В наше время большинство портативных устройств работает на базе достаточно мощных микроконтроллеров, которые способны запускать даже интерпретируемый код на Lua/Python. Чего уж там говорить — даже современная кофеварка или умный электрочайник может быть в разы мощнее оригинального IBM-PC, не говоря уже о автомобильных бортовых компьютерах, которые зачастую мощнее топовых ПК из начала нулевых. Но давайте вспомним конец 90-х и начало 2000-х, когда разработка собственной электроники была практически недоступна рядовому пользователю, а микроконтроллеры программировались в основном только на ассемблере. Недавно я нашёл некоторую информацию о том, какой процессор вероятно использовался в таких знакомых нам приставках Brick Game, которые мы называли «Тетрисами»! Более того, мне удалось найти полный даташит с описанием всех модулей этого процессора, который гордо можно назвать «система на кристалле». Какой была разработка микроэлектроники в 90-х? Читайте в статье!Читать полностью »
Рубрика «asm»
Процессор, который использовался в «Тетрисе»: на каких SoC работала недорогая микроэлектроника в 90-х?
2023-09-22 в 8:01, admin, рубрики: 2000е, 90е, asm, bodyawm_ништячки, brick, brick game, brickgame, tetris, ассемблер, диковинка, микроконтроллеры, микропроцессоры, Процессоры, ретроМанипуляции с байт-кодом Java
2023-04-08 в 8:01, admin, рубрики: asm, c++, class, classloader, Foo, java, javascript, jit, push, spring, timeweb_статьи_перевод, XML, Блог компании Timeweb Cloud, виртуальная машина, консольВ этой статье мы разберём, как добавить к файлу класса публичный атрибут. Когда загрузчик классов завершит загрузку модифицированного файла класса, мы увидим то поле, которое добавили вручную.
Читать полностью »
Дисклеймер?
Хай Хабр! Это серия статей по написанию моей ОС с нуля. Я лютый фанат ретропрограммирования, поэтому я мгновенно забуду про существование EDК. Просьба не писать комменты по типу "BIOS давно устарела где UEFI?". Пишу это просто чтобы было, что почитать вечером и порелаксить. Спасибо.
Давайте договоримся
Если вы не владеете языком ассемблера, то можете испытать сложности в понимании происходящего. Пользуюсь я ассемблером FASM
Включение ПК
Анализируем bound checks в Go по CPU профилю
2022-02-13 в 10:42, admin, рубрики: amd64, asm, cpuprofile, Go, golang, performance, pprof, profiling, static analysis, высокая производительность, Компиляторы, системное программированиеСегодня мы будем анализировать бинарники на пару с CPU профилями, чтобы создать на их основе расширенные профили исполнения. Эти дополненные профили мы сможем использовать для оценки времени, которое программа тратит на проверки выхода за границу массивов и слайсов.
Приключение чисел в ASCII-ландии. Часть 0x01u. Беззнаковые целые числа
2020-10-10 в 12:03, admin, рубрики: asm, C, c++, Алгоритмы, ненормальное программирование, оптимизации кода, Программирование
Думаю, с переводом чисел в ASCII строки в своей жизни сталкивался каждый программист. В свое время для меня было удивительно узнать, что перевод десятичной цифры в равнозначный ASCII символ – операция сложения. С этим знанием я ложился спать, и с этим же знанием я бодро просыпался утром. Но однажды я задал себе вопрос – а как переводятся числа с плавающей запятой: Float или Double!? С этого момента, сна в моей жизни, а тем более крепкого и спокойного – стало меньше. Уверен, не я один задавался этим вопросом, и более того, не я один нашел ответ на оный. Но я думаю, есть те, кто заблудился, те, кто до сих пор неровно дышит от полного непонимания, что же происходит под капотом этих ваших трансляторов, компиляторов и прочего-прочего. Более того, не только полное отсутствие знаний в трансляции чисел нарушало мое психическое равновесие: люди, услышавшие мои душевные страдания, кидали сомнения в нужности и полезности этого знания. Мне говорили так: “Ну раскроешь ты завесу тайны, а дальше то что?! Напишешь свой велосипед, который будет работать в сто раз медленнее?! Иди ка ты, Ваня, асфальт укладывай, а мы тут великим займемся – вон, JSON пришел, надо еще подумать, как его переложить...”. Я же, парировал: “Нет, я напишу мотоцикл! Он будет быстр как Ямаха, а его рев будет устрашать даже матерых программистов!”.Читать полностью »
И целого байта мало… (Часть #3)
2020-04-05 в 2:18, admin, рубрики: asm, demoscene, dos, intro, scene, x86, внезапно, галактеко безопасносте, ДемосценаИтак, друзья, 1-е апреля прошло, пора раскрывать карты, что же такое "2B or not 2B" на самом деле. Это совместный текст от автора работы jin_x и уже знакомого вам деда unbeliever
Обязательно скачайте архив с работой на Pouet и прочитайте вводную (первоапрельскую) статью, а так же комментарии к ней. Посмотрите первое видео с практической демонстрацией того, как работает код из «двух байт» на x86. И вот уже потом попробуйте осилить весь текст ниже.
