Рубрика «Анализ и проектирование систем» - 11

Эта статья является переводом материала OCP vs YAGNI.

В этом посте хочется осветить тему OCP и YAGNI – противоречия между принципом открытости/закрытости и принципом «вам это не понадобится».

OCP

Давайте начнем с того, что вспомним, что такое OCP. Принцип открытости/закрытости гласит, что: Объекты программного обеспечения (классы, модули, функции и т.д.) должны быть открыты для расширения, но закрыты для модификации.

Впервые он был представлен Бертраном Мейером в его канонической книге «Читать полностью »

Как собирать 7000 изменений в день в огромном монорепозитории? Я постарался рассказать об этом на недавнем Я.Субботнике. Во вводной части я напомнил, чем мы в принципе занимаемся в отделе технологий разработки Яндекса. Дальше поговорили про устройство нашего кластера, а на десерт пообсуждали, как у нас используются вычислительные ресурсы на этом кластере — насколько хорошо они утилизируются.

Чем мы занимаемся

— Итак, давайте начинать. Наверняка все из вас каким-то образом связаны с IT и знают нормальный жизненный цикл или каждодневную работу разработчика. Он приносит основную ценность тем, что пишет код.
Читать полностью »

Разработка (dev) и data science в enterprise — битва за ресурсы или эффективное сотрудничество? - 1


В подавляющем большинстве случаев, когда речь заходит о «настоящей» разработке продукта или решения enterprise уровня, сразу появляются корпоративные архитекторы и глобальные архитектуры и шаблоны, высокоуровневые модели данных и концепты, попытки охватить всё и вся. Формируется шорт лист из языков и фреймворков, в рамках которых идет вся последующая разработка. Все «только на Java» или «только на C#» или… (впишите на свое усмотрение).
Несомненно, это является отражением предыдущего проектного опыта, лучших мировых практик, готовности подхватить новые запросы бизнеса и в общем случае такой подход оправдан. Но в каждом частном случае подобный глобализм на этапе взлета продукта, в тот момент, когда многое еще находится в состоянии неопределенности, может просто погрести под собой начинание и превратить проект в очередную неудачу. Можно ли что-то изменить, упростить и улучшить не теряя при этом в качестве?
Оказывается что это вполне возможно за счет объединения классической разработки ПО с инструментами и подходами data science (далее просто DS). Как этого можно достичь — разберем по шагам.

Материал является продолжением серии предыдущих публикаций.
Читать полностью »

Привет! Меня зовут Екатерина Герт. Вот уже больше 10 лет я работаю системным аналитиком в проектах по заказной разработке ПО для компаний из разных отраслей и госсектора. Это всегда работа над большими проектами. 

Однажды я оказалась в непростой ситуации, когда мне одной нужно было параллельно работать над четырьмя масштабными проектами. Со мной такое случилось впервые, потому что сработал  Bus-фактор. Это когда на проекте много героев, в руках которых сосредоточена информация о работе ключевых функций, в которой на проекте больше никто не разбирается. 

Читать полностью »

Как проходят архитектурные секции собеседования в Яндексе: практика дизайна распределённых систем - 1Привет, меня зовут Костя Кардаманов, я работаю в отделе технологий разработки Яндекса. Обычно такой же фразой я приветствую и кандидатов на собеседовании. А сегодня я хотел бы рассказать вам, как и зачем мы проводим интервью по дизайну систем с бэкенд-разработчиками. Сразу скажу: для фронтендеров, мобильных разработчиков и ML-инженеров подобный тип собеседований применим слабо, так что эти специальности мы здесь обсуждать не будем.

Технический уровень кандидата у нас оценивается за счет всего двух типов интервью: секции с кодом и секции дизайна компьютерных систем. Первый тип мы назначаем всем претендентам вне зависимости от их уровня, а вот у кандидатов, которые претендуют на должность старшего специалиста, нужно проверять не только способность писать эффективный и работоспособный код, но и способность разрабатывать сложные системы в целом.

