- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 1

«Чужой» — самый старый из всеми любимой когорты фильмов про «Хищника» и «Терминатора». Сюда же относятся и продолжения, не менее культовые: «Хищник-2», «Терминатор-2: Судный день» и «Чужие». Но лично для меня оригинальный фильм Ридли Скотта — самый захватывающий фильм из всех просмотренных на VHS-ках, еще из далекого детства. Да, там нет таких крутых спецэффектов, перестрелок и какой-то динамики.

Проснулись заспанные и грязные космонавты посреди корабля-помойки — разве это может сравниться с идеальным супер-качком из будущего? А вот, поди ты, но что-то цепляет в этой атмосфере. Словно бы это какой-то тяжелый тягучий сон, который ближе всего похож на наше будущее в 2122 году (ну, кроме компьютеров с командной строкой). Давайте посмотрим, как снимался фильм и почему самый страшный персонаж — вовсе не зубастый прыгучий инопланетянин с кислотой вместо крови, а механический голос компьютера за кадром. 

Супер идея, которая поначалу никому не заходила

Все началось в 1974 году. Никому неизвестный на тот момент Дэн О’Бэннон написал какой-то невнятный сценарий для проекта киношколы. Только послушайте (если что, это черная комедия): XXII век, космический корабль со звучным названием «Тёмная звезда» летит в космосе и уничтожает планеты, которые могут помешать колонизации космоса. Экипаж (так и хочется добавить «Отважно борется за спасение жизней пассажиров» [1]) из четырех человек развлекается, кто как может: плюет в потолок, курит сигары и все в таком духе, лишь бы не работать. Однако в какой-то момент астероид цепляет корабль, и всем становится не до шуток — нужно бороться за свою жизнь в космосе...

Звучит смешно, но начинающий и тоже тогда малоизвестный режиссер Джон Карпентер [2], еще учившийся в киношколе (потом он снимет, например, «Нечто» и серию фильмов «Хэллоуин»), решил почему-то экранизировать эту короткометражку. Как ни странно, многим понравилось. А когда некоторые сцены попались на глаза Джеку Харрису — продюсеру фильмов категории В [3], он инвестировал в фильм аж 60 тысяч долларов. Команда досняла еще 50 минут сцен, и в прокат фильм вышел в том же 1974 году под названием «Темная звезда» [4]. По свидетельству сценариста О’Бэннона:

Ну постер картины как бы намекает, что там такое себе..

Ну постер картины как бы намекает, что там такое себе..

Лучшая студенческая картина внезапно стала худшим в мире профессиональным фильмом.

Несмотря на все это непотребство, карьера сценариста О’Бэннона пошла в гору: другой сценарист Рональд Шустер предложил ему адаптировать рассказ Филипа Дика «Из глубин памяти» (его спустя 16 лет экранизировал Пол Верховен под названием «Вспомнить все» [5]). Одновременно О’Бэннон рассказал напарнику про идею снять что-то вроде продолжения «Темной звезды», только посерьезнее. 

Дальше сценаристы принялись за работу: кроме основной темы, в которой экипаж борется за выживание в космосе на замкнутом корабле, нужна была динамика. Почему бы не сделать так, чтобы на корабль проник пришелец? А попадет он туда, когда экипаж вынужденно приземлится на какую-то планету и случайно занесет его с собой. Сюжетный поворот частично взят из шикарного рассказа К. Саймака «Свалка» — обязательно к прочтению.

Хотя нет, почему так банально? Давайте что-то отложит в организме человека яйца, которые потом превратятся в зародыша, и оно вырвется наружу, убив носителя? Так, это уже ближе к истине — появляется элемент ужаса. Кстати, эту идею О'Бэннон почерпнул в одном из французских комиксов, в котором пришелец как раз вырывается из груди незадачливого астронавта. 

Но почему экипаж не может просто застрелить мелкого ублюдка в самом начале фильма? Ну, во-первых, тогда «кина не будет» [6], а во-вторых, нашелся оригинальный сценарный прием. Вот как его вспоминает сценарист:

Против новорожденного монстра хватило бы и винтовки для охоты на белок. Тем более оружие на корабле, конечно, было.<...> Поэтому один мой товарищ Рон Кобб посоветовал: «А что, если у твари будет кислота вместо крови? Если в него палить, кислота же разъест корпус корабля!»

Все, история готова — можно запускать по принципу «..., .... и в продакшен». Детали тоже обрисовались быстро: экипаж из семи человек возвращается на Землю с ценным грузом. По дороге корабль перехватывает странный сигнал и, согласно протоколам безопасности, вынужденно останавливается, выводит экипаж из сна и велит проверить источник. Там-то все и начинается...