Да, 2B or not 2B это действительно среда для запуска различных sizecoding-работ, очень простая и, пожалуй, самая маленькая из существующих. При этом, она имеет свои требования и ограничения.
Если кто-то ещё не уловил, тул 2b.com запускается из-под DOS (DOSBox, FreeDOS, MS-DOS) и осуществляет прыжок в область командной строки (по смещению $82* сегмента PSP), запуская на исполнение код, который передан в командной строке в двоичном виде. Собственно говоря, код этот вполне может иметь вид строки, которую можно набрать на клавиатуре (т.е. состоять из ASCII-символов с кодами от 33 до 126), но об этом немного позже.
Читать полностью »
Assembler в авиапроме: Интервью с разработчиком автопилотов на ASM для самолётов и беспилотников
2020-02-26 в 6:39, admin, рубрики: asm, Boeing 737 Max, MCAS, аварии, авиакатастрофы, автопилоты для ЛА, беспилотники, Блог компании Southbridge, будущее здесь, внутренняя кухня, интервью, летательные аппараты, отечественный авиапром, ошибки разработки, ошибки тестирования, разработка на asm, управление разработкойЧеловек веками мечтал о небе. Братья Уилбур и Орвилл Райт, Альберто Сантос-Дюмон и братья Вуазен подарили его людям. И человек с каждым десятилетием поднимался всё выше и выше, увеличивал скорости, манёвренность, предельные перегрузки, преодолевал звуковой барьер, сталкивался раз за разом с труднейшими инженерными вызовами.
Авиация изменила мир — и его современный облик во многом сформировался за счёт быстрых авиасообщений, когда достижение другого континента или удалённой страны перестало быть трудным и опасным путешествием длиной в несколько недель, а то и месяцев.
Но с ростом скоростей и расстояний повысились требования к управляющим системам летательных аппаратов — микроконтроллерам, прошивкам, автопилотам.
Мне повезло познакомиться с отечественным разработчиком Владом Гордеевым, который занимается как разработкой систем дистанционного управления полетом самолётов, так и систем автоматического управления полетом ЛА. Я задал ему несколько вопросов — и оказался на пару часов в мире, где всё решают миллисекунды, такты, алгоритмы и нет права на ошибку.
Что нужно знать, если вы хотите вызывать Go функции из ассемблера
2020-02-22 в 12:04, admin, рубрики: amd64, asm, Go, golang, x86_64, Компиляторы, ненормальное программирование, системное программированиеYou've run into a really hairy area of asm code.
My first suggestion is not try to call from assembler into Go. — Ian Lance Taylor
До тех пор, пока ваш ассемблерный код делает что-то простое, всё выглядит неплохо.
Как только у вас возникает задача вызвать из ассемблерного кода Go функцию, один из первых советов, который вам дадут: не делайте так.
Но что если вам это очень-очень нужно? В таком случае, прошу под кат.
ELFийские трюки в Go
2019-12-29 в 15:56, admin, рубрики: asm, debug, disasm, elf, Go, golang, x86, zydis, Компиляторы, ненормальное программирование, системное программирование
В этой заметке мы научимся получать машинный код Go функции прямо в рантайме, распечатаем его с помощью дизассемблера и по пути узнаем несколько фокусов вроде получения адреса функции без её вызова.
Предупреждение: ничему полезному эта мини-статья вас не научит.
Делись, рыбка, быстро и нацело
2019-09-23 в 19:36, admin, рубрики: asm, c++, Алгоритмы, ассемблер, деление нацело, математика, оптимизация кода
Деление — одна из самых дорогих операций в современных процессорах. За доказательством далеко ходить не нужно: Agner Fog[1] вещает, что на процессорах Intel / AMD мы легко можем получить Latency в 25-119 clock cycles, а reciprocal throughput — 25-120. В переводе на Русский — МЕДЛЕННО! Тем не менее, возможность избежать инструкции деления в вашем коде — есть. И в этой статье, я расскажу как это работает, в частности в современных компиляторах(они то, умеют так уже лет 20 как), а также, расскажу как полученное знание можно использовать для того чтобы сделать код лучше, быстрее, мощнее.
Читать полностью »