- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В статье сделана попытка предоставить пошаговую инструкцию — как соединить самодельное устройство USB HID на микроконтроллере AVR и компьютер с операционной системой Windows 7 x64, чтобы обмениваться данными и управлять портами микроконтроллера. Пример приложения управляет через USB ножкой порта микроконтроллера (к ней подключен индикационный светодиод). Есть возможность также прочитать состояние состояние светодиода — потушен он или горит. Топик предназначен для новичков, поэтому большая просьба к знатокам программирования — приберегите тухлые яйца и гнилые помидоры иронические комментарии для более удобного случая.
1. Для микроконтроллера — библиотека V-USB [1] компании Objective Development и IDE Atmel Studio 6 [2] компании Atmel. Нужно также скачать и установить тулчейн WinAVR [3] для компиляции firmware микроконтроллера (для спецов это необязательно, потому что можно обойтись тулчейном, который входит в состав Atmel Studio).
2. Для написания программы Windows (ПО хоста) использовалась библиотека LibUsbDotNet [4] Тревиса Робинсона и IDE Visual Studio C# 2010 [5] компании Microsoft.
Все программное обеспечение, кроме Visual Studio 2010, бесплатное, хотя есть возможность использовать Visual Studio C# 2010 Express бесплатно в течение ограниченного срока. Все действия проводились в среде операционной системы Windows 7 x64, но наверняка подойдет и любая другая операционная система семейства Windows (Windows XP и более свежая).
Благодаря библиотеке V-USB для создания устройства USB HID подойдет любой микроконтроллер AVR. Если Вы дружите с паяльником, то даже можете собрать подключение к USB самостоятельно по одной из опубликованных схем. Такая схема (взята из пакета V-USB [1]) в качестве примера приведена на картинке.

Чтобы экономить время и усилия, лучше использовать готовую макетную плату. Особенно удобно, если в плату будет записан USB-загрузчик (bootloader), тогда не понадобится покупать программатор для перепрошивки платы. Я использовал макетную плату AVR-USB-MEGA16 с микроконтроллером ATmega32A, в ней загрузчик есть (USBasploader, эмулирующий поведение программатора USBasp). Вот так платка выглядит в натуральную величину:

Можно взять также metaboard (на нем стоит ATmega168 или ATmega328), или даже программатор на микроконтроллере ATmega8. Подобные железки можно дешево купить на ebay.com или dx.com.
Сделайте новый проект в Atmel Studio 6 (далее просто AS6). Когда AS6 предложит выбрать микроконтроллер, выберите Atmega32 без буквы A, не Atmega32A (хотя на плате стоит Atmega32A) — это важно, так как тулчейн WinAVR не видит разницы, он знает только Atmega32. Эти микроконтроллеры по внутреннему устройству идентичны, так что для нас разницы нет, а для AS6 есть.
Теперь нужно правильно настроить компилятор. В верхнем меню AS6 нажите Tools, далее Options.. и появится вот такое окно:

Слева в списке выберите Toolchain. Справа появится список Flavours. Этим словечком Atmel закодировала возможные варианты используемого инструментария (тулчейны).
Примечание. В списке уже присутствует тулчейн Native, который используется по умолчанию (Default). Тулчейн Native - это компилятор GCC вместе с заголовочными файлами и библиотеками, которые предоставляют необходимую среду компилирования исходного кода для микроконтроллера. Этот тулчейн предоставила Atmel, он устанавливается автоматически вместе с установкой AS6. Как я уже упоминал, для компиляции можно использовать и этот тулчейн, но тогда в исходный код примеров V-USB (на основе примера USB HID будет работать наше устройство USB) придется вручную вносить исправления. Они несложные, но для новичков будет лучше добавить сюда тулчейн WinAVR, и использовать для компиляции именно его.
Для добавления в список Flavours тулчейна WinAVR нажмите кнопку Add Flavour, появится следующее окно:

В верхней строчке этого окна введите имя компилятора WinAVR (произвольное), а в нижней строке введите полный путь, куда установлен сам компилятор тулчейна (с указанием папки bin) и нажмите кнопку Add. В списке Flavours появится добавленный компилятор, как показано на скриншоте.

Выделите мышкой наш новый добавленный компилятор WinAVR и нажмите кнопку Set As Default (сделать его тулченом по умолчанию), и нажмите OK. После этой процедуры наша AS6 будет использовать компилятор WinAVR.
Пора настроить свойства нашего проекта, для этого курсором в Solution Explorer левым щелчком выберите имя проекта и нажмите Alt+F7 (меню Project -> Properties), появится окно с настройками:

Сделайте следующие настройки:
Далее очень важный момент — в левой части окна, в списке выберите раздел Advanced, как показано на рисунке ниже.

