Мои дедушка с бабушкой родились и выросли в СССР, и у них было очень простое представление об успехе. Они хотели найти работу и заниматься ею до конца жизни. Для них это был идеал, позволявший им оставаться в их зоне комфорта.
Они хотели простой и предсказуемой жизни: приходить в офис к 9 утра, изображать бурную деятельность, не высовываться, и уходить домой в 5 вечера.
Через два поколения и несколько десятков лет многое изменилось. Я ненавижу всё простое и предсказуемое, не люблю офисы, не хочу «не высовываться» и обожаю выходить за рамки зоны комфорта.
50 лет назад компаниям нужно было собирать всех работников под одной крышей, чтобы обеспечивать индустриальное производство. Сегодня всё больше людей понимают – если работник обеспечивает результат, его физическое местонахождение и количество рабочих часов не имеют значения.
В результате, появился новый класс работников: те, чьё положение и рабочее время ни от чего не зависят. Цифровые странники проводят время, путешествуя и работая – фрилансят на Бали, управляют бизнесом в Барселоне или работают на фирму из Сан-Франциско, находясь в Сингапуре. По всему миру нас таких тысячи, и я не представляю себе другой жизни.
Всё яснее становится тот факт, что время, проведённое в офисе и продуктивность не обязательно связаны друг с другом. Чего один работник может достичь за четыре часа, другой сможет только за восемь. Некоторые более эффективно работают утром, другие – вечером. Некоторым нравится работать в офисе, а другим – нет.
В компании ChameleonJohn.com, в которой я являюсь сооснователем, мы поощряем работников проводить время вне офиса. Мы удивляемся, если кто-то спрашивает, может ли он отлучиться на вечеринку к другу или к маме на день рождения. Если они выдают результаты, они могут делать, что хотят.
Неискушённому наблюдателю может показаться, что цифровые странники – ужасные работники. Они всё время летают, и до них можно не достучаться в нужный момент (во время ныряния или сёрфинга на телефон не поотвечаешь). Но я считаю, что верно как раз противоположное.
Люди становятся более счастливыми, когда они живут, где хотят, и проводят время за тем, что им нравится. В качестве цифрового путешественника вы можете создать подходящую вам жизнь. Любите сёрфинг – переезжаете в нужный город. Хотите путешествовать на мотоцикле – можете отправиться в шестинедельную поездку по Вьетнаму.
Прекрасный пример компании, работающей с сотнями удалённых работников – MySQL. Я немало общался с их генеральным директором Мартином Микосом, продавшим компанию в 2008 году за $1 млрд. В пике у них было 500 фултаймовых работников из 36 стран, и ни одного офиса. Его слова:
«Очень легко выглядеть занятым в офисе, посещая встречи, отвечая на емейлы и потребляя кофий. Но работая удалённо, вы будете отвечать только на один вопрос: „Где результаты?“. Кроме того, нанимая людей только из области залива Сан-Франциско, мы бы не смогли охватить всех самых талантливых разработчиков. А так мы можем нанять человека из любого места, и сэкономить уйму денег на аренде офиса».
Чем счастливее ваши работники, тем больше им нравится работа, тем больше они привносят инноваций и лучше относятся к клиентам. Такая бесспорная связь причины и следствия приводит к увеличению продаж и прибыли.
Мой адрес – не дом, и не улица
Я уже почти два года живу в путешествиях. За это время я объездил 25 стран. Проехал на мотоцикле по островам Таиланда и Филиппин, гулял по действующему вулкану в Индонезии, учился сёрфингу, получил лицензию глубоководного ныряльщика на островах Гили, узнавал новые культуры и познакомился с десятками прекрасных людей. А все мои вещи умещались в небольшой рюкзак (тот самый, с которым я когда-то ходил в школу).
Наше общество одержимо идеей владения. Как говорит Дэйв Рэмзи:
Люди покупают вещи, которые им не нужны, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на людей, которые им не нравятся.
Но я обнаружил, что владение вещами – вещь непрактичная. За ними надо следить, они привязывают вас к одному месту, и обычно это выходит дороже, чем арендовать их.
И у меня за последние два года не было постоянного адреса, поскольку я редко провожу больше месяца в одной стране. Я волен двигаться куда хочу и когда хочу. Я могу попасть из Таиланда в Японию, а потом в Индонезию, не задерживаясь на месяцы для продажи всех вещей и сдачи квартиры в аренду. Я просто покупаю билет и улетаю.
С распространением идеи странствующих работников, меняется и отношение к вещам. Компании вроде AirBnb (аренда домов и комнат), Vinted (продажа и обмен б/у одеждой), RelayRides (совместная аренда машин) набирают популярность. У них много преимуществ – от удобства для пользователей до избавления планеты от вредных выбросов.
Тысяча перспектив
После каждого приключения я думаю о том, что я увидел, чему научился и что из этого вынес. В Японии я узнал цену бескорыстия и заботы о ближних. В Мьянме я понял, что счастье определяется не деньгами. Во Вьетнаме узнал о важности семьи.
Этот опыт оказывает сильное влияние на мой подход как к жизни, так и к бизнесу. Это помогает мне видеть возможности для ведения дел за пределами западного мира, и создавать продукты для не очень богатых стран.
К примеру, Индонезия четвёртая страна в мире по количеству людей – 250 млн. человек. Но они рассеяны на 17000 островов, что представляет собой логистическую проблему для продуктов, приходящих на этот рынок. В Мьянме я увидел большой рынок на 65 млн. человек с огромным потенциалом. Интернет там очень медленный, а общественного транспорта практически нет. Страна готова для больших инноваций, после того, как она долго страдала под гнётом военной хунты.
Цифровые путешествия могут сделать мир меньше, а цифровые инновации – объединить людей.
Не будет времени лучше
Стив Джобс как-то сказал:
«Осознание того, что ты смертен – лучший из известных мне способов избежать того заблуждения, что тебе есть, что терять. Нет причин не следовать зову своего сердца».
Этим принципом я пользуюсь при принятии важных решений в своей жизни, и именно поэтому я стал странником.
Если вы когда-нибудь мечтали исследовать мир – настало время сделать это. Вам не придётся жертвовать своей карьерой. Тысячи людей готовы помочь вам, есть множество способов зарабатывать на жизнь, много вещей, которые можно испытать, и много мест, которые можно посмотреть.
Автор: SLY_G