Эту драгоценную информацию мы собирали на протяжении последних 12 месяцев и подготовили детальный обзор 20 крупнейших раундов финансирования европейских технологических компаний в 2014 году. Наслаждайтесь и делитесь с коллегами.
2014 год уже далеко позади, но кроме самых значимых событий, произошедших в мире европейских ИТ-компаний за прошлый год, есть смысл разобраться и с крупнейшими раундами инвестиций.
Delivery Hero, расположенная в Берлине онлайн-платформа в области доставки еды, по праву занимает первое место в списке, подняв колоссальные $523 миллиона инвестиций только за прошедший год. Должны отметить, что мы умышленно не включили Rocket Internet в список, представленный ниже, даже несмотря на то, что компания продала достаточно большую часть пакета акций накануне их октябрьского первичного публичного размещения на бирже (IPO).
Краткий анализ
На графике выше видно, что в 2014 году три европейские компании в сумме привлекли более миллиарда долларов финансирования (и на одну из них приходится больше половины этой суммы). Мы также видим, что в прошлом году не менее двенадцати компаний получили более $100 миллионов инвестиций. Тринадцать, если включить Westwing, которая близко подошла к этой планке, подняв $96,5 миллионов. Восемнадцать компаний получили более $75 миллионов.
Стоит отметить, что торговые площадки и проекты, занимающиеся электронной коммерцией, остаются популярными: более половины компаний в списке можно отнести к этим категориям. Три компании в списке занимаются исключительно онлайн-заказами и доставкой еды, к ним относится и уже названный numero uno (Delivery Hero, Takeaway.com и Foodpanda).
Другими популярными сферами деятельности являются платежные системы и финансовые технологии (Adyen, Klarna и Borro), а также разработка программного обеспечения (Scytl, ironSource, Blue Yonder и ElasticSearch).
География крупнейших раундов финансирования 2014 года
Из пяти крупнейших раундов финансирования 2014 года три произошли в Германии (должны отметить, что два из них связаны с берлинскими компаниями семейства Rocket Internet, нацеленными на зарождающиеся рынки Юго-Восточной Азии и Африки), один – в Нидерландах, и один – в России.
Если взглянуть на двадцатку главных фандрайзинговых кампаний 2014 года, видно, что первое место по количеству компаний в списке уходит Германии (шесть штук), за которой следуют Великобритания и Нидерланды, от которых в списке представлены по три компании. Скандинавские страны тоже показали себя, учитывая, что в список включены две шведские и две датские компании (удивительно, но нет ни одной финской). Испания, Израиль, Россия и Франция имеют по одной компании в списке.
Ниже представлен подробный список двадцати крупнейших раундов финансирования европейских технологических компаний в 2014 году:
Delivery Hero (Германия) в сумме привлекла $523 миллиона за три раунда, проведенных в 2014 году ($88 миллионов в январе, $85 миллионов в апреле и колоссальные $350 миллионов в сентябре). Основанная в мае 2011 года Delivery Hero хочет захватить все набирающую популярность сферу онлайн-заказов еды. На сегодняшний день компания привлекла $635 миллионов, и направит эти средства на укрепление своего влияния по всему миру.
Разумеется, быстрое распространение по всему миру требует больших затрат. В условиях сильной и постоянно нарастающей конкуренции в сфере онлайн-заказов еды маркетинговые затраты оказываются достаточно высоки. Отсюда и денежные вливания.
Но $635 миллионов менее чем за 4 года? Что такого знают их инвесторы, чего не знаем мы?
Инвесторы: Vostok Nafta, Insight Venture Partners, Phenomen Ventures, Team Europe, Kite Ventures, Ru-net, Tengelmann Ventures, Holtzbrinck Ventures и Point Nine Capital.
Adyen (Нидерланды) привлекла $250 миллионов. Стартап, занимающийся международными платежами, извлекает выгоду из своего быстрого роста: за прошедший год компания, расположенная в Амстердаме, удвоила количество обрабатываемых платежей и свою прибыль.
Adyen создала платформу, которая позволяет компаниям принимать платежи со всех точек земного шара. Компания заключила партнерские соглашения со всеми главными компаниями-эмитентами кредитных карт, а также с местными платежными системами по всему миру. Adyen нужны деньги, чтобы начать работать во всех уголках мира и получить преимущество над большим количеством зарождающихся компаний-конкурентов.
Инвесторы: General Atlantic, Index Ventures, Felicis Ventures и Temasek Holdings.
Lazada (Германия) привлекла $250 миллионов. Несмотря на свой поразительно быстрый рост, платформа электронной коммерции в Юго-Восточной Азии по-прежнему находится на ранней стадии. Гиганту розничной торговли Lazada нужны деньги, чтобы удержать и закрепить лидирующие позиции на ключевых рынках (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам).
