Российская ассоциация электронных компаний (РАЭК) в своем письме раскритиковала существующую версию поправок Роспотребнадзора к закону «О защите прав потребителей». Основная проблема с «недобросовестными» ретейлерами, по мнению РАЭК, связана с работой не отечественных, а иностранных онлайн-площадок в России.
Претензии о том, что потребители не получают полную информацию о товаре, преувеличены, говорится в письме. Тем более, существующее законодательство уже содержит нормы, которые в случае покупки некачественного товара через интернет позволяют отказаться от заказа в любое время до его получения и в течение семи дней после доставки.
По словам авторов письма, понятие «товарный агрегатор» в текущей редакции законопроекта необоснованно распространяется также на СМИ и форумы с информацией и отзывами о товарах. РАЭК предупреждает, что если законопроект будет принят в текущей редакции, это приведет к достаточно быстрому замещению отечественных интернет-агрегаторов зарубежными интернет-площадками, на которых не распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей.
Если покупатель сделал заказ, например, на «Яндекс.Маркете» и ему не понравилось качество товара, он сможет пожаловаться в Роспотребнадзор, а ведомство в свою очередь сможет заблокировать «Яндекс.Маркет», рассуждает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Торговые агрегаторы должны нести ответственность по закону «О защите прав потребителей», при том что они не продают товар, не получают за него денег, а лишь предоставляют интернет-сервис, поясняет он.
«Мы просто размещаем информацию о предложении продавца у себя на сайте. Агрегаторы не держат в руках этот товар и никакого отношения к нему не имеют», подчеркнул директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам Wikimart Денис Косенков.
«Мегамозг» писал, что в конце июня Роспотребнадзор опубликовал поправки к закону «О защите прав потребителей». Ведомство считает, что на российском рынке онлайн-ретейлинга есть «недобросовестные» магазины и агрегаторы. Они получают деньги на счет как посредники между продавцами и покупателями, но при возникновении проблем к ответственности их привлечь практически невозможно. Ведомство предложило ввести возможность блокировки таких сайтов и рассматривать интернет-ретейлеров как самостоятельный субъект ответственности.
Законопроект находится в процессе доработки. Так, в новой версии поправок уже отсутствуют пункты о блокировке онлайн-магазинов. Кроме того, Роспотребнадзор отказался от первоначального намерения закрепить за интернет-магазинами статус «поставщика». Теперь ведомство предлагает именовать такие площадки «агрегаторами товаров (и услуг) в сети интернет». Однако требование ввести ответственность по аналогии с оффлайн-магазинами в законопроекте остается.
Согласно отчету Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), общий объем рынка электронной коммерции в 2014 году составил 713 миллиардов рублей. Роспотребнадзор напоминает о том, что 30% покупок в сети интернет в 2014 году (на общую сумму около $6 миллиардов) пришлось на зарубежные онлайн-магазины. По прогнозам экспертов отрасли, ожидается дальнейший рост в этом сегменте. Поэтому, по мнению ведомства, сейчас самое время «навести порядок» в российской интернет-торговле.
По замыслу Роспотребнадзора, законопроект должен вступить в силу в январе 2016 года, передает РБК.
А пока Роспотребнадзор и российские интернет-ретейлеры выстраивают конструктивный диалог, зарубежные ecommerce-компании продолжают окутывать Россию своими логистическими сетями. Так, вслед за AliExpress и JD.com на российский рынок вышла еще одна торговая интернет-площадка из Китая — DHgate.com.
Автор: semen_grinshtein