Рубрика «Анализ и проектирование систем» - 130

Энергетика является сама по себе критической инфраструктурой с одной стороны, а с другой стороны любая другая инфраструктура имеющая статус критической в той или иной мере, сегодня, зависит от нее напрямую. Чтобы остановить поезд, необязательно разбирать пути или взрывать мосты, достаточно обесточить несколько тяговых подстанций или даже не напрягаться так сильно, а просто повлиять на ряд параметров качества электроэнергии. Причём последний вариант ещё и очень сложно будет диагностировать теми средствами, которые транспортники используют сегодня.
С приходом рыночных отношений, в Энергетику пришли новые технологии. Крайне консервативная отрасль, последние 10 лет находится в стадии серьёзных преобразований. В эксплуатации находятся современные подстанции, построенные на микропроцессорных защитах последнего поколения (по западным стандартам) и подстанции, использующие силовые трансформаторы выпуска 30-х годов прошлого века, вывезенные из оккупированной Германии в 1945 году с релейной защитой 60-х годов. По разным оценкам, от 60 до 80 процентов оборудования нуждается в замене или модернизации. Давайте представим себе ситуацию, что такая модернизация осуществилась, все настроено, работает, диспетчера максимально используют вновь открывшееся возможности, автоматика обеспечивает снижение эксплуатационных затрат, резко уменьшается количество отключений. Это одна сторона медали, при этом новое оборудование требует квалифицированного обслуживания, обеспечивает наблюдаемость через публичные сети, работают с использованием международных стандартов. Мы фактически окажемся (в ряде случаев, уже оказались) полностью открытыми и незащищенными в терминах информационной безопасности. Во всем мире активно формируется целая отрасль «Информационная безопасность критических инфраструктур». Пишутся статьи, проходят конференции, выпускаются обучающие симуляторы, рынок наводняют сериями продуктов, которые позиционируют себя в этой отрасли. Попробуем проанализировать эту ситуацию с разных точек зрения и выстроить собственную стратегию безопасности.
Читать полностью »

Всем привет! Мы получили много откликов на предыдущие статьи (первая, вторая), поэтому, продолжая серию обзоров про виртуальные серверы и виртуальный хостинг, сегодня рассмотрю место для хранения резервных копий, а также предложения SSL сертификатов и лицензий на ПО от ISPsystem и cPanel.

Исследование SSL сертификатов, лицензий на ПО и места для резервных копий - 1

Также хочу отметить, что количество тарифов на виртуальные серверы перевалило за 2000, а тарифов на виртуальный хостинг приближается к 1000.
Читать полностью »

Здравствуйте, меня зовут Александр Зеленин и я веб-разработчик.
Информация — основа любого приложения или сервиса.

Вы зарабатываете на информации (зачем нужен API и как его грамотно спроектировать) - 1

Более 10 лет назад я общался с владельцем покер-рума, и он показал мне страницу, приносившую около 10 000$ в день. Это была совершенно банально оформленная страница. На ней не было ни стилей, ни графики. Сплошной текст, разбитый заголовками, секциями и ссылками. У меня просто не укладывалось в голове — ну как вот это может приносить такие деньги?

Секрет в том, что «вот это» было одним из первых исчерпывающих руководств по игре в покер онлайн. У страницы был PageRank 10/10 (или 9, не суть), и в поисковой выдаче это было первое, на что натыкались.

Цель вашего приложения, какое бы оно ни было — донести (получить, обработать) некоторую информацию до пользователя.

Интернет магазин: информация о товаре, способы приобретения и доставки.

Даже если это будет ужасный, некрасивый и неудобный сайт, пользователи всё равно найдут тот товар, который искали. Особенно, если вы торгуете чем-то достаточно уникальным (хотя бы в вашем регионе). Плюс поисковики вам помогут, выводя пользователя сразу к нужному товару.

Конечно, конверсия может быть ниже, или пользователь может быть не очень доволен опытом работы с сайтом, но, если сам товар будет именно тем, что он искал — всё остальное будет малозначимо.

Я не рассматриваю магазины, продающие «на эмоциях», и покупки, о которых пользователь может потом пожалеть.

Многопользовательская онлайн игра: информация об игроке, друзьях и окружающем его мире

Примеры могут варьироваться в зависимости от жанра и других параметров, но в целом пользователя интересуют такие вещи, как история мира, переписка/общение с союзниками, информация о текущих событиях, информация об его персонаже/деревне/корабле/чем-угодно-другом.

Очень часто способ доступа к этой информации уходит за пределы самого клиента игры. С помощью мобильного приложения можно проверить, не нападает ли на тебя кто, или выставить какие-нибудь товары на внутриигровой аукцион, даже не заходя в саму игру.

Музыкальный стриминговый сервис — мета-информация + музыкальные файлы

Пользователь хочет найти интересующую его музыку. Все обёртки, умные очереди, лицензионность и прочая шелуха мало кого интересует.

