Нитсух Абеб из New York Magazine выяснил, почему на краудфандинговой платформе Kickstarer так популярны проекты кошельков. Madrobots.ru представляет перевод этого любопытного исследования, а также рассказывает о собственных кошельках Zavtra, сбор средств на которые идет прямо сейчас на Boomstarter.
Если у вас когда-нибудь найдется время и желание подробно изучить содержание разделов «Дизайн» и «Технологии» на популярной платформе Кикстартер, то вы обязательно заметите странную «кошельковую активность», царящую на этом ресурсе. Нет, о технологической пандемии пока говорить не приходится: кошелькам посвящено где-то 0,3% от общего числа. Однако на фоне миллиона различных вещей, никак не представленных на Кикстертере или представленных в единственном экземпляре, десятки кошельков – это весьма немало.
Сразу замечу, что «народные» бумажники отличаются большим разнообразием: здесь вы найдете и классические кожаные портмоне, и гибкие футляры для пластиковых карт, и зажимы для бумажных купюр самых разных форм и размеров, и плоские металлические кошельки, детали которых выполнены с помощью лазерной резки. Особенно впечатляет разнообразие используемых материалов. Кошельки здесь делают практически из чего угодно – от суперлегкого нановолокна Tyvek до ярких лоскутков от винтажных галстуков.
Глядя на эту кошельковую вакханалию, невольно задаешься вопросом о причинах такой безумной популярности бумажников среди «народных дизайнеров». Итак, для начала попытаемся понять, зачем вообще делают кошельки?
С этим вопросом я обратился к Джону Диматосу – представителю самого Кикстартера, курирующему проекты по дизайну и технологиям. В ответ Джон спросил меня: «Скажи, если тебе захочется создать обычный кошелек, ты уверен что легко сможешь это сделать? Разработка даже самого незамысловатого кошелька – это всегда определенная последовательность действий, которую ты должен пройти от начала до конца, – от черновой концепции до финального продукта. Далеко не каждому под силам правильно выстроить эту последовательность и успешно её реализовать.»
Оказывается, для многих начинающих дизайнеров создание кошелька – это своеобразный тест на дизайнерские способности. Здесь не требуется сложных чертежей, мудреной электроники или большого количества деталей. Обычно кошелек собирается из нескольких простых элементов, которые сшиваются нитками, скрепляются резинками или соединяются каким-нибудь другим способом. Простота конструкции кошелька и отсутствие высоких технологий открывают широкий простор для творчества, а незамысловатость форм позволяет постигнуть сами азы дизайна.
Тот же вопрос я задал Стефену Гринбергу, начинающему дизайнеру из Лос-Анджелеса, представившему на Кикстартере проект минималистичного кошелька Yubi. По его словам, проект компактного бумажника – это лучший способ набить руку на чем-то простом, чтобы использовать полученный опыт в более крупных проектах. «Работая над Yubi я совершил массу мелких ошибок, которые могли бы привести к более серьезным издержкам, будь это какое-нибудь сложное устройство. Имея в своем активе этот опыт, я без особых проблем запустил свой свой новый проект – оригинальную систему хранения пищевых контейнеров Stackerware».
Итак, для многих процесс создания собственного кошелька превращается в настоящую школу дизайна. Причем каждый начинающий дизайнер стремиться создать самый лучший кошелек на свете.
К слову, эта «бумажникомания» наблюдается не только на Кикстартере. В Стендфордском Институте Дизайна Хассо Платтнера (альтернативное название – «проект d.scool») имеется даже открытый мастер-класс под названием Wallet Project, в рамках которого любому желающему за полтора часа расскажут об азах дизайна и различных способах решать бытовые проблемы с помощью собственной креативности. Участники мастер-класса тестируют свои дизайнерские способности как раз на моделировании кошельков. По мнению Томаса Бота, сотрудника d.school, кошелек является идеальным объектом для обучения дизайну, так как его конструкция напрямую зависит от привычек, образа жизни и повседневных потребностей владельца. «Когда вы приходите в школу дизайна, – говорит Бот, – вам дают в качестве учебного проекта какую-нибудь простую вещь, вроде лампы или стула. Создание кошелька – это не только отличная школа дизайна, но и азы маркетинга. Чтобы ваш кошелек заинтересовал покупателя, он должен выделяться на общем фоне и воплощать в себе какую-нибудь оригинальную идею».
Для успешной реализации такого проекта даже не обязательно быть профессионалом в этой области и иметь за плечами хорошую школу дизайна. Между прочим, самый «денежный» кошелек в истории Кикстартера, собравший максимальную сумму пожертвований, был разработан кинорежиссером Джеком Саттером, который до этого вообще никогда не пользовался кошельками. «Долгие годы я носил свою наличность в кармане, обертывая пачку банкнот обычной канцелярской резинкой, – вспоминает Джек, – Однажды я заметил, что один мой приятель использует тот же метод, и у меня родилась идея TGT – «Тугого» Кошелька. На самом деле, это был просто более «цивильный» вариант моей резинки – более привлекательный на вид и приятный на ощупь, а также чуть более функциональный.
