Платёжная система Qiwi готовит продукты на базе семейства технологий лежащих в основе bitcoin, сообщил глава компании Сергей Солонин газете «Коммерсант». Уже в начале 2016 года элементы технологий blockchain или bitshares появятся внутри самой Qiwi, что удешевит для неё процессинговые услуги.
Инициатива Qiwi опубликована в «Коммерсанте» в день когда стало известно, что 9 крупнейших банков мира, включая Goldman Sachs и Barclays объединили усилия в рамках специально созданной нью-йоркской финтех фирмы R3. Финансовые гиганты разрабатывают фреймворк (платформу для объединения или создания финансовых продуктов) на базе технологий blockchain.
В отдалённой перспективе Солонин мечтает о выпуске массовой цифровой валюты — «битрублей».
Маркетинговая природа «битрублей» будет напоминать bitcoin, как минимум названием. Однако с технологической точки зрения Qiwi предприняла лоббистские и технологические усилия, чтобы их «битрубли» отличались от «настоящего bitcoin». Сергей Солонин предполагает, что «битрубли» можно вписать в российское правовое поле, для этого алгоритмы известные по bitcoin дорабатываются: «мы работаем над созданием системы идентификации пользователей криптовалют», — рассказал гендиректор и совладелец Qiwi.
Классическая цифровая наличная валюта не имеет центрального администратора, эмиссионного центра, а на монетах нет подписи их владельца — bitcoin анонимен.
По словам Солонина Qiwi провела неформальные встречи с представителями Центробанка. Содержание встреч «Коммерсант» не раскрывает. Qiwi направили письмо с описанием «битрублей» в силовые ведомства. Солонин не упоминает о встречах с парламентариями, а такие, вероятно, нужны. Первый пункт 75-й статьи Конституции РФ прямо запрещает запуск наличного продукта Qiwi в России:
Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Без изменения Конституции в России не могут появиться «другие деньги», вне зависимости от мнения ЦБ, банкиров и силовиков. Интересно, что Основной закон РФ не настаивает на «идентифицированных» деньгах. Наличные рубли точно так же легальны в России, как и безналичные, но в любом случае все они выпущены исключительно ЦБ РФ. Система идентификации и встречи в верхах, не делают «битрубли» Qiwi легальными для выпуска и использования в РФ.
27 января 2014 года ЦБ предупредил, что работа юрлиц с «виртуальными валютами» (любыми, не только bitcoin) будет рассматриваться им, как потенциальное участие в отмывании преступных доходов и в финансировании терроризма. Настоящий bitcoin может быть использован для проведения «сомнительных операций», — и сейчас напомнила пресс-служба ЦБ «Коммерсанту» слова главы банка Эльвиры Набиуллиной.
В октябре 2014 года Сергей Солонин раскрыл в «Ведомостях» свое отношение к bitcoin и их смысл для финтех рынка.
— За криптовалютами будущее, я считаю. Вопрос только в том, когда оно наступит. Я думаю, это вопрос 10 и более лет. Сейчас мы просто наблюдаем за тем, что происходит. В данный момент Qiwi не работает с криптовалютами — в соответствии с российским законодательством. Но я считаю, что системы типа Bitcoin могут сильно понизить стоимость транзакций и удешевить всю цепочку движения денежных средств.
Традиционными достоинствами наличных денег (криптовалюты — это их it-разновидность) действительно считают, например, дешевизну операций. Покупатель и продавец не спрашивают подтверждения оплаты у третей стороны — у банка, а мгновенно обмениваются деньгами и товаром.
Юридически российская платёжная система Qiwi работает на базе одноимённого «КИВИ Банка». Классической банковской деятельности «Киви Банк» не ведёт — он не привлекает вклады, не выдаёт кредиты и не поддерживает зарплатных проектов. Банк лишь обслуживает платёжную систему — иными словами запрашивает подтверждение оплаты у «третей» стороны. У тех банков, где держат свои счёта владельцы платёжных терминалов, у банков подключённых магазинов, у банков обслуживающих счета конечных розничных пользователей Qiwi.
До начала мобильной эры, уличные терминалы Qiwi часто были незаменимым средством оперативного внесения средств куда либо. К середине десятилетия с ними уже спорят мобильные платёжные клиенты традиционных банков. Для массы направления платежей транзит денег с той же «зарплатной» карточки через Qiwi больше не нужен. При этом популярность таких мобильных приложений как, например, «Сбербанк Онлайн» и Visa QIWI Wallet практически равна. Отсюда следует, что традиционные банки больше не будут давать Qiwi чувствительных для своих приложений преимуществ, они скорее дополнят собственные приложения новыми направлениями платежей и снизят розничную стоимость операций. Традиционная банковская механика теперь не помогает, а сдерживает развитие Qiwi. Нужна новая.