Конечно, хорошо использовать лицензионный контент, но если пользователь не может найти то, что искал — он уйдет и найдет это в другом месте. В интернете люди не запоминают информацию как таковую, они запоминают место, где эту информацию нашли. Поэтому, если на вашем сайте нет песен группы Х, но зато есть ссылка на страницу группы Х, где они продают свои альбомы, ваш сервис все равно в плюсе, потому что пользователь запомнил, где он взял информацию о группе Х и вернется к вам еще раз поискать информацию о группе Y.

Я работал в нескольких музыкальных проектах, и очень часто всё упиралось именно в наличие необходимых треков, несмотря на десятки терабайт данных.

Видео-сервис — видеозаписи

В какой-то момент youtube набрал критическую массу видеозаписей и стал лидером рынка. У них был не самый удобный сайт, не самые лучшие условия. Вообще многое было не так, но именно обилие контента привлекало посетителей, и как следствие, контента становилось только больше.

Думаю, идею вы уже уловили. Примеры можно приводить бесконечно (вот ещё один: на википедию не за дизайном ходят. Более того, часть информации с википедии выводится сразу в поисковой выдаче, без открытия даже самого сайта), и если думаете, что в вашем случае это неприменимо — напишите в комментариях (или на почту / в личку), и я объясню, почему всё же применимо.

Так вот: чем бы вы ни занимались, первичной всегда будет информация. Хорошую, качественную информацию пользователи обязательно найдут и обратятся к вам.

Я расскажу, как организовать работу с информацией так, чтобы это было:
1. Масштабируемо — репликация, шардирование и т.п. настраивается БЕЗ вмешательства в работу приложения.
2. Удобно для пользователей — легко документировать, понятно как использовать.
3. Удобно для ваших разработчиков — быстрое прототипирование, возможности оптимизации только необходимого.

Данный подход не имеет смысла для вас, если у вас маленький проект с небольшим количеством компонентов и разработчиков.

Читать полностью »

В статье ответим только на один вопрос – как мы решаем, что и когда реализовывать в платформе «1С:Предприятие».

Именно в такой формулировке нам его задают редко, но часто и даже очень часто появляются конкретные вопросы – «почему вы сделали это?», «почему вы НЕ сделали это?», «почему бы вам не сделать это?», «когда вы сделаете это?», «когда же вы, наконец, сделаете это?!!!», …

Попробуем описать то, как мы решаем, что когда делать.

Как мы решаем «что делать?» - 1
Читать полностью »

Проблемы разграничения доступа на основе списка доступа в ECM системах - 1В этой статье речь пойдёт о самом скучном интересном в ИТ – об архитектуре ПО, а именно, об одной из самых важных её частей – security.

Определимся с терминами

Под ПО я буду понимать в первую очередь ECM системы, и будем мы рассматривать security только в части разграничения доступа к объектам предметной области.
Читать полностью »

Исходная публикация цикла («Классы, множества, группы, системы») заканчивалась выводом, что традиционная классификация индивидов через приписывание их к тем или иным классам-множествам не может считаться однородной, и следует различать (1) включение индивидов как частей в сложный объект (целое) и (2) подпадание индивидов под понятия, которые можно разделить на концептуальные и реляционные. Во втором тексте («Концептуальное описание индивидов») была предложена оригинальная иерархия концептуальных понятий («категория – тип – концепт – род – вид – разновидность – индивид»). В текущей публикации речь пойдет о классификации отношений типа «часть –целое». В лингвистических тезаурусах и в онтологиях верхнего уровня (WordNet, РуТез, SUMO, CYC Ontology, DOLCE) описаны различные варианты выделения подвидов отношения «часть – целое». В тексте предлагается еще один способ классификации.

Читать полностью »

Все нижеизложенное является исключительно частным мнением автора, не имеющим отношения к какому-либо работодателю либо вендору.

«Хмм… правдивого архитектора… А что, такие бывают? – спросите вы и подумаете. — Врет, поди! Сейчас будет нам рассказывать очередную концепцию „бла-бла-бла.2.0“. Знаем, плавали, видали мы „витающих в небесах архитекторов“ и их умозрительные конструкции».
И будете правы: нормальный «пацанский» архитектор — человек очень занятой, и времени писать статьи у него, как правило, нет… Но! Бывает, что настает момент – и желание человека поделиться опытом, рассказать о своих удачах и сложностях миру настолько высоко, что и время находится, и присущий нашему брату-технарю страх публичных высказываний отступает. К тому же коллеги по цеху давно призывали меня начать подобную деятельность.

Стартовать я решила с темы несколько общего характера – ИТ-архитектуры в целом. Почему бы сразу не перейти непосредственно к деталям, которые наиболее занимают читателей технических блогов?
Ответ прост: уж больно много вопросов, трактовок и кривотолков возникают вокруг работы и задач архитекторов. И чтобы двигаться дальше, нужно выстроить некую «общую систему координат» — некую отправную точку.
За время моей работы сложилось некое «видение» происходящего, которым хотелось бы поделиться и обсудить с коллегами.

