Штаб-квартира АНБ
Как известно, 6 июня газета The Washington Post опубликовала слайды из презентации PowerPoint, в которой речь идёт о секретной программе АНБ по наблюдению за гражданским населением. Якобы, в рамках программы PRISM девять интернет-компаний предоставляли АНБ прямой доступ к своим серверам для получения информации о пользователях: Microsoft, Yahoo, Google, Facebook, PalTalk, YouTube, Skype, AOL и Apple.
Одновременно газета The Guardian выложила в интернет засекреченное судебное постановление, по которому сотовый оператор Verizon был обязан предоставлять АНБ метаданные о звонках всех абонентов с апреля по июль 2013 года, с поставкой информации в ежедневном режиме (номера абонентов, время и продолжительность звонка).
Почти все вышеупомянутые интернет-компании мгновенно опровергли, что предоставляли государственным организациям «прямой доступ» к серверам. Это дало повод некоторым наблюдателям рассуждать о том, что АНБ могло работать через частного подрядчика — например, компанию Palantir (опровержение Palantir).
Новый дата-центр АНБ в штате Юта должен вступить в строй в сентябре 2013 года, он занимает площадь почти 10 гектаров и станет крупнейшим узлом в информационной сети АНБ, ориентировочная стоимость строительства оценивается в два миллиарда долларов. См. информацию на сайте АНБ
Вчера, 7 июня, скандал вышел на новый уровень. Премьер-министр Великобритании потребовал начать расследование по поводу того, что Центр правительственной связи GCHQ имел доступ к персональной информации на граждан, используя процедуру секретных судебных запросов АНБ через FISC (Foreign Intelligence Surveillance Court), как в случае с Verizon.
Директор национальной разведки США Джеймс Клэппер (James R. Clapper) выступил с официальным заявлением, в котором указал на неточности в газетных публикациях и назвал эти утечки «достойными порицания». Среди прочего, он заявил, что АНБ не осуществляло умышленной слежки за американскими гражданами. Судя по всему, позиция спецслужб такова, что АНБ действительно запрашивало у сотовых операторов информацию о звонках всех абонентов, но только для того, чтобы отфильтровать иностранцев — и осуществлять дата-майнинг только в отношении их, что совершенно законно.
Кроме того, Клэппер намекнул на возможность судебного преследования журналистов, которые опубликовали секретную информацию, как сейчас судят Брэдли Мэннинга, слившего в Wikileaks документы о военных преступлениях армии США. Под «секретной информацией» имеется в виду судебное постановление в адрес Verizon, подлинность которого АНБ признаёт.
Интересно, что две недели назад директор АНБ сказал, что их служба «единственная, которая НЕ следит за американцами». Мол, АНБ «не имеет технической возможности анализировать 420 миллиардов писем, которые американцы генерируют каждый день, хотя некоторые иностранные правительства пытаются это делать».
Президент Обама выступил в защиту АНБ и заверил американцев, что «никто не прослушивает ваши телефонные разговоры», а все действия спецслужб направлены на защиту страны от террористов. Мол, небольшая потеря приватности — неизбежная расплата за лучшую защищённость. Невозможно иметь 100% защиты и 100% приватности одновременно, объяснил президент.
Скандал быстро набирает обороты. В дело уже вступили Anonymous, которые выложили ещё 13 документов об активности американских спецслужб в 35 странах.
Вчера вечером официальные комментарии по поводу программы PRISM дали Марк Цукерберг и Ларри Пейдж.
Ларри Пейдж высказался резко: его заявление опубликовано под заголовком “What the ...?”. Он сказал, что вообще не слышал о программе PRISM до вчерашнего дня, а Google не участвует ни в каких правительственных программах, которые дают властям прямой доступ к серверам. Компания Google удовлетворяет требования спецслужб только в рамках закона. Юристы Google внимательно рассматривают каждый запрос на выдачу информации и часто заворачивают его обратно, если запрос слишком обширен (как в случае с Verizon). «Сообщения в прессе о том, что Google предоставляет открытый доступ к данным своих пользователей, — ложны, и точка, — пишет Ларри Пейдж, который одновременно занимает должность юридического директора компании (Chief Legal Officer). — До этой недели мы никогда не слышали о таких обширных запросах, какой получила Verizon — запрос, который требует от них выдачи записей о звонках миллионов пользователей. Мы с удивлением узнали, что такие запросы вообще существуют. Любые предположения, что Google разглашал информацию об интернет-активности наших пользователей в таком масштабе, — полная ложь».
Ларри Пейдж добавил, что Google по мере возможности публикует информацию о получаемых от государства запросах на сайте Transparency Report.
Автор: alizar