, но хотим занять место в экосистеме и ставить комплекс на все новые.

Такой проект мог стартовать у нас, в Бразилии и ещё в паре стран из-за особенностей рынка. Нужна страна с сельским хозяйством, разработчиками внутри, неэффективной уборкой (то есть чёткой болью сэкономить) и новым парком комбайнов. Повезло со всем, включая парк: после СССР всё развалилось, и сейчас мы наблюдаем машины примерно четырёх- пятилетней давности в основных хозяйствах.

В России 350 тысяч комбайнов, и поставляется ещё 35 тысяч в год. Это не рынок автомобилей, конечно, но, сделав правильное решение сейчас, пока туда ещё никто не пришёл, можно получить его весь.

Но давайте расскажу лучше, как именно это работает и как мы модифицируем комбайны в России.
Читать полностью »

Вот уже как несколько месяцев я являюсь обладателем бетонной двухкомнатной коробки. После приобретения квартиры запросы на ремонт были минимальными — сделать уют и комфорт за минимальные деньги, по возможности своими руками. В итоге за уютом пришлось обратиться к дизайнеру, а понятие комфорта включало элементы умного дома.

Первые редакции набросков умного дома сводились к управлению теплыми полами и центральным контактором электричества. Но, как известно, аппетит растет во время еды. На данный момент наш список разросся до следующих пунктов:

  • управление светом;
  • управление микроклиматом (теплый пол, радиаторы отопления, кондиционеры);
  • управление шторами;
  • управление системой защиты от протечек;
  • автоматический учет потребления воды и электроэнергии;
  • интеграция мультирум;
  • управление телевизором;
  • возможность управления всем со смартфона;
  • гости не должны испытывать дискомфорт, управление элементами освещения должно быть, как в обычной квартире

Как видите, список хотелок значительно расширился, в связи с чем остро стал вопрос выбора железа для реализации. Как инженер промышленной автоматизации, я сразу же отмел варианты типа ардуино и всяких «умных» устройств на батарейках с Wi-Fi, которые предлагает Xiaomi. Только готовые ПЛК с модулями ввода вывода и проводные выключатели.

В итоге изучения всевозможной информации в течение нескольких месяцев пришел к выводу, что оптимальным будет использовать ПЛК в связке с платформой умного дома OpenHAB или Home Assistant. Но теперь краеугольным камней стоит выбор ПЛК. Выбор сейчас происходит из нескольких вариантов.
Читать полностью »

В обычное время механизатор зарабатывает около 30 тысяч рублей в месяц. Но всё резко меняется во время уборки урожая, когда механизатор на время становится оператором комбайна — комбайнёром, за этот промежуток он получит до 150 тысяч рублей. Есть буквально две недели, когда нужно собрать всё, во что вы целый год вкладывали огромное количество денег за работу, удобрения, солярку и так далее. Работать можно примерно с восьми утра (настроить машину, в девять начать) до темноты, потому что роса и ночная влажность резко ухудшают качество зерна. На износ. И на третий-четвёртый день начинаются проблемы с авариями или перемалыванием не того и не так.

Со стороны кажется, что задача — проехать на комбайне по полю «змейкой» и «перемолоть» всю пшеницу или другую культуру. На деле всё далеко не так. Оператор должен следить за сотнями вещей и при этом постоянно смотреть на кромку поля, чтобы двигаться ровно. Представьте себе, что вы едете 12–14 часов по трассе на скорости 120 км/час за человеком, который раз в полчаса неожиданно тормозит. Примерно то же чувствует оператор: работа невероятно монотонная, но при этом постоянно нужно быть готовым к сюрпризу.

image
Сюрприз может выглядеть так. Пока мы ездили «в поля», не видели ни одного целого комбайна без следов сварки.

Фактически комбайнёр следит за процессом обработки зерна (одно рабочее место) и при этом ведёт технику (другое рабочее место). Но только это один человек. Следствие — страдает что-то одно. Поскольку, если плохо вести, можно случайно перемолоть камень или человека на поле, и страдает обычно качество уборки зерна.

Часть работы легко автоматизируется. Сейчас расскажу, что именно мы сделали и как мы модифицируем даже довольно старые комбайны своими роботами. Читать полностью »

TS Total Sight. Средство сбора событий, анализа инцидентов и автоматизации реагирования на угрозы - 1

Добрый день, в прошлых статьях мы познакомились с работой ELK Stack. А теперь обсудим возможности, которые можно реализовать специалисту по ИБ в использовании данных систем. Какие логи можно и нужно завести в elasticsearch. Рассмотрим, какую статистику можно получить, настраивая дашборды и есть ли в этом профит. Каким образом можно внедрить автоматизацию процессов ИБ, используя стек ELK. Составим архитектуру работы системы. В сумме, реализация всего функционала это очень большая и тяжелая задача, поэтому решение выделили в отдельное название — TS Total Sight.
Читать полностью »

Портал тестовых сред, или Спасём наш девопс - 1

Пару лет назад мы чувствовали себя в каком-то сюрреалистическом сне. Все вокруг шли в облако для тестирования (удобно же разворачивать-сворачивать тестовые среды), а мы пытались выяснить, какие инструменты «из коробки» нужно поставлять. Для этого мы вместе с заказчиками разбирались, как устроены процессы девопса. И оказалось, что только единичные компании в России как-то грамотно применяют автоматизацию.

Сразу поясню, что мы по большей части общались или с теми, кто занимается разработкой в компании до 150–200 человек, или с производствами, где с ИТ традиционно тяжело. У компаний крупнее обычно есть и процесс, и собственное облако, и к нам они приходят за резервным размещением.

Производство обычно хорошо отлажено. Есть цикл, план релизов, есть цель, код идёт к цели вместе с разработчиками.

Тестирование и QA тоже хорошо отлажены чаще всего.

А между ними — пропасть. И её пытается заполнить DevOps. Этот супермен должен взять релиз (а в идеале — собрать в Дженкинсе или чём-то подобном), создать машину, развернуть там всё, проверить работу, может, провести пару претестов и отдать уже в QA. Читать полностью »

Хельсинки-Вантаа — один из лучших аэропортов Северной Европы по рейтингу Скайтракса. Именно туда приходит мемичный рейс из Сингапура SIN -> HEL.

Автоматизация аэропорта в HEL - 1
Система трекинга пассажиров. Видно, кто в какой очереди, сколько времени стоит, из какого сектора пришёл и так далее.

В прошлый раз я рассказывал про Finnair. HEL — их базовый аэропорт, и они очень плотно интегрированы. Пример — сверхкороткие транзиты по 35 минут (40 через границу), которые требуют дико отлаженных процессов и современной техники как для пропуска всех пассажиров, так и для того, чтобы успеть обработать весь багаж и почти ничего не потерять.

Мы, по ходу, одни из первых, кого вообще пустили снимать в подземном царстве багажа, поэтому пошли покажу, что там творится. Заодно посмотрим на рабочее место диспетчера на контроле безопасности и поговорим про автоматизацию. Там есть пара ноу-хау.

image

Для меня же самое прекрасное в HEL — это атмосфера какого-то невероятного спокойствия и расслабленности. Матти, продакт-овнер аэропорта, сказал просто:

— А! Это мы проигрываем шуршание листьев и пение птиц, но очень-очень тихо.

Прислушался — и правда, проигрывают. На пределе чувствительности.
Читать полностью »

Представьте себе обычный ситуационный центр по ИБ в крупной компании. В идеальном мире софт детектирует подозрительную активность, и команда «белых хакеров» начинает стучать руками по клавиатуре. И так происходит раз в месяц.

В реальном мире это сотни ложноположительных срабатываний и усталые сотрудники поддержки. Они вынуждены разбираться с каждым инцидентом, когда пользователь забыл пароль, не может скачать игру с торрента, очередной порнофильм в формате *.exe, смотреть за сбоями Сети и вообще расследовать множество ситуаций.

SIEM-системы помогают систематизировать и коррелировать события от источников. И генерируют срабатывания, с каждым из которых нужно разбираться. Из этих «каждых» большая часть — ложные. Можно подойти к вопросу и с другой стороны, заведя скрипты на обработку тревог. Каждый раз, когда что-то срабатывает, хорошо было бы иметь не просто причину тревоги, а потом лезть за разными данными в четыре-пять систем, а сразу автоматически собирать весь диагноз.

Платформа автоматизированного реагирования на инциденты ИБ - 1

Мы сделали такую надстройку, и это очень помогло снизить нагрузку на операторов. Потому что сразу запускаются скрипты сбора информации, и если есть типовые действия — они сразу же предпринимаются. То есть, если завести систему «в такой ситуации делаем так и так», то карточка будет открываться для оператора с уже проработанной ситуацией. Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js