Итак, попробуем поискать ответы на следующие вопросы.

  • Что такое архитектура?
  • Что такое целевая архитектура?
  • Что такое архитектурные стандарты и фреймворки и зачем они нужны?
  • Кто заказывает архитектуру, какие у нашего заказчика могут быть желания и потребности, высказанные и невысказанные?
  • Какую архитектуру можно назвать хорошей архитектурой?
  • Зачем нужны архитекторы? Какова их роль? Чего от них ожидать и почему?
  • Когда компании нужно вкладываться в архитектуру? Что будет, если этого не делать?


Если вы когда-либо задавались подобными вопросами, и они представляют для вас интерес, то эта статья для вас — приглашаю поразмыслить вместе.
Читать полностью »

Всем привет! На прошлой неделе была опубликована статья с анализом виртуальных серверов и, учитывая, что у нее оказалось довольно много просмотров, было решено сделать аналогичный обзор про виртуальный хостинг, а также повнимательнее исследовать самих хостеров.

Исследование тарифов на виртуальный хостинг - 1
Читать полностью »

Можно ли добавить в микропроцессор инструкции (команды)? Если вы используете микросхемы ПЛИС / FPGA с реконфигурируемой логикой и микропроцессорное ядро, которые синтезирутся из описания на языках Verilog и VHDL, то можете. Причем это будет «честное», настоящее расширение системы команд, а не трюк типа программной эмуляции инструкции в обработчике исключения от зарезервированной команды, и не «микрокод», популярный в исторических процессорах 1970-х годов. Команды, добавленные в современный синтезируемый процессор с помощью модификации его исходников на Verilog или VHDL, могут работать в конвейере и обрабатываться процессором как его собственные, без временных задержек.

Главная проблема с модификацией исходников дизайна процессора на Verilog или VHDL — трудоемкость. Нужно понять, как работает логика различных блоков и избежать нежелательных побочных эффектов. К счастью, существует способ расширения процессора, который превращает семестровый студенческий проект в нечто, что студент может спроектировать за одну лабораторную работу. Этот способ — интерфейс CorExtend / UDI (User Defined Instructions) в микропроцессорном ядре MIPS microAptiv UP, которое используется в пакете для образования MIPSfpga.

В рамках университетской программы MIPSfpga компании Imagination Technologies можно скачать настоящий индустриальный код на Verilog процессора MIPS microAptiv UP.
https://community.imgtec.com/university/resources/

Одним из распространенных применений UDI является манипуляции битами в алгоритмах шифрования. Другой пример — создание специальных инструкций для ускорения алгоритмов ЦОС Accelerating DSP Filter Loops with MIPS® CorExtend® Instructions.

Однако в наборе документации к MIPSfpga интерфейс между ядром и CorExtend описан недостаточно подробно. Подробная документация предоставляется только лицензиатам ядер. В этой статье представлено мое описание данного интерфейса на основе изучения исходного кода. Его можно также скачать в формате pdf MIPS microAptiv UP Processor CorExtend UDI interface protocol guide.

CorExtend занимает следующее место в RTL иерархии ядра m14k microAptiv.

CorExtend RTL Hierarchy
Читать полностью »

Позвольте небольшое предисловие — обозначу в нём цель статьи.
Я по субботам студентам младших курсов преподаю введение в шаблоны проектирования. Вот, хочу поделиться опытом, описать план нескольких первых лекций. Большинству читателей, я полагаю, сам излагаемый мной материал давно знаком, но, возможно, порядок и способ изложения покажутся любопытными.
Слишком часто, увы, нам рассказывают что-то, но не говорят, зачем это нужно, или говорят даже, но будто вскользь. Скажем, обыкновенно, говоря о C#, расскажут, что такое базовый класс и интерфейс, каким синтаксисом нужно пользоваться, чтобы написать их, приведут пример, где базовым будет класс «Птица», а наследниками «Утка» и «Орёл», но зачем всё это нужно, какая от всей — потенциально сложной — иерархии классов достигается польза, не говорят: это будто бы в тени, подразумевается само собою. И вот потому у многих учеников, ещё не успевших набить свои шишки, в голове перевёрнутая картина мира — они неплохо представляют, что за инструменты даны им в руки, но зачем они изобретены и к чему применимы, понимают смутно.
Вот поэтому я сочинил несколько учебных примеров, на которых можно показать зачем нужны некоторые подходы. Правда, придётся принять условность — будем бить из пушки по воробьям, а то и по воображаемым мишеням. Зато пристреляемся и уж во вражеский бруствер точно попадём, случись что.
Сразу скажу, что от вопросов совсем простых мы быстро перейдем к довольно сложным (ну, скажем, к компоновщику), потому читайте до конца, если уж не с начала.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js