Каждый год, когда Apple выпускает какую-нибудь новую фичу, по разным углам интернета начинает разноситься недовольное ворчание: «А на Linux/Android это давно было и никто не кричал о том, какая это крутая инновация».
Это такой обязательный белый шум, сопровождающий любые новшества Apple, который обычно не стоит внимания, потому что компании на самом деле, как правило, удаётся переупаковать даже уже известные решения так, что они обретают дополнительную ценность помимо логотипа в виде надкусанного яблока, становясь в чём-то удобнее, мощнее, совершеннее, продуманнее, проще.
Тем удивительнее было обнаружить себя в роли подобного ворчуна, когда Apple анонсировала в этом году MacBook Pro с тачбаром. «А вот на моём Lenovo X1 Carbon этот самый тачбар уже два года как есть».
Правда, с двумя оговорками: чёрно-белый и куда менее функциональный. Моё отношение к нему за прошедшее время эволюционировало от «ненавижу, нахрена?!» до «привык, почти не замечаю». Пройдя все пять стадий принятия, я остановился на мысли, что это просто очередное китайское чудачество — не самое, надо признать, странное, среди всех их экспериментов с форм-факторами и способами ввода. Но смирение не означает согласие — до сих пор я считаю это самым большим недостатком в целом довольно хорошего бука, поэтому тачбар на «Макбуке» вызывал у меня глубочайшее недоумение. Но ещё сильнее я удивился, когда понял, что тачбар всем нравится.
Тёма Лебедев сразу увидел в этом аналогию с его клавиатурой «Оптимус Популярис». Рано радоваться: тачбар это не движение в сторону интерактивной клавиатуры никаким образом. Если бы Apple хотел и мог сделать отдельные клавиши многофункциональными лучше, чем получилось у Тёмы, они бы так и сделали — вместо этого они выпилили целый ряд клавиш вообще, заменив их на всё тот же сенсорный экран, только мелкий.
Увеличить его не получится — только ценой замены ещё большего количества физических клавиш на сенсорные. Но это решение уже не пройдёт так легко. Убрать ряд функциональных клавиш было легко — большая часть пользователей всё равно никогда не умела ими пользоваться и не понимала их назначения. Да и требуются они не так часто. Но дальше идут уже цифро-буквенные ряды, чтобы съесть их — нужен прорыв в технологиях сенсорного ввода, позволяющий на 100% симулировать ощущение отдельных кнопок. Без этого тачбару просто некуда будет расти.
Появление тачбара — это попытка сделать экспириенс пользователя более «сенсорным». Но почему бы просто не сделать сенсорный экран, как у тех же Lenovo и других конкурентов?
Причин тому я вижу две:
- Удобство. Сенсорный экран на ноутбуке — баловство в большей степени, чем полезная фича. Во-первых, десктопные ОС и приложения в большинстве своём не адаптированы под пальцеввод. Во-вторых, экран ноутбука в принципе менее приспособлен для тыкания пальцем, чем в планшет просто потому, что микроколебания дисплея ноутбука неизбежны. А какая уж тут точность ввода, если у тебя дисплей под пальцами дрожит? «Макбуки» славны тем, что нашли баланс между лёгкостью открытия крышки и устойчивостью экрана. Но тычущий пальцем в экран пользователь всю эту хрупкую гармонию бы нарушил: петли пришлось бы затягивать сильнее — и тогда «Макбуки», не дай бог, стали бы напоминать плебейские модели других марок, которые надо придерживать за основание при открытии крышки. По крайней мере, именно так бы я объяснил нежелание ставить сенсорные экраны на «Макбуки» на месте представителей Apple. Реальной же причиной мне кажется стал…
- Маркетинг. 13-дюймовый сенсорный MacBook Pro скорее всего просто добил бы продажи 13-дюймового сенсорного iPad Pro. Поэтому новый «Макбук» и получился таким, каким получился: в своих ноутбуках Apple больше не может игнорировать ей же заданный тренд на сенсорность, но полностью сенсорный экран ноутбука — это внутренний каннибализм продуктов и неготовность MacOS к сенсорности.
Будучи как раз тем редким пользователем, который любит горячие клавиши, пользуется функциональными клавишами, и практически не прибегает к мыши/минимально использует тачпад при вводе, я оплакиваю потерю физических функциональных клавиш всегда — одно дело, когда экспериментируют китайцы. Другое дело, когда Apple задаёт моду, которой могут захотеть последовать другие. Если уж делать какой-то из традиционных элементов ввода более интерактивным — то, по-моему, для этого куда больше подошёл бы как раз тачпад. Больше его делать уже некуда, а функциональнее — ещё можно.
Тогда как тачбар — это не решение проблемы, а возможность потянуть время до её решения. Если (или стоит сказать «когда»?) Apple всё-таки найдёт способ сделать сенсорный ввод по удобству, скорости и простоте ничем не уступающим традиционной физической клавиатуре, и заменит её на второй сенсорный экран, то это будет именно что совершенно новая технология, а не просто увеличенный тачбар.
Собственно, эта половинчатость в тачбаре и кажется мне его главной проблемой: чисто технически все эти волшебные возможности тачбара прекрасно выполняются сенсорным экраном — с куда более широкими возможностями и без необходимости адаптировать под него какие-то приложения. Да, это потребовало бы большой работы по полной переделке интерфейса MacOS в сторону пальцеориентированности.
Реальной проблемой тачбар станет для разработчиков приложений. Понятно, что собственные программы Apple уже умеют работать с тачбаром. А что делать сторонним производителям? Бросятся ли они немедленно дописывать функционал для управления через тачбар? Учитывая промежуточную природу тачбара — вряд ли.
«Майкрософт», может быть, и добавит в «Офисе» поддержку тачбар — но представляю, какой мат при этом будет стоять в Рэдмонде: они уже несколько лет безуспешно бьются над адаптацией своих продуктов под сенсорные экраны, а тут целый отдельный геморрой с одной маленькой фигулинкой, сделанной только потому, что маркетологи Apple сами запутались в разведении своих продуктов по разным нишам. Так что не факт.
А менее крупным компаниям и дёргаться смысла нет: в целом принципы ввода на «Маках» не поменялись, а адаптироваться под каждый интерфейсный чих — даже яблочный — никаких ресурсов не хватит. В конце концов, не у всех разработчиков есть гигантский офис в форме летающей тарелки в Купертино.
Проще подождать, пока Apple переживёт этот этап и вернётся на главную дорогу прогресса. Которая сейчас на самом деле довольно очевидна: ни один экран не должен быть не-сенсорным.
Лирическое отступление: почему все экраны должны быть сенсорными?
Мне на удивление часто приходится сталкиваться с практически агрессивным неприятием идеи сенсорным экранов у ноутбуков: «Зачем? Мне это не нужно. Только экран пачкаться будет».
Это, конечно, очень странно. Во-первых, если вам это не нужно и вы боитесь испачкать экран — просто не пользуйтесь сенсорным экраном. По крайней мере в случае с традиционными ноутбуками это по-прежнему не слишком обязательно.
Во-вторых, у планшетов тоже пачкается экран — но никто не призывает отказываться от их использования на этом основании. Всё вокруг нас пачкается, это неизбежно — люди вообще довольно грязные существа: мы потеем, мы дышим, и даже сама пыль вокруг нас на одну пятую состоит из чешуек нашей же кожи.
Тем не менее, человек постепенно привыкает к интерактивным поверхностям вокруг нас: от планшетов и смартфонов до стоек самостоятельного заказа в «Макдональдсе» и даже терминалов для покупки билета на электричку. Это становится настолько естественным, что обычный, неинтерактивный экран, находящийся на расстоянии вытянутой руки, начинает казаться странным анахронизмом. По крайней мере, привыкнув к сенсорному экрану на своём ноутбуке, я часто ловлю себя на невольных попытках ткнуть пальцем в чужой лэптоп или, например, проскроллить пальцами что-нибудь на экране внешнего монитора.
Разумеется, адаптация десктопных операционок и программ под них для сенсорного ввода до сих пор ниже всякой критики. В некоторых случаях софт далёк от сенсорного ввода как байкер Хирург от шенгенской визы: профессиональные программы вроде «Фотошопа» с его миллионом мелких элементов, по клику на которые открывается ещё полтора миллиона других мелких элементов, для адаптации под тач придётся перепроектировывать с нуля.
Но это не означает невозможности подобного или даже бесполезности — скорее только отсутствие стимула и воли это сделать. И тут как раз ресурсы, влияние и опыт Apple пригодились бы идеально: им не первый раз перекраивать индустрию, и сенсорные «Макбуки» смогут сдвинуть с места камень, в который Microsoft совершенно безуспешно упирается уже четыре года, так и не добившись того, чтобы десктопные приложения был одинаково удобны для управления с клавиатуры и сенсорного экрана.
Так что если Apple не сумеет к выпуску следующего поколения «Макбука» добиться прорыва в области сенсорных клавиатур, то переход на сенсорный экран выглядит практически неизбежным следующим шагом. Все другие варианты — это просто искусственное затягивание совершенно ненужного разрыва между мобильными и стационарными операционными системами.
P.S. Стоимость новых MacBook Pro в США — от $1499, в России — от 119 990₽. При заказе из США общая стоимость ноутбука с пересылкой «Почтой.ком» и с учётом таможенного сбора составит ~107 000₽. По традиции, при первом заказе — скидка $5 по промо-коду supergeek.
Автор: Pochtoy.com