Но основная идея осталась той же: кошелек должен надежно удерживать наличность и пластиковые карты, легко помещаясь при этом даже в кармане узких брюк». Запуская проект, Джек назначил проходную планку в 20 тысяч долларов, планируя изготовить около 300-500 кошельков. Однако идея «тугого кошелька» неожиданно понравилась публике и собрав более 300 тысяч долларов пожертвований, Джек получил около 13 тысяч заказов.
Впечатляет, не правда ли? Фантастическая популярность маленького кошелька, созданного абсолютным дилетантом в дизайне, заставила меня задаться другим вопросом, почему люди вкладываются в «кошельковые» проекты?
В наш век электронных платежей и пластиковых карточек это может показаться странным, но огромная масса людей до сих пор активно пользуется традиционными бумажниками. На самом деле, сейчас кошельки чрезвычайно востребованы. Учитывая, что стоимость подобных аксессуаров в большинстве случаев вполне демократична, люди легко выкладывают денежки за возможность опробовать новый дизайн.
«Каждый из нас хорошо знает, для чего нужны кошельки, – замечает Диматос, – Но далеко не все довольны своими кошельками – многие хотят найти аксессуар, который будет для них максимально удобным – как тщательно подобранная ортопедическая обувь».
Небольшая рефлексия на тему кошельков обнаруживает серьезную бессознательную фрустрацию, с которой большинство из нас привыкло мириться. Будем честны, большинство традиционных кошельков очень неудобны в повседневном использовании. Год за годом, десятилетие за десятилетием крупные производители аксессуаров повторяют одни и те же ошибки, приучая нас к мысли, что не кошельки должны адаптироваться под нас, а мы под свои кошельки.
Конечно, в природе не существует идеального кошелька. Мы можем сколько угодно говорить об «идеальном весе», не оттягивающем карман, но в то же время достаточном, чтобы вовремя заметить пропажу. Можем рассуждать об «идеальном размере» кошелька: тютелька в тютельку, чтобы разместилось все самое необходимое, но в то же время не было занято ни одного лишнего миллиметра. Однако все наши «идеалы» напрямую зависят от образа жизни, привычек и окружения. Дизайн классического мужского бумажника окончательно сформировался в 40-50-х годах XX века. Однако с тех пор многое изменилось, и современный человек носит с собой гораздо меньше бумажной наличности и визиток, чем раньше.
Вот почему в наше время огромной популярностью пользуется концепция компактного кошелька. Как говорит Саттер, «Это должен быть такой кошелек, который не нужно вынимать из заднего кармана брюк и выкладывать на стол, когда садишься обедать.» Поэтому кошельковую демографию Кикстартера определяет дизайн в духе минимализма.
Но, если все кошельки решают одну и ту же задачу, то что отличает один «кошельковый» проект от другого?
Внимательно изучая все представленные на Кикстартере кошельки, можно увидеть, что каждый из них является своеобразной точкой баланса между различными потребностями пользователя. Каждый новый кошелек пытается собрать в себе наиболее удачные решения и отсеять неудачные. В результате, мы наблюдаем интересную эволюцию кошельков, в который происходит естественный отбор наиболее востребованных решений.
Так случилось и с нашим знакомым TGT, за которым последовали проекты Slim и Crabby. В основе всех трех кошельков лежит один и тот же принцип, но их дизайн различается весьма существенно. Благодаря такому многообразию, каждый может выбрать компактный кошелек по своему вкусу.
В этом, по-моему, и заключается основное преимущество краудфандинга – здесь не люди подстраиваются под новые тренды, разработанные в недрах крупных корпораций, а сами вещи адаптируются к потребностям людей, создавая для них максимально комфортное жизненное пространство.
Кошельки Zavtra от Madrobots.ru
Мы в Madrobots давно хотели попробовать себя в производстве. В 2014 году было две попытки: чайник и ТВ-приставка, но производство электроники оказалось крайне сложным и капиталоемким мероприятием.
Наша команда решила начать с малого. Этим малым стал бренд носимых аксессуаров Zavtra: тонкого кошелька и кошелька-накладки для смарфтона. Сейчас мы собираем пред-заказы на Boomstarter.
Компактный кошелёк:
Кошелёк-чехол:
Сегодня не нужны пачки наличных и стопки кредитных карт, поэтому классические кошельки, не помещающиеся в карман, безнадежно устарели. Обе версии Zavtra вмещают в себя главное и по-настоящему удобные.
Кошельки Zavtra сделаны вручную из натуральной кожи. Они не растягиваются от постоянного использования и сохраняют пристойный вид — с первыми образцами кошельков мы ходим больше года.
Поддержите нас: узнайте больше про Zavtra и сделайте предзаказ на странице проекта на Boomstarter.