Рубрика «80386»

Толстые слои легаси: как запускаются современные процессоры Intel - 1

Центральные процессоры (CPU) не могут ничего сделать, пока им не скажут, что делать. Возникает очевидная проблема — как вообще заставить CPU что-то делать? Во многих CPU эта задача решается при помощи вектора сброса — жёстко прописанного в CPU адреса, из которого нужно начинать считывать команды при подаче питания. Адрес, на который указывает вектор сброса, обычно представляет собой какую-нибудь ROM или флэш-память, которую CPU может считать, даже если никакое другое оборудование ещё не сконфигурировано. Это позволяет производителю системы создавать код, который будет исполнен сразу же после включения питания, сконфигурирует всё остальное оборудование и постепенно переведёт систему в состояние, при котором она сможет выполнять пользовательский код.

Конкретная реализация вектора сброса в системах x86 со временем менялась, но, по сути, это всегда были 16 байтов ниже верхушки адресного пространства, то есть 0xffff0 на 20-битном 8086, 0xfffff0 на 24-битном 80286 и 0xfffffff0 на 32-битном 80386. По стандарту в системах x86 ОЗУ начинается с адреса 0, поэтому верхушку адресного пространства можно использовать для размещения вектора сброса с минимальной вероятностью конфликта с ОЗУ.
Читать полностью »

vvvphoenix упомянул в своей позавчерашней статье: «Кстати, я пытался найти график роста числа X86 инструкций по годам (или по поколениям). Пока не смог (может, есть у кого?)»

Я решил, что мне это тоже интересно — да настолько, что не жалко потратить выходной день на сведение en.wikipedia.org/wiki/X86_instruction_listings в одну табличку:

Сколько инструкций в x86? - 1

Считались различные мнемоники; например, десятки вариантов MOVЧитать полностью »

Древности: Windows 3.1 и жизнь без кнопки «Пуск» - 1В моей компьютерной реальности Windows 3.x продержалась недолго, всего пару лет, и была моментально забыта после появления Windows 95. Но и в первой половине девяностых она никогда не была основным инструментом. Практически все делалось в DOS: игры там, работа с файлами там, тексты тоже там, даже интернет (еще не веб, а только почта и новостные группы) работал через «консольные» утилиты. Как так вышло? Действительно ли третья версия Windows была необязательным приложением к суровому текстовому экспириенсу четверь века назад?

Вдоволь наигравшись с компьютерами двадцатилетней давности, я начал исследовать более ранние системы, и понял, что за исключением досовских игр они для меня — темный лес. Сегодня — первый подход к снаряду, знакомство с Windows 3.1 — еще не совсем операционной системой, скорее графической оболочкой поверх MS-DOS. Выпущенная в 1992 году, эта версия Windows, по-прежнему лишенная многих очевидных сегодня элементов интерфейса, содержала большое количество нововведений, включая наиболее ценное: «Сапёр».
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js