Компания сообщает, что с июня 2014 года продажи, или, скорее, валовая выручка (GMV), от товаров, реализованных через вебсайт или мобильные приложения, выросла в два раза.
Инвесторы: Temasek, Rocket Internet, Verlinvest, Kinnevik, Tesco, Tengelmann Ventures, Summit Partners и Access Industries.
Ozon (Россия): $150 миллионов. Генеральный директор Ozon Group Маэль Гавэ (Maëlle Gavet) рассказала в интервью, что капитал будет направлен на ускорение роста компании. И как же интернет-магазин таких размеров как Ozon собирается это сделать?
Разумеется, инвестируя в логистическую инфраструктуру (хранилища, пункты приема и так далее), расширяя ассортимент и увеличивая скорость доставки, снижая при этом цены. С уверенностью можем сказать, что для этого требуются значительные денежные средства.
Инвесторы: АФК «Система» и подконтрольная им телекоммуникационная компания МТС.
Jumia / Africa eCommerce Holding (Германия) привлекла $150 миллионов. Компания Jumia, штаб-квартира которой расположена в Берлине – это интернет-магазин, представляющий большое количество категорий товаров: от одежды до электроники, на территории Африки. 1500 сотрудников компании работают в десяти различных странах.
Являясь частью Africa Internet Group, лидирующего интернет-объединения в Африке, Jumia гордится своей собственной логистической инфраструктурой и автопарком. Рост интернет-магазина с большим количеством «оффлайн» элементов (как в случае с Ozon и Lazada) стоит больших денег – отсюда и такая сумма финансирования.
Инвесторы: Summit Partners, Rocket Internet, Millicom и Africa Internet Group (AIG).
Kobalt Music Group (Великобритания): $140 миллионов. Kobalt собирает лицензионные выплаты от имени 2000 известных личностей и компаний, например, Пола Маккартни, Disney, Dr. Luke, Макса Мартина, Дэйва Грола, Maroon 5 и Skrillex'a.
Kobalt начала делать шаги к самостоятельному созданию объектов интеллектуальной собственности, за которые она получает авторские гонорары. Сегодня Kobalt следит за соблюдением авторских прав на более 600000 песен. Чтобы это число стало еще больше, компании требуется существенные инвестиции.
Инвесторы: Balderton Capital и частная инвестиционная фирма Майкла Делла MSD Capital.
Momondo Group (Дания) подняла $130 миллионов. Momondo Group (основанная в Дании, но расположенная в Великобритании), являющаяся прародителем туристических сайтов с онлайн-бронированием Cheapflights и Momondo, не так давно искала покупателя.
В октябре прошлого года компания получила $130 миллионов из частного бостонского инвестиционного фонда Great Hill Partners. После привлечения средств Momondo оценивается в $210 миллионов. На полученные деньги компания планирует совершить несколько сделок, чтобы продолжить свое развитие.
Инвесторы: Great Hill Partners.
Klarna (Швеция): $120,5 миллионов. Компания Klarna, штаб-квартира которой расположена в Стокгольме, позволяет тысячам онлайн-магазинов принимать платежи от миллионов покупателей по всей Европе.
Исключение банков как посредников из цепочки оплаты – дорогое предприятие. Еще Klarna требуется экстра-финансирование для того, чтобы оплатить приобретение немецкой системы SOFORT и переезд в новые офисы в Стокгольме.
Инвесторы: Sequoia Capital, General Atlantic и Atomico.
Borro (Великобритания): $112 миллионов. Borro – это онлайн-платформа, позволяющая людям брать деньги в залог дорогих часов и других предметов роскоши.
Генеральный директор Borro Пол Эйткен (Paul Aitken) поведал TechCrunch, что собранные деньги пойдут на расширение бизнеса на рынках Великобритании и Соединенных Штатов, а также на увеличение объема денежных займов, которые сможет предоставлять Borro.
Инвесторы: Victory Park Capital, Canaan Partners, Eden Ventures, European Founders Fund, Augmentum и Ribbit Capital.
Scytl (Испания) по результатам трех траншей раунда С привлекла в сумме $104 миллиона. Компания Scytl, штаб квартира которой находится в Барселоне – это мировой лидер по проведению безопасных онлайн-голосований и модернизации процесса выборов, обладающий огромным количеством патентов в этой сфере.
Scytl заявляет, что её решения успешно использовались в более чем 35 странах по всему миру за последние 10 лет, но есть еще большее количество стран, которые могут по достоинству оценить современные и безопасные технологии модернизации процесса выборов. Свежие капиталовложения должны поспособствовать дальнейшему развитию компании.
