Рубрика «авионика»
Издатель-подписчик для распределённых отказоустойчивых бортовых систем реального времени в 1500 строк кода
2020-07-28 в 15:07, admin, рубрики: afdx, AUTOSAR, CAN, CORBA, dds, open source, OSI, pub/sub, ROS, ros2, RPC, safety critical, Safety-critical system, service oriented, some-ip, uavcan, авионика, аэрокосмическая техника, бортовая электроника, бортовые системы, БПЛА, буква ё, гетерогенность, дроны, ё моё, космические аппараты, космос, привет всем читающим теги, программирование микроконтроллеров, Разработка робототехники, реальное время, робототехника, сетевой анализ, сети и протоколы, системное программирование, стандарты, транспортСап, котятки.
Я пришёл рассказать о проекте UAVCAN — новом сетевом стандарте для организации взаимодействия узлов и компонентов современных транспортных средств с высоким уровнем автономности/автоматизации. Название является акронимом от Uncomplicated Application-level Vehicular Communication And Networking (несложные бортовые сети и коммуникации уровня приложения).
В этой публикации объясняется текущее положение дел и тренды в области сложных бортовых систем, существующие и грядущие проблемы, как мы их решаем и каких успехов добились. Во второй части, которая будет опубликована позднее, наши коллеги из Университета Иннополис подробно осветят практическую сторону внедрения UAVCAN на примере конкретных проектов.
Конъюнктура
Первый блин проекта был заложен в 2014-м. С самого начала это был эксперимент в минимализме: возможно ли в разработке сложных распределённых бортовых систем опираться на мощные абстракции, избегая при этом роста сложности реализации и связанных с ним трудностей валидации и верификации.
Мы наблюдаем быстрый рост сложности бортовых систем, связанный с развитием функциональных возможностей транспортных средств (особенно беспилотных) в целом, и систем автоматического управления в частности.Читать полностью »
Взлом на борту самолёта
2016-12-22 в 14:27, admin, рубрики: авионика, Анализ и проектирование систем, безопасность, взлом, информационная безопасность, реверс-инжиниринг
На протяжении 5 лет, которые я работаю в IOActive, мне довелось побывать во многих интересных местах за тысячи километров от дома. Поэтому полёт для меня стал обычным явлением. Можно подумать, что в этом нет ничего особенного, но не для меня, как человеку который боится летать. Не сказать, что мне удалось избавиться от этой фобии; после дюжины полётов ладони всё ещё потеют при взлёте, но я с этим смирился, даже, можно сказать, мне иногда нравится летать… и взламывать системы прямо с борта.
Читать полностью »
Состояние и перспективы кибербезопасности воздушных судов
2016-10-12 в 14:49, admin, рубрики: авионика, воздушное судно, информационная безопасность, кибербезопасностьВ качестве введение, в авиации принято все летательные аппараты «обзывать» воздушными судами и только потом делить на самолеты, вертолеты и т. д. Поэтому в тексте будет использован именно этот термин.
В ходе последних событий из мира авиации, где специалистами в области кибербезопасности (пример) была открыта возможность получения доступа к бортовым системам воздушных судов, специалисты отрасли (и не только) задумались:
А что мы делаем для обеспечения безопасности?
Читать полностью »
Студенты смастерили планер для марсианской атмосферы
2016-08-19 в 15:26, admin, рубрики: diy или сделай сам, Prandtl-M, авионика, глайдер, космонавтика, марс, Научно-популярное, планер
Компьютерная графика. Примерно так может выглядеть Prandtl-M у марсианской поверхности. Рендер: NASA Illustration / Dennis Calaba
На аэродроме Лётно-исследовательского центра им. Армстронга НАСА группа студентов из калифорнийского колледжа Irvine Valley College успешно испытали прототип планера, который когда-нибудь в будущем могут запустить на Марсе. Планер под названием Preliminary Research Aerodynamic Design to Land on Mars (сокращённо, Prandtl-M) специально рассчитан для полёта в разреженной атмосфере Красной планеты.
Читать полностью »
Может ли быть слишком много автоматизации в самолете?
2013-11-15 в 20:16, admin, рубрики: авиация, авионика, разработка, самолеты, тестирование, метки: авиация, авионика, самолеты В процессе обсуждения моей статьи ( habrahabr.ru/post/202184/ ) о нахождении ошибки в программном обеспечении контроллера авиационного двигателя (FADEC) был затронут ряд вопросов, не имеющих прямого отношения к теме той статьи. Видя довольно большой интерес читателей к авиационно-компьютерной тематике, я решил рассказать еще об одной, довольно известной в узких кругах, истории, где ошибка в логике системы доставила экипажу несколько весьма интересных моментов, а производителю – кучу головной боли. На всякий случай, предупреждение – если считаете, что можете подхватить авиафобию (или она у вас уже есть), то лучше не переворачивайте страницу.