Что такое дизайн информационных систем

Основная цель любой IT-компании — производить сервисы, которые решают задачи пользователей. Мы должны уметь собирать элементы системы в единый механизм, который будет эффективно выполнять поставленную цель, и если первый тип собеседований нацелен в первую очередь на проверку необходимого минимума, то интервью про дизайн систем проверяет достаточность навыков кандидата в достижении конечной цели. Далекому от IT пользователю принципы и устройство систем могут казаться бесконечно сложными, но мы, их разработчики, должны иметь (не обязательно детальное) представление о принципах функционирования и роли каждого компонента.

Опытный читатель может сказать — в мире полно платных и бесплатных решений, из которых я могу собрать систему как из деталей конструктора, зачем мне понимать устройство этих деталей?Читать полностью »

UML умер, а никто и не заметил? - 1

UML, нам будет тебя не хватать
Unified Modelling Language (UML), разработанный Rational Software и принятый в качестве стандарта Object Management Group (OMG) в 1997 году, призван был стандартизировать множество различных типов графических нотаций, принятых в отрасли разработки ПО.

Моя история отношений с UML началась почти десяток лет назад, когда я стал евангелистом этого языка как моста между ИТ и бизнесом. Я никогда не был полностью убеждён в ценности UML как нотации для моделирования конкретных программных продуктов; моя цель заключалась в использовании UML для описания требуемых структурных и поведенческих свойств, ожидаемых от проектируемой системы.
Читать полностью »

Какой самый популярный стиль организации кода вы встречали в корпоративных кодовых базах? Лично я чаще всего видел решение, подразумевающее группировку всех файлов по их типу. Таким образом, к примеру, в системе MVC все контроллеры, все сервисы, все репозитории, все POJO и так далее находятся вместе. Давайте назовем такое решение "стековым" стилем организации кода.

Хватит организовывать код по типу файлов - 1

Читать полностью »

Микросервисы — это не всегда хорошо и не нужно их применять бездумно. Меня бомбит от того, что все хотят себе микросервисы. Не понимают зачем, но хотят. Даже в компаниях из двух человек многие разработчики хотят втянуть раздробить свой продукт на десяток микросервисов. Не надо.

image

Читать полностью »

История очень простая: есть большая продуктовая база данных. Она нужна пяти-шести командам разработки, тестировщикам и другим командам. Можно сделать штук 10 разных инстансов + БД, но обычно это дорого и долго. Гораздо лучше взять одну мастер-базу и хранить её инкременты для тех команд, которые с ней работают. Для этого есть специальные утилиты. Если лет пять назад они только начинали распространяться в России, то теперь их использование — абсолютно нормальная практика.

Давайте посмотрим, как это работает, на примере Actifio:

image
Слева — Shapshots, на их основе можно создавать виртуальные БД (VDB).

Итак, берём продуктовую базу и начинаем её клонировать. Нужно это для того, чтобы, в частности, получать тестовую базу за 15 минут, а не за две недели (а бывает и дольше), как обычно в крупных компаниях. Читать полностью »

LLVM оптимизирует суммы степеней, например:

int sum(int count)
{
  int result = 0;

  for (int j = 0; j < count; ++j)
    result += j*j;

  return result;
}

генерируя код, вычисляющий результат без цикла (godbolt):

sum(int):
        test    edi, edi
        jle     .LBB0_1
        lea     eax, [rdi - 1]
        lea     ecx, [rdi - 2]
        imul    rcx, rax
        lea     eax, [rdi - 3]
        imul    rax, rcx
        shr     rax
        imul    eax, eax, 1431655766
        add     eax, edi
        shr     rcx
        lea     ecx, [rcx + 2*rcx]
        lea     eax, [rax + rcx]
        add     eax, -1
        ret
.LBB0_1:
        xor     eax, eax
        ret

Также обрабатываются более сложные случаи (godbolt) – то есть оптимизация здесь не просто сравнивает паттерны. В этом посте мы рассмотрим, как выполняется эта оптимизация.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js