Инвесторы: Vy Capital, Adams Street Partners , Industry Ventures, Vulcan Capital соучредителя Microsoft Пола Аллена и SAP Ventures.
Takeaway.com (Нидерланды): $103 миллиона. Как в случае с Delivery Hero (см. выше), Takeaway.com хочет распространить свой сервис по доставке еды по всему миру, а для этого требуются капиталовложения в персонал, офисы и рекламу.
Еще одной причиной такого прибыльного раунда Takeaway.com стало приобретение ею сайта Lieferando.de – одного из самых крупных сервисов по доставке еды в Германии.
Инвесторы: Macquarie Capital и Prime Ventures.
BlaBlaCar (Франция): $100 миллионов. Сервис BlaBlaCar позволяет путешественникам искать попутчиков на автомобилях, предоставляя им номера сотовых телефонов или электронную почту водителей, для урегулирования вопросов стоимости поездки.
Рынки аренды авто и совместных поездок в Европе (и не только) быстро наполняются мощно финансируемыми конкурентами, создающими угрозу бизнесу BlaBlaCar. Чтобы остаться впереди и начать работу в других странах: Турции, Бразилии и Индии, BlaBlaCar нужны дополнительные деньги на счете.
Инвесторы: Index Ventures, Accel Partners, французский фонд ISAI и Lead Edge Capital.
Westwing (Германия): 72 миллиона евро / примерно $96,4 миллиона. Westwing – это интернет-магазин предметов интерьера и декора, которому требуется большое количество денег на хранение товаров, их рассылку и маркетинг.
Компания Westwing является частью семейства Rocket Internet и поэтому имеет относительно легкий доступ к «кошелькам» богатых инвесторов – партнеров немецкого инкубатора.
Инвесторы: Odey Asset Management, Fidelity Worldwide Investment и Tengelmann.
ironSource (Израиль) привлекла $85 миллионов. Компания, расположенная в Тель-Авиве, занимается разработкой программного обеспечения и помогает разработчикам распространять и зарабатывать на их десктопных и мобильных приложениях. В офисах компании, расположенных по всему земному шару, работает примерно 450 человек, а ежегодный заработок компании составляет около $250 миллионов.
Это было их первое финансирование (продажа вторичных акций с участием Carmel Ventures не в счет), и деньги пойдут на наём работников, развитие линейки продуктов и расширение компании до интернационального уровня.
Инвесторы: Неизвестное объединение стратегических и институциональных инвесторов из Америки, Европы и Китая.
Foodpanda (Германия) привлекла $80 миллионов за два раунда в 2014 году. Потому что компании семейства Rocket Internet, работающие в развивающихся индустриях, хорошо финансируются. Вот почему. Так же как и в случае с Delivery Hero и Takeaway.com (представленными в этом списке), Foodpanda хочет распространить свою сеть доставки еды по всему миру, а для этого нужны вложения в персонал, офисы и рекламу.
Инвесторы: Rocket Internet, Falcon Edge Management, Phenomen Ventures и Kinnevik.
Truecaller (Швеция) привлекла $78,8 миллионов за два раунда. Truecaller позволяет пользователям смартфонов определять входящие звонки и управлять списком контактов. Сервисом пользуются около 85 миллионов людей по всему земному шару, больше половины из которых приходится на Индию. Каждый день количество пользователей Truecaller увеличивается на 200 000 человек.
Компания привлекла сначала $18,8 миллионов, а затем еще $60 миллионов с целью стимулировать дальнейший рост на территории Соединенных Штатов, Индии и Европы.
Инвесторы: Sequoia Capital, Atomico и Kleiner Perkins Caufield & Byers (KPCB).
Blue Yonder (Германия) привлекла $75 миллионов. Компания Blue Yonder, занимающаяся Большими данными и основанная в 2008 году физиком-ядерщиком Майклом Файндтом (Michael Feindt), обратилась к нью-йоркской инвестиционной фирме Warburg Pincus за спасительными $75 миллионами, чтобы расширить влияние компании на глобальном рынке.
Инвесторы: Warburg Pincus.
Tradeshift (Дания): $75 миллионов. Tradeshift предлагает программное обеспечение для B2B-торговли и сотрудничества, и на сегодняшний день объединяет 500 000 компаний.
Чтобы распространить свое влияние в Азию, в частности, в Японию, Tradeshift нужна была рука помощи, которую им протянула сингапурская венчурная фирма Scentan Ventures, и не только инвестировала большие суммы, но и предложила партнерство, чтобы помочь с развитием бизнеