Рубрика «Аполлон»

Перевод статьи из блога Кена Ширрифа

В лунных миссиях «Аполлон» ракетой Сатурн-5 управлял передовой бортовой компьютер, разработанный в IBM. Система собиралась из гибридных модулей, похожих на интегральные схемы, но содержавшие отдельные компоненты. Я провёл обратную разработку печатной платы с этой системы и разобрался в её назначении: в модуле ввода/вывода компьютера эта плата выбирала нужный источник данных.

Печатная плата с ракеты Сатурн-5 – обратная разработка с пояснениями - 1
Когда ко мне пришла эта плата с Сатурн-5, она была частично разобрана, и на ней не хватало чипов

В данной статье я объясню, как работала плата – от крохотных кремниевых кристаллов внутри гибридных модулей до схемы платы и её подключения к ракете. Первым её изучила Фрэн Планч в проекте Apollo Saturn V LVDC. В блоге EEVblog про неё сняли видео. Теперь пришла моя очередь.
Читать полностью »

Как, находясь на Земле, пропатчить программу на компьютере, летающем вокруг Луны? Очень осторожно.

Погружение в недра бортового управляющего компьютера «Аполлона» и хак, спасший миссию «Аполлон-14» - 1

Миссия "Аполлона-14", которой командовал Алан Шепард (единственный астронавт из программы "Меркурий", летавший на Луну в составе миссии «Аполлон») была повторением плана посадки на Луну "Аполлона-13", от которой в своё время отказались. Шепард в компании пилота лунного модуля Эда Митчелла и пилота командного модуля Стю Русы нацеливались на кратер Фра Мауро – холмистую местность неподалёку от Лунного экватора и недалеко к югу от гигантского кратера Коперника. Считалось, что Фра Мауро, появившийся, скорее всего, благодаря выбросу вулканом пород во время создания Моря Дождей, содержит материалы из глубин Луны, которые могут пролить свет на происхождение нашего спутника.
Читать полностью »

Удобная справка по всем рабочим станциям центра управления космической программой «Аполлон»

Полётный контроллер «Аполлона»: подробное описание всех консолей - 1

Редакции журнала Ars Technica удалось провести довольно много времени в восстановленной комнате управления полётами миссии «Аполлон» в Космическом центре имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, Техас. Мы побеседовали с Саем Либерготом, полётным диспетчером НАСА в отставке, пинимавшим участие в нескольких из наиболее известных пилотируемых миссий, включая «Аполлон-11» и «Аполлон-13». Но в статью, где мы приводим эту беседу и другие подробности тура, просто не удалось вместить все детали и диаграммы всех различных полётных консолей.

Однако наши читатели обожают космос, и мы не могли не выпустить эту информацию. Поэтому перед вами – подробный тур от одной консоли к другой, по 2-й комнате исторического центра управления полётами Historical Mission Operations Control Room 2, или MOCR 2. MOCR 2 использовали почти для всех миссий «Джемини» и «Аполлон», а в конце 1990-х её восстановили до первоначального состояния. Её можно посетить, приехав в Хьюстон, но дальше стеклянной витрины в гостевой галерее вы всё равно не попадёте, а этого недостаточно. Поэтому пристегнитесь и приготовьтесь к подробному изучению консолей MOCR 2.
Читать полностью »

image
Подготавливая документы для нового сборника, я обратил внимание на аналитику, что в 60е подготовил Арвид Владимирович Палло (достаточно известный конструктор).

Читать полностью »

Недавно мы занимались восстановлением бортового управляющего компьютера «Аполлона» – компьютера, занимавшегося управлением, навигацией и контролем на борту миссий «Аполлон», летавших к Луне. Этот исторический компьютер одним из первых начал использовать интегральные схемы (ИС), а его процессор был полностью построен на вентилях NOR (в памяти компьютера использовался второй тип ИС, усилитель считывания). В данной статье я опишу архитектуру и схему CPU.

Архитектура управляющего компьютера «Аполлона»

Компьютер на базе вентилей NOR: внутри бортового управляющего компьютера «Аполлона» - 1
Разделённые лотки управляющего компьютера «Аполлона». В левом лотке содержится логика на основе NOR-вентилей. В правом – память и вспомогательные компоненты.

