Новый проект административного регламента исполнения Роскомнадзором функции по контролю за деятельностью организаторов распространения информации в Интернете наделяет этот орган дополнительными полномочиями. Так, Роскомнадзор получает возможность проводить внезапные проверки интернет-компаний, которые зарегистрированы в качестве организаторов распространения информации, пишут «Известия». Это почтовые сервисы, социальные сети, мессенджеры. Ведомство сможет проверять как факт хранения такими компаниями информации о приеме, передаче, доставке как голосовых данных, так и обычного текста, аудиозаписей, изображений. Кроме того, Роскомнадзор может изучать список зарегистрированных пользователей сервиса.
О планируемой проверке ведомство должно предупреждать компанию за сутки. Тем не менее, если уполномоченный орган считает это необходимым, проверку можно провести без предупреждения.
Стоит напомнить, что с 1 августа в силу вступили поправки в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О связи» и в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно этим законам, блогеры, чьи ресурсы посещает 3000 и более человек в день, обязаны соблюдать те же ограничения, которые разработаны для СМИ. Кроме того, в законодательстве предусмотрены требования для тех сайтов и систем, которые обеспечивают прием, передачу, доставку и обработку электронных сообщений пользователей Сети.
Как только такой сайт или сервис регистрируется в Роскомнадзоре в качестве организатора распространения информации, он обязан в течение полугода хранить «на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети интернет». За невыполнение этого правила предусмотрен штраф (для юрлиц — до 500 тыс. рублей).
Для того, чтобы считаться организатором распространения информации, частное лицо не обязательно должно являться гражданином России, а компания не обязательно должна иметь в РФ юрлицо.
Заместитель главы Роскомнадзора Максим Ксензов уже заявил, что основные российские информационные ресурсы уже зарегистрировались. Так, соответствующую процедуру добавления в специальный реестр прошел «ВКонтакте», сервисы «Яндекса», Mail.ru Group. Кроме того, Роскомнадзор направил уведомления о необходимости регистрации в качестве организатора распространения информации Facebook, Gmai, Twitter.
Информация о фактах обмена сообщениями, по новым правилам, должна храниться на серверах в России. И к этой информации у Роскомнадзора должен быть доступ — в случае необходимости, телекоммуникационная компания должна предоставить доступ сотрудникам ведомства как на территорию, так и в служебные помещения. Проверка не может продолжаться более 30 дней, но в случае необходимости Роскомнадзор может продлить ее на 20 суток. Если же в процессе проверки имуществу компании нанесен ущерб, то такая компания имеет право на возмещение ущерба. Проверяемые компании могут также обжаловать действия сотрудников Роскомнадзора в суде.
По словам юриста Российской ассоциации электронных коммуникаций Максима Буянова, в документе упоминается только два основания для проверки: «Это обращение [в Роскомнадзор] органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, или истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения».
Автор: marks