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 3

5 августа 1976 года сценаристы зарегистрировали свою работу в Гильдии и начали искать студию, которая бы купила сценарий. Но никому из студий не хотелось снимать «Техасскую резню бензопилой» в космосе. Разве что отозвался Роджер Корман — король фильмов категории Б [7]: «За 750 000 долларов и пару-тройку недель съемок мы сделаем шедевр, парни!». 

На удачу сценаристов, их работа привлекла внимание приближенных к студии 20th Century Fox продюсеров Гордона Кэррола, Дэвида Гайлера и Уолтера Хилла. Те убедили руководство купить сценарий и экранизировать его. Но после покупки немного доработали сюжетную линию, обозначив важные детали:

  • В фильме появится дополнительная сюжетная линия — андроид и суперкомпьютер, которые должны помогать экипажу, а на деле только решают интересы жадной глобальной корпорации. У зрителя даже может появиться вопрос — а кто реально-то хуже, монстр или эти вот ребята?

  • Астронавты на планете не просто находят каких-то пришельцев, а имеют дело с яйцами, из которых уже вылупляются монстры. А раз эти яйца кто-то откладывает, то в будущем можно и продолжить историю, сняв сиквел.

  • Изначально в сценарии пол главного героя и характер не были прописаны — просто некий «Лейтенант Рипли». Продюсеры настояли, чтобы это была именно женщина с говорящим именем Эллен (одно из значений имени Ellen — «свет» или «сияние») и бунтарским характером — так получится выстроить историю с ее противоборством Weyland-Yutani. 

  • Сменили название фильма — изначально его планировали назвать «Зверь из космоса» (господи, спасибо им за это). Вместо этого предложили «Чужой» — более емкое и пугающее. 

Кстати, доработки продюсеров вызвали настоящий юридический скандал [8]. Продюсеры посчитали, что они настолько переработали изначально ужасный сценарий, что теперь могут считать авторами «Чужого» вместо О'Бэннона и Шустера. Спустя несколько лет этот спор разрешился — на основании заключения Гильдии сценаристов, продюсеры внесли не столь значительные изменения, чтобы считаться авторами сценария. 

Кастинг режиссера, актеров и «Чужого»

Поначалу студия 20th Century Fox сомневалась, что тема космоса может выстрелить, их опасения развеяли «Звездные войны», вышедшие на экран в 1977 году. По какой-то невероятной глупости все права на франшизу достались Джорджу Лукасу, и киностудия хотела как можно скорее реабилитироваться и снять что-то не хуже.

«Fox хотели быстро взяться за проект из серии „Звёздных войн“. А единственным сценарием про космос на их столе был „Чужой“, так что особого выбора у них и не было», — вспоминает О'Бэннон.

В качестве режиссера пригласили Ридли Скотта, который на тот момент снял ровно один полнометражный фильм «Дуэлянты» [9] (получил приз в 1977 году на Каннском фестивале за лучший дебют — прим. автора) и пару тысяч рекламных роликов. Да-да, не смейтесь — у братьев Тони и Ридли в 70-х годах была рекламная компания Ridley Scott Associates, которая снимала вот такие ролики: 

Интересно, почему эту актрису не пригласили на роль Эллен Рипли?

Вот что вспоминает сам режиссер [10]:

Предлагаемый бюджет в 4,5 миллиона долларов был невероятно мал для этого конкретного фильма. Мы с командой оценили бюджет примерно в 13 миллионов долларов, что было слишком много для 20th Century Fox. Раньше я был арт-директором, поэтому у меня была утомительная задача раскадровки фильма, которая заняла пять или шесть недель. В итоге студия увидела мои наброски и увеличила бюджет до 8,5 миллионов.

Главной и первой проблемой был внешний вид пришельцев: они постоянно изменялись по ходу фильма и должны были вызывать у зрителя неподдельный ужас. Для раскадровки Ридли Скотт обратился с известному художнику Хансу «Рюди» Гигеру. До этого режиссер увидел сборник иллюстраций «Некрономикон» художника и был поражен — это именно то, что надо!

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 4
Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 5

К слову, Гигер также работал над интерьером корабля, образом Жокея (так назывался таинственный окаменевший пилот с космического корабля пришельцев) и атмосферой планеты LV-426.

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 6
Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 7

Согласитесь, ведь потрясающая получилась работа без всякой компьютерной графики! Кстати, хвост Чужого должен был управляться механически, но из-за сложности реализации от этого отказались.

