Рубрика «80386»
Толстые слои легаси: как запускаются современные процессоры Intel
2023-04-20 в 8:16, admin, рубрики: 80386, 8086, x86, x86-64, Компьютерное железо, легаси, микрокод, Настольные компьютеры, Процессоры, процессоры intelЦентральные процессоры (CPU) не могут ничего сделать, пока им не скажут, что делать. Возникает очевидная проблема — как вообще заставить CPU что-то делать? Во многих CPU эта задача решается при помощи вектора сброса — жёстко прописанного в CPU адреса, из которого нужно начинать считывать команды при подаче питания. Адрес, на который указывает вектор сброса, обычно представляет собой какую-нибудь ROM или флэш-память, которую CPU может считать, даже если никакое другое оборудование ещё не сконфигурировано. Это позволяет производителю системы создавать код, который будет исполнен сразу же после включения питания, сконфигурирует всё остальное оборудование и постепенно переведёт систему в состояние, при котором она сможет выполнять пользовательский код.
Конкретная реализация вектора сброса в системах x86 со временем менялась, но, по сути, это всегда были 16 байтов ниже верхушки адресного пространства, то есть 0xffff0 на 20-битном 8086, 0xfffff0 на 24-битном 80286 и 0xfffffff0 на 32-битном 80386. По стандарту в системах x86 ОЗУ начинается с адреса 0, поэтому верхушку адресного пространства можно использовать для размещения вектора сброса с минимальной вероятностью конфликта с ОЗУ.
Читать полностью »
Сколько инструкций в x86?
2020-05-23 в 17:33, admin, рубрики: 80286, 80386, 8086, Broadwell, Cannon Lake, Haswell, i486, Ice Lake, Ivy Bridge, Knights Landing, Merom, Nehalem, Penryn, pentium, pentium ii, Pentium III, Pentium Pro, Prescott, Sandy Bridge, Skylake, Westmere, Willamette, визуализация данных, старое железо, Статистика в ITvvvphoenix упомянул в своей позавчерашней статье: «Кстати, я пытался найти график роста числа X86 инструкций по годам (или по поколениям). Пока не смог (может, есть у кого?)»
Я решил, что мне это тоже интересно — да настолько, что не жалко потратить выходной день на сведение en.wikipedia.org/wiki/X86_instruction_listings в одну табличку:
Считались различные мнемоники; например, десятки вариантов MOVЧитать полностью »
Древности: Windows 3.1 и жизнь без кнопки «Пуск»
2019-08-29 в 14:20, admin, рубрики: 80386, windows 3.x, Блог компании «Лаборатория Касперского», сапёр, старое железо, умеренная рыдалкаВ моей компьютерной реальности Windows 3.x продержалась недолго, всего пару лет, и была моментально забыта после появления Windows 95. Но и в первой половине девяностых она никогда не была основным инструментом. Практически все делалось в DOS: игры там, работа с файлами там, тексты тоже там, даже интернет (еще не веб, а только почта и новостные группы) работал через «консольные» утилиты. Как так вышло? Действительно ли третья версия Windows была необязательным приложением к суровому текстовому экспириенсу четверь века назад?
Вдоволь наигравшись с компьютерами двадцатилетней давности, я начал исследовать более ранние системы, и понял, что за исключением досовских игр они для меня — темный лес. Сегодня — первый подход к снаряду, знакомство с Windows 3.1 — еще не совсем операционной системой, скорее графической оболочкой поверх MS-DOS. Выпущенная в 1992 году, эта версия Windows, по-прежнему лишенная многих очевидных сегодня элементов интерфейса, содержала большое количество нововведений, включая наиболее ценное: «Сапёр».
Читать полностью »