Читать полностью »
Отладка самолета? Это очень просто!
2013-11-14 в 15:52, admin, рубрики: авиация, авионика, разработка, самолёт, тестирование, тестирование по, метки: авиация, авионика, самолёт, тестирование по Некоторое время назад мне пришлось очень плотно поучаствовать в приемо-сдаточных испытаниях самолета. Эти испытания были основной частью процесса передачи свежеизготовленного, самого (по моему мнению) технически продвинутого на настоящий момент времени бизнес-джета от производителя заказчику. Казалось бы, причем здесь тестирование, разработка, да и вообще тематика Хабра? Желающие узнать это могут перевернуть страницу и прочитать довольно много текста, причем вообще без картинок.
Читать полностью »
Использование автоматизированных верификационных средств для тестирования ПО в соответствии со стандартами DO-178B/C (КТ-178В), EN 50126, IEC 61508, ISO 26262, FDA, IEC 62304
2013-06-08 в 8:19, admin, рубрики: авионика, верификация, переводы, разработка, тестирование, метки: авионика, верификация, переводы, разработка, тестированиеВведение от автора поста
Имея опыт разработки ПО для ответственных систем более чем 8 лет, хочу познакомить сообщество с некоторыми материалами, связанными с разработкой и верификацией ПО для ответственных систем (аэрокосмическая область, медицина, транспорт и промышленность). Получив согласие на перевод и адаптирование ряда интересных статей у зарубежных коллег решил воспользоваться данным ресурсом. Буду рад, если статья заинтересует наше сообщество. В статье использованы материалы фирмы Vector Software, Inc. и рассматривается пример использования автоматизированного верификационного инструментария VectorCAST.
В статье мы акцентируем внимание на стандартах DO-178B/C (КТ-178В), но данная статья актуальна и для применения в соответствии со стандартами: EN 50126, IEC 61508, ISO 26262, FDA, IEC 62304.
На вопросы отвечу в комментариях или в личку.
Введение
В этой статье, мы рассмотрим каким образом платформа тестирования встроенного программного обеспечения (ПО) VectorCAST может быть использована для достижения целей процесса верификации ПО, определенного в разделе 6.0 стандартов DO-178B и DO-178C (КТ-178В) «Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники». В документе также освещаются различия между двумя стандартами в части раздела 12 «Процесс квалификации инструментального ПО».
Архитектура систем управления самолётом
2012-06-06 в 20:37, admin, рубрики: fly-by-wire, авиация, авионика, Анализ и проектирование систем, архитектура, безопасность, Программирование, разработка, системы управления, эдсу, электроника, метки: fly-by-wire, авиация, авионика, архитектура, безопасность, Программирование, разработка, системы управления, эдсу, электроника«Мы работаем для того, чтобы вы не боялись летать»
рис 1. Модель Bombardier BD 500 в аэродинамической трубе
Именно такой слоган я как-то придумал для своей работы. Он как нельзя лучше выражает саму суть разработки систем управления самолётом. И, если честно, я бы хотел, чтобы это стало девизом всех разработчиков систем управления современными самолётами по всему миру. Потому что, несмотря на то, что часто можно услышать, что самолёт — один из самых безопасных видов транспорта, тысячи людей по всему миру боятся летать, вцепляются в ручки кресел… А зачастую причина всех страхов — неизвестность. Когда надо доверится такой непрочной конструкции, болтающейся километры над землёй, таким хрупким сплетением проводов и битов кода, скрытой завесой улыбок стюардесс и тайн программного кода. И которую стоит приоткрыть.
Разработка ПО авионики
2012-05-28 в 9:03, admin, рубрики: fly-by-wire, авиация, авионика, Анализ и проектирование систем, процесс, разработка, сертификация, тестирование, требования, эдсу, электроника, метки: fly-by-wire, авиация, авионика, процесс, разработка, сертификация, тестирование, требования, эдсу, электроникаВ основе разработки ПО авионики лежит основополагающий стандарт RTCADO-178B. Несмотря на первый взгляд на его отстранённость от непосредственной рутины программиста, он описывает весь процесс разработки и выдвигает требования к подобному ПО. Тем не менее, в данной статье речь пойдёт и о том, как всё происходит на самом деле, на основе личного опыта разработки систем контроля и управления полётом, систем посадки и пр. для самолётов и вертолётов.