В выпадающем списке Toolchain Flavour выберите добавленный компилятор WinAVR, чтобы при компилировании проекта AS6 использовала его. На этом настрока AS6 закончена.
Далее необходимо в созданный проект добавить файлы исходного кода проекта [6] — см. папку firmwareVUSB, файлы VUSB.c, usbdrv.c, usbdrvasm.S и oddebug.c. Проект ASS6 создан на основе одного из примеров библиотеки V-USB: hid-custom-rq, который изначально компилировался с помощью утилиты make из командной строки. На основе библиотеки V-USB можно найти много других примеров кода — в основном это устройства USB HID (мыши, клавиатуры, устройства ввода и вывода), но есть также и устройства USB CDC (виртуальный COM-порт). Если Вам лень самому создавать проект, просто откройте в AS6 файл проекта VUSB.atsln, в нем уже сделаны все необходимые настройки и добавлены все нужные файлы.
Если у Вас используется другая макетная плата, то нужно правильно настроить файл usbconfig.h. Подробное описание всех настроек дано в комментриях этого файла. Основное внимание следует уделить назначению выводов микроконтроллера, которые используются под сигналы USD D+ и D- (макроопределения USB_CFG_IOPORTNAME, USB_CFG_DMINUS_BIT, USB_CFG_DPLUS_BIT), к этим ножкам предъявляются особые требования. Конфигурационный файл usbconfig.h из архива [6] предназначен под разводку ножек макетной платы AVR-USB-MEGA16, и он гарантированно работает. Моргать программа будет светодиодом, который уже имеется на макетной плате и подключен к ножке 0 порта B.
Наша программа должна посылать через подключение USB пакеты, которые будут управлять микроконтроллером.
Примечание. Программа была создана на основе примера консольного приложения из той же библиотеки V-USB. Компиляция исходного кода консольного приложения выполнялась с помощью makefile и пакета MinGW, и использовала библиотеку LibUSB. В нашем примере мы будем использовать графическую среду Visual Studio и библиотеку LibUsbDotNet.
Однако главный цимус использования LibUsbDotNet вовсе не в том, что теперь легко и удобно можно делать не только консольные, но и графические приложения. Самый большой плюс - теперь не нужен драйвер фильтра, который таскала за собой библиотека LibUSB много лет. Для тех, кто в танке, драйвер фильтра - это особая программная надстройка над библиотекой LibUSB, через которую осуществлялся обмен данными с устройствами USB на платформе Windows. Теперь этот атавизм не нужен.
Запустите Microsoft Visual C# 2010 Express и создайте новый проект на основе Windows Form. Теперь нужно подключить к проекту библиотеку LibUsbDotNet.dll. В обозревателе решений нажмите правой кнопкой мыши на названии проекта, и выберите «Добавить ссылку».

появится ещё одно окно

здесь нужно найти путь на диске, где находится библиотека LinUsbDotNet.dll (по умолчанию она устанавливается папку C:Program FilesLibUsbDotNet, но лучше сделать копию файла DLL в рабочий каталог проекта. После подключения библиотеки её нужно объявить в проекте, для этого добавьте в главный модуль программы (файл Form1.cs) строки:
using LibUsbDotNet;
using LibUsbDotNet.Info;
using LibUsbDotNet.Main;
Перейдите к визуальному редактору формы, и приведите её приблизительно к такому виду (добавьте 3 кнопки Button и 3 текстовых метки Label):

Сделайте обработчик события загрузки формы. Он нужен для того, чтобы при старте программы определялось наше устройство USB и создавался соответствующий экземпляр класса. Для этого выберите основную форму программы, и в редакторе свойств создайте обработчик события загрузки Form1_Load. В теле обработчика введите следующий код:
private void Form1_Load(object sender, EventArgs e)
{
MyUsbDevice = UsbDevice.OpenUsbDevice(MyUsbFinder);
if (MyUsbDevice != null)
{
label2.Text = " подключено !";
}
else label2.Text = " не найдено !";
}
Сделайте обработчик события клика на кнопке button1 («Вкл»), для этого сделайте в визуальном редакторе на кнопке двойной щелчок, и добавьте в тело обработчика события код:
private void button1_Click(object sender, EventArgs e)
{
// Передать пакет, который включает светодиод на макетной плате AVR-USB-MEGA16.
UsbSetupPacket packet = new UsbSetupPacket((byte)(UsbCtrlFlags.RequestType_Vendor |
UsbCtrlFlags.Recipient_Device | UsbCtrlFlags.Direction_Out), 1, (short)1, 0, 0);
int countIn;
byte[] data = new byte[1];
MyUsbDevice.ControlTransfer(ref packet, data, 0, out countIn);
}
Для обработчика кнопки «Выкл» добавьте код:
private void button3_Click(object sender, EventArgs e)
{
// Передать пакет, который погасит светодиод на макетной плате AVR-USB-MEGA16.
UsbSetupPacket packet = new UsbSetupPacket((byte)(UsbCtrlFlags.RequestType_Vendor |
UsbCtrlFlags.Recipient_Device | UsbCtrlFlags.Direction_Out), 1, (short)0, 0, 0);
int countIn;
byte[] data = new byte[1];
MyUsbDevice.ControlTransfer(ref packet, data, 0, out countIn);
}
Код для обработки кнопки «Чтение»:
private void button2_Click(object sender, EventArgs e)
{
//Получение данных от макетной платы AVR-USB-MEGA16 - состояние светодиода.
UsbSetupPacket packet = new UsbSetupPacket((byte)(UsbCtrlFlags.RequestType_Vendor |
UsbCtrlFlags.Recipient_Device | UsbCtrlFlags.Direction_In), 2, (short)0, (short)0, (short)0);
int countIn;
byte[] data = new byte[1];
if (MyUsbDevice.ControlTransfer(ref packet, data, 1, out countIn) && (countIn == 1))
{
label3.Text = "Прочитано значение " + data[0].ToString();
}
}
Обработчик события закрытия формы (завершение работы программы) гасит светодиод, если он горит:
private void Form1_FormClosed(object sender, FormClosedEventArgs e)
{
UsbSetupPacket packet = new UsbSetupPacket((byte)(UsbCtrlFlags.RequestType_Vendor |
UsbCtrlFlags.Recipient_Device | UsbCtrlFlags.Direction_Out), 1, (short)0, 0, 0);
int countIn;
byte[] data = new byte[1];
MyUsbDevice.ControlTransfer(ref packet, data, 0, out countIn);
}
Прием и обработка данных на стороне микроконтроллера осуществляется в функции usbFunctionSetup (находится в главном модуле VUSB.c проекта firmware AS6). Вот эта функция:
usbMsgLen_t usbFunctionSetup(uchar data[8])
{
usbRequest_t *rq = (void *)data;
if((rq->bmRequestType & USBRQ_TYPE_MASK) == USBRQ_TYPE_VENDOR){
DBG1(0x50, &rq->bRequest, 1); /* отладочный вывод: печатаем наш запрос */
if(rq->bRequest == CUSTOM_RQ_SET_STATUS){
if(rq->wValue.bytes[0] & 1){ /* установить LED */
LED_PORT_OUTPUT |= _BV(LED_BIT);
}else{ /* очистить LED */
LED_PORT_OUTPUT &= ~_BV(LED_BIT);
}
}else if(rq->bRequest == CUSTOM_RQ_GET_STATUS){
static uchar dataBuffer[1]; /* буфер должен оставаться валидным привыходе из usbFunctionSetup */
dataBuffer[0] = ((LED_PORT_OUTPUT & _BV(LED_BIT)) != 0);
usbMsgPtr = dataBuffer; /* говорим драйверу, какие данные вернуть */
return 1; /* говорим драйверу послать 1 байт */
}
}else{
/* вызовы запросов USBRQ_HID_GET_REPORT и USBRQ_HID_SET_REPORT не реализованы,
* поскольку мы их не вызываем. Операционная система также не будет обращаться к ним,
* потому что наш дескриптор не определяет никакого значения.
*/
}
return 0; /* default для нереализованных запросов: не возвращаем назад данные хосту */
}
Наше устройство USB HID простейшее, и реагирует оно только на управляющие передачи (control transfer), которые проходят через конечную точку 0 (default control endpoint). По типу запроса (поле bRequest) декодируется направление передачи данных. Если CUSTOM_RQ_SET_STATUS, то это данные, предназначаемые для микроконтроллера. Данные декодируются и микроконтроллер выполняет заложенную там команду. В этом случае в самом первом по порядку принятом байте данных закодировано состояние светодиода — если там в младшем бите единичка, то светодиод включается, а если нолик, то гаснет. Если же в поле bRequest принято значение CUSTOM_RQ_GET_STATUS, то в ответ заполняется буфер текущим состоянием светодиода, и данные буфера отправляются обратно хосту. Все очень просто, и при желании поведение кода можно легко переделать под свои нужды.
Видео, как это работает:
Буду рад ответить в комментариях на вопросы и конструктивные замечания.
1. V-USB [1].
2. Atmel Studio 6 [2].
3. WinAVR [3].
4. LibUsbDotNet C# USB Library [4].
5. Visual Studio 2010 Express [5].
6. Исходный код для микроконтроллера и для ПО хоста [6].
Автор: kubanbanzai
Источник [7]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/avr/53898
Ссылки в тексте:
[1] V-USB: https://www.google.ru/search?q=V-USB
[2] Atmel Studio 6: https://www.google.ru/search?q=Atmel+Studio+6+site%3Aatmel.com
[3] WinAVR: http://sourceforge.net/projects/winavr/files/
[4] LibUsbDotNet C# USB Library: http://sourceforge.net/projects/libusbdotnet/
[5] Visual Studio 2010 Express: https://www.google.ru/search?q=Visual+Studio+C%23+2010+Express
[6] Исходный код для микроконтроллера и для ПО хоста: http://dfiles.ru/files/t9f9h32ud
[7] Источник: http://habrahabr.ru/post/210736/
Нажмите здесь для печати.