Для фильма требовалось всего семь актеров (размер экипажа «Ностромо»), поэтому к кастингу подошли со всей серьезностью. Нужно было выбрать простые образы, которые идеально впишутся в мрачную атмосферу корабля и будут ассоциироваться не с супергероями, а обычными космическими работягами.

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 8

Мэри Голдберг, отвечавшая за подбор, изначально видела в главной роли — та-ра-та-там — Мерил Стрип [11]. Тогда она еще была восходящей звездой и смотрелась бы на экране отлично. Однако в тот период у нее умер жених Джон Канзале [12], и она очень остро переживала эту утрату — от съемок пришлось отказаться. Еще на главную роль пробовалась Вероника Картрайт (она в фильме сыграла штурмана «Ностромо» Ламберт), но молодая Сигурни Уивер на первых же пробах всех очаровала. Как вспоминал Ридли Скотт: «Когда она зашла в комнату, все сразу стало понятно». 

Как-то вообще сложно себе представить сейчас Мерил Стрип в соплях пришельцев и с огнеметом.

Еще из примечательных ролей можно выделить работу африканца Яфета Котто, бортинженера Паркера. Во многом его выбрали для того, чтобы придать экипажу международный размах (сейчас кажется, что не хватает еще гомосексуалиста и азиата — прим. автора). Он постоянно влезал в съемочный процесс и пытался изменить сюжет: например, сделать так, что именно его герой убьет «Чужого». 

Многим, как и мне, особенно запомнилась роль Эша — андроида, который стал вместе с «мамой» главным антагонистом фильма. Актер Иэн Холм [13] был самым опытным из всего актерского состава (за плечами была знаковая роль Наполеона Бонапарта — прим. автора) и переговоры с его агентом шли очень мучительно. 

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 9

Самым необычным актером был Боладжи Бадеджо — человек с ростом 218 см, который блестяще сыграл роль Чужого (правда, этого никто не увидел). Причем на пробы его никто не приглашал. Просто оператор зашел выпить в местный бар неподалеку от места съемок и понял, что он идеально подойдет на роль пришельца. 

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 10

Съемки

Самой сложной частью, как нетрудно догадаться, стал сам Чужой. Особенно пришлось повозиться с его головой — для этого создали отдельную конструкцию из 900 подвижных элементов. Чтобы при съемках крупным планом все выглядело максимально реалистично. Разумеется, актер такую штуку не носил, а ограничивался более легкой моделью без подвижных элементов. 

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 11

Для съемок монстра-лицехвата съемочная группа купила на рынке устриц. Наблюдая за ними, получилось достоверно воссоздать механику заглатывания и раскрытия яйца. Кстати, само яйцо изготовили из плексигласа, а за механику отвечал гидропривод. Внутри поместили настоящий желудок коровы и бараньи кишки — все это двигал лично Ридли Скотт рукой в резиновой перчатке.

Просто оцените, как эта сцена смотрится без компьютерной графики спустя 40 с лишним лет!

Интересный момент: Ридли Скотт очень хотел снять отдельную сцену с Жокеем. Однако кукла обошлась почти в 500 000 долларов, что съело огромную часть бюджета ради нескольких секунд. Поэтому съемочная группа потом жалела, что не вложила эти деньги во что-то еще. 

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 12

Большая часть съемок проходила в интерьере корабля «Ностромо». На тот момент компьютерная графика было чем-то невероятным (Джордж Лукас своими «Звездными войнами» только прокладывал дорогу спецэффектам — прим. автора). Поэтому над созданием макета «Ностромо» трудилась огромная команда из более чем сотни человек. По задумке режиссера, он должен был «выглядеть пугающе и чем-то напоминать готический замок снаружи». 

Конечно, сейчас интерьер смотрится смешно и мало похож на корабль будущего — но что поделать

Конечно, сейчас интерьер смотрится смешно и мало похож на корабль будущего — но что поделать

Один из макетов корабля имел длину 10 метров и весил больше 200 килограммов. Чтобы имитировать движение «Ностромо», использовали автомобильный погрузчик. Съемки происходили в отдельной студии в Лондоне — декораторы очень постарались передать атмосферу загадочности и тайны, которой окутана планета LV-426.

Вот так проходили съемки в павильоне. Актеры очень страдали от жары в своих скафандрах

Вот так проходили съемки в павильоне. Актеры очень страдали от жары в своих скафандрах

Конечно, самая страшная и запоминающаяся сцена, от которой плясала вся задумка О'Бэннона и Шустера — когда из груди Джона Херта [14] (исполнителя роли офицера Кейна) вырывается маленький пришелец. Эпизод сняли за два захода:

  • Сначала персонажу становится плохо, и он в конвульсиях опрокидывается навзничь. Тут все понятно, Херт сыграл отлично.

  • Затем сквозь футболку вырывается чудовище. Здесь уже использовали очень правдоподобный человеческий манекен.

Специальный человек под столом двигал монстра за приводы и разрывал ткань футболки (на это потратили не один дубль, потому что ткань никак не поддавалась — прим. автора). Моделька могла изгибаться и открывать пасть. Одновременно на актеров насосами выливалось больше десятка литров настоящей бычьей крови, смешанной с не менее настоящими потрошками животных. 

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 15
Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 16

Многие зрители, которые смотрели фильм в кинотеатрах, признались, что на этой сцене они закрывали глаза. Ну, ничего удивительного, особенно эмоции актрисы Вероники Картрайт:

Есть отличный документальный фильм на 3 часа [15] о том, как снимали «Чужого» — рекомендую к просмотру.

5 фактов, которые вы могли не знать

1. В фильме снимались дети Ридли Скотта — Джейк и Люк. Они играли астронавтов, которые залезают на макет Жокея. Из-за того, что кукла все-таки была небольшой, нужно было создать иллюзию большой высоты. Дети для этого подошли лучше всего.

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 17

2. Чтобы создать атмосферу напряженности и паранойи, Ридли Скотт использовал несколько приемов на съемочной площадке:

  • Скотт каждый день сдвигал стены съемочной площадки немного ближе друг к другу, но не говорил актерам. Это чуть усиливало чувство клаустрофобии.

  • Он не просто придерживался сценария, а прописал биографии каждому персонажу. Так актерам было проще вжиться в роль.

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 18

3. Нельзя не упомянуть про сумасшедшей красоты саундтрек Джерри Голдсмита. Однако в реальности композитор и режиссер не ладили. Голдсмит вспоминает:

Ридли — блестящий кинорежиссер, но тогда он не был так красноречив в том, что должна делать музыка. Мы могли бы поладить, но не получилось. Ему не нравилась основная тема, которую я раз за разом переписывал — хотя всем остальным она нравилась.

4. Гигер сделал оригинальные иллюстрации к фильму в Швейцарии и радостно пытался провезти их в США. Однако на таможне качество не оценили и задержали художника с формулировкой «за отвратительные изображения абортов», посчитав Гигера извращенцем. Дэну О'Бэннону пришлось отправиться в Лос-Анджелес, чтобы убедить их, что все это для съемок фильма. 

5. Концовка истории задумывалась совсем иной. Ридли Скотт хотел, чтобы в самом конце, уже в шаттле, Чужой оторвал Рипли голову, сел в кресло и произнес голосом капитана Далласа: «I’m signing off, hopefully the network will pick me up» («Я отключаюсь и надеюсь, что сеть подхватит меня»). Однако руководство студии не хотело такой мрачный финал, не оставляющий шансов на продолжение — поэтому Скотту пригрозили увольнением. Он согласился снять классическую концовку.

Успех фильма

Монтаж занял около 5 месяцев и завершился в начале 1979 года. Ридли Скотт вместе со звукорежиссером Терри Роулингсом специально старались придать картине медленный темп. Так самые страшные сцены выглядели бы еще более пугающе и динамично. Однако суммарная длительность фильма составила больше трех часов — это было слишком для кинофильма того времени. Поэтому «Чужого» сильно порезали. В итоге в прокат вышел фильм длительностью около двух часов. Думаем, что энтузиасты без проблем смогут отыскать полную режиссерскую версию фильма.

Как снимали первого «Чужого» и почему он намного страшнее, чем кажется - 19

«Чужой» получил рейтинг R (то есть 18+ — прим. автора) и вышел в кинотеатрах США 25 мая 1979 года ограниченным тиражом. Официальной премьеры, в отличии от тех же «Звездных войн», так и не состоялось — к 22 июня фильм уже транслировался в 90 кинотеатрах. И это не помешало ему за первые 4 недели проката собрать 16,5 млн долларов. Суммарные кассовые сборы по всему миру составили почти 100 млн долларов — несомненный успех, превысивший затраты в 10 раз.

Редактор Терри Роулингс, побывавший на премьере, рассказывал: 

Это была самая невероятная премьера, на которой я когда-либо был. Люди кричали и выбегали из кинотеатра, их рвало от ужаса. Один еврейский раввин даже поджёг модель космического жокея возле кинотеатра, полагая, что это работа дьявола.