Управляющий компьютер «Аполлона» (Apollo Guidance Computer, AGC) разработали в 1960-х для обеспечения полёта миссий «Аполлон» на Луну. В то время, когда большая часть компьютеров занимала объём от полноразмерного холодильника до целой комнаты, AGC был чем-то уникальным – он был достаточно маленьким, чтобы уместиться на борту космического корабля «Аполлон», весил 32 кг и занимал не более 0,03 м3.
Читать полностью »

Истории лунного компьютера. Часть 3 - 1

Аполлон 11 на Луне

Через пять месяцев Аполло 12 выжил после удара молнии при разгоне и сел на Луну. Благодаря новому «существительному 69», которое мы добавили в программу для того, чтобы позволить команде изменять положение, основываясь на данных наземного слежения, астронавты Пит Конрад (Pete Conrad) и Алан Бин (Alan Bean) смогли посадить лунный модуль в шаговой доступности от беспилотного корабля Surveyor, который сел на Луну в апреле 1967. Точная посадка Аполлона 12 проложила дорогу для посадок на более сложный рельеф местности.
Читать полностью »

Часть 2
Часть 3

Часть фотографий была взята с сайта Hack The Moon.

Статья была представлена на 27-й ежегодной конференции по навигации и управлению Американского Общества Астронавтики (AAS) в Брекенридже, штат Колорадо, 6 февраля 2004. Предлагаемая вам версия содержит дополнительные иллюстрации, комментарии и небольшие исправления.

Истории лунного компьютера. Часть 1 - 1

ABSTRACT: Миссия Аполлон 11 совершила успешную посадку на Луну, несмотря на две проблемы с компьютером, повлиявшие на лунный модуль в период управляемой посадки. Неустранённая проблема в интерфейсе радара сближения отняла около 13% времени цикла бортового компьютера, приведя к пяти сбоям программы и перезагрузкам. Менее известная проблема была вызвана ошибочными данными, что привело к флуктуациям тяги двигателя посадки лунного модуля, так как алгоритм управления тягой находился на границе устойчивости. Объяснение этих проблем даёт возможность описать операционную систему бортового компьютера Аполлона и программу управления посадкой на Луну.
Читать полностью »

Ссылка на часть 1

В этой части мы рассмотрим, как AGC организован с точки зрения программиста. Список литературы и источников приведён в конце первой части статьи. Материал этой части основан на материале книги [1].

Apollo Guidance Computer — архитектура и системное ПО. Часть 2 - 1

Представление чисел в памяти AGC

AGC использует 15-битные слова, со знаком в 15-м разряде. Также имеется разряд чётности, который записывается и контролируется аппаратно и полностью прозрачно для программного обеспечения, при каждой операции чтения и записи в память.
Читать полностью »

Ссылка на часть 2

В предлагаемой вашему вниманию публикации рассмотрены основы архитектуры, аппаратной структуры, и структуры системного ПО бортового компьютера миссий Apollo — AGC (Apollo Guidance Computer). Тем, кто хочет изучить тему подробно, я рекомендую книгу [1] и другие материалы, ссылки на которые приведены в конце статьи.

Apollo Guidance Computer

Apollo Guidance Computer — архитектура и системное ПО. Часть 1 - 1
Читать полностью »

Расположенный на борту космического корабля «Аполлон» управляющий компьютер (Apollo Guidance Computer, AGC) помог кораблю попасть на Луну и сесть на её поверхность. ПО AGC было физически вплетено в постоянное запоминающее устройство на многократно прошитых сердечниках [core rope memory]. Кен Ширриф с единомышленниками восстанавливают AGC (на фото ниже), которому не хватает памяти на сердечниках, вместо которой установлены коробочки-симуляторы такой памяти. Эти коробочки использовались во время разработки программ и наземного тестирования, чтобы инженерам не приходилось постоянно прошивать память. У симулятора отсутствует документация, поэтому я [автор записи в блоге / прим. перев.] провел его инженерный анализ, собрал интерфейс, и мы при помощи симулятора запускали на нашем AGC программы. Однако в процессе мы столкнулись с некоторыми сложностями.

Бортовой управляющий компьютер «Аполлона»: дипстик и инженерный анализ памяти на многократно прошитых сердечниках - 1
Компьютер AGC со снятой крышкой. Видно системную плату с кучей проводов. В местах для памяти видны коробочки-симуляторы. Интерфейсные платы на переднем плане современные.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js