Когда-то узкоспециальная аббревиатура ERP теперь получила широкую известность. Особенно в связи с постоянными призывами руководства страны к импортозамещению и необходимостью выделения для этого фантастических денежных ресурсов.
Как-то оказалось, что все системообразующие и крупнейшие предприятия не способны продолжать свою деятельность без замещения используемых у них программ SAP, Oracle, BAAN, Axapta и тому подобных.
Западные вендоры, а по-русски – поставщики этих программ лишили наши предприятия возможности продления лицензий, что казалось бы должно привести к невозможности их использования.
На самом деле это не так.
Присутствия в стране зарубежных поставщиков программного обеспечения не требуется для сохранения работоспособности предприятий!
Тогда, почему же возник такой ажиотаж по этому вопросу?
Допустим смелое предположение.
Ни на одном предприятии в полном объеме эти системы так и не заработали!
Не зависимо от прошедших лет использования «опыты по внедрению находились в завершающей стадии». Ситуация с внедрением систем ERP все более обострялась, потому что затраты на эти опыты не только превосходили полученный эффект, но ложились невосполнимыми убытками на баланс предприятия.
«В сущности говоря, ни один кролик никогда не видел Цветной Капусты. Правда, в кроличьей среде всегда жили слухи (хотя их и приходилось иногда взбадривать) о том, что местные туземцы вместе с засекреченными кроликами, работающие на тайной плантации по выведению Цветной Капусты, добились решительных успехов. Как только опыты, близкие к завершению, дадут возможность сажать Цветную Капусту на огородах, жизнь кроликов превратится в сплошной праздник плодородия и чревоугодия.»
Фазиль Искандер. Кролики и удавы
И в этот момент политическая ситуация преподносит такой подарок судьбы!
- Мы не можем завершить внедрение супер-дорогой и прогрессивной западной системы автоматизации предприятия, поскольку западный вендор покинул нашу страну и не позволяет продлевать лицензии на его продукт! – радостно заявили КОНСУЛЬТАНТЫ по внедрению и сопутствующие им системные интеграторы.
Вот выход и найден.
Теперь открывается новый цикл капитальных инвестиций. Необходимо вложить еще десятки миллиардов, чтобы разработать продукт, замещающий тот, который по сути так и не начал приносить пользу конкретному предприятию.
Реально используемые алгоритмы из богатейшей коллекции, имеющейся в распоряжении лидера корпорации SAP, настолько тривиальны, что могли бы быть реализованы любым отечественным коллективом за тысячную долю затрат.
На практике все так и происходит. Крупнейшие корпорации, в основном с существенным участием государственного капитала, приобретают в соответствии с выделенными возможностями набор модулей самых дорогих западных программ. В течение длительного времени осваивают выделенные инвестиции на внедрение. А в это время реальную учетную работу на предприятиях ведут на отечественных программных средствах. В конце концов, итоговые данные учета вводят руками в западную программу для получения отчетов в требуемом виде.
«Гора рождает мышь!»
И несмотря на такое положение эти продвинутые западные системы, в первую очередь SAP, имеют значительное распространение на просторах российской экономики.
Интересную информацию дает статья в Википедии про ERP.
«К середине 1990-х годов сформировался рынок консультационных услуг по внедрению ERP-систем, причём внедрением систем занимались не только сами производители программного обеспечения, но и консалтинговые компании. Так, в 1996 году в Andersen Consulting было 3200 консультантов по внедрению R/3, в самой SAP —2800, в PricewaterhouseCoopers — 1800, в Deloitte & Touche — 1400, а в 1999 году из 50 тыс. R/3-консультантов в SAP работало только 10 %[7].»
Произведем несложные подсчеты. Средняя зарплата консультанта SAP на Западе составляет $400 в день. Если используют приглашенного консультанта, то затраты следует увеличить вдвое, т. е. $800. 50 000 консультантов по $800 в день осваивают $40 000 000 в день. Что составляет $880 000 000 в месяц. И наконец в год это приносит в экономику компании SAP с окружением $10 560 000 000.
И это только на консультационных услугах в 1999 году!
Если добавить стоимость лицензий, сопутствующих услуг и умножить на коэффициент инфляции, то становится более ясным истинный источник доходов SAP.
В свое время создатель компании «1С» Борис Нуралиев так объяснял стратегию развития своей компании: «готовые продукты постоянно дешевеют, а услуги постоянно дорожают». Поэтому он постоянно развивает сферу услуг на базе своего продукта, не стремясь сделать его автономным.
Это вполне логично – если продукт будет просто, понятно и надежно реализовывать свои функции, то к нему не потребуются услуги и компания лишится основной части своих доходов. Рыночная подоплека такого подхода понятна. Она не требует ни осуждения, ни восхваления.
«Деньги не пахнут», и собирать их всеми доступными средствами задача участника рынка.
Но ведь на рынке присутствуют и те, с кого собираются эти деньги!
Практически вся рассеянная в различных СМИ, как печатных так и электронных, информация по этому поводу обслуживает этот рынок: тех самых добытчиков денег, которые указывают дорогу Буратино, как пройти туда, где находится Поле чудес.
Все издания живут с рекламных отчислений и публикуют исключительно материалы в интересах своих рекламодателей. Верить таким материалам можно исключительно с изрядной долей скептицизма, а в общем случае – глупо.
«Так ведь других же нет! – Так вот никаких и не читайте». В соответствии с рекомендацией профессора Преображенского мудрее будет просто не читать никаких «просветительских» изданий.
То же самое можно сказать про регулярно устраиваемые конференции «историй успеха» с приглашением чиновников и топ-менеджеров крупнейших корпораций, которые служат приманкой для тех наивных разработчиков, которые, в отличие от первых, платят немалые деньги за участие в этих мероприятиях.
Следует прочно усвоить, что весь маркетинг это ложь, по определению!
С давних времен купец на рынке «… Горазд орать, балясничать, Гнилой товар показывать С хазового конца. Нахвастает с три короба, А уличишь — отшутится…»
Как сказал однажды один из вендоров:
«Мои продавцы не иногда привирают. Они врут всегда! Потому что я им плачу за продажи." Что делать? Такая у них работа.
Автор: GreyProtos25