Но в целом отзывы критиков были смешанными. Роджер Эберт, гуру-кинокритик, назвал картину разочаровывающей, особенно в сравнении с «Космической одиссей 2001», «Звездными войнами» и «Близкими контактами третьей степени». Мол, персонажи вообще никакие, декорации картонные, и кроме вау-эффекта фильм ничем не запомнился.

Тем не менее «Чужой» получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и несколько премий «Сатурн» (ведь фильм все-таки научно-фантастический).  20th Century Fox оценила перспективы франшизы и в течение следующих 18 лет выпустила еще 3 фильма. Правда, режиссером уже был не Ридли Скотт, а сначала Джеймс Кэмерон («Чужие»), а затем Давид Финчер («Чужой 3»). Про четвертую часть, которую в 1997 году снял Жан-Пьер Жене, и франшизы «Чужой против хищника» тактично умолчим. 

Почему «Чужой» пугает даже сейчас

Конечно, может быть, кого-то и не пугает — дальше идет исключительно мнение автора статьи. Я прекрасно понимаю тех, кто в панике закрывал глаза на премьере или выбегал из кинотеатра:

  • Ну реально же страшная сцена, когда Чужой вырывается из груди Кейна? Эта кукла даже сейчас выглядит как-то пугающе — эти механические движения действительно похожи на какого-то монстра. 

  • А разве не страшно, когда Чужой заливает слюной бортинженера, неожиданно появляясь сзади, как бы из-за кадра? Да, это обычный прием для ужастиков. Но от этого менее страшно не становится. 

  • Скажите, ну как можно не испугаться, когда монстр в последний момент запрыгивает в шаттл Рипли, когда та уже собирается спокойно лететь на Землю?

  • А когда Эш пытался запихнуть журнал в горло Рипли, а потом ему снесли голову и он закрутился на месте? Не напоминает какого-то «Изгоняющего дьявола»?

На самом деле все вот это я испытывал в глубоком детстве. А сейчас — нет. Буквально вчера пересматривал фильм, пока писал статью, и поймал себя на мысли, что легкую тревогу вызывает совсем не вышеперечисленное. 

И даже не гнетущая атмосфера с тусклым светом, чем-то напоминающая саспенсы Хичкока. На фоне играет медленная и безумно мелодичная тема Джерри Голдсмита, астронавты мирно бредут по LV-426 навстречу своей гибели.... Нет, совсем не это.

Больше всего сейчас меня пугает «мама», которая на пару с Эшем методично выполняла заложенную программу. Я прекрасно понимаю, что, скорее всего, через 100 лет никакие колонисты не найдут жутких монстров из космоса — мы во Вселенной совсем одни, хотя это неточно. А вот корпорации, для которых человеческая жизнь — мусор, точно будут и через 100, и через 200 лет. И чем дальше заходит прогресс и большую власть получают программы, тем ближе сценарий «Чужого». 

Делитесь в комментариях, какая часть из трилогии вам зашла больше всего? И как относитесь к современным франшизам?


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

-15% на заказ любого VDS [16] (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

Автор:
klimensky

Источник [17]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/blog-kompanii-firstvds/385272

Ссылки в тексте:

[1] «Отважно борется за спасение жизней пассажиров»: https://www.youtube.com/watch?v=pdiUDDAew3I

[2] режиссер Джон Карпентер: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD

[3] продюсеру фильмов категории В: https://www.film.ru/person/dzhek-h-harris

[4] «Темная звезда»: https://www.kinopoisk.ru/film/31729/posters/page/1/

[5] «Вспомнить все»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D1%81%D1%91_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1990)

[6] «кина не будет»: https://www.youtube.com/watch?v=KJIh86pmP_Y

[7] Роджер Корман — король фильмов категории Б: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80

[8] юридический скандал: http://alienexplorations.blogspot.com/2016/09/alien-dan-obannon-vs-messrs-giler-and.html

[9] фильм «Дуэлянты»: https://www.kinopoisk.ru/film/2618/

[10] вспоминает сам режиссер: https://theasc.com/articles/the-filming-of-alien-directing

[11] Мерил Стрип: https://www.kinonews.ru/news_11141/

[12] Джон Канзале: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B5,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD

[13] Иэн Холм: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BC,_%D0%98%D1%8D%D0%BD

[14] Джона Херта: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%91%D1%80%D1%82,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD

[15] отличный документальный фильм на 3 часа: https://www.youtube.com/watch?v=GUXvJVZzOLk

[16] -15% на заказ любого VDS: https://firstvds.ru/?utm_source=habr&utm_medium=article&utm_campaign=product&utm_content=vds15exeptprogrev

[17] Источник: https://habr.com/ru/companies/first/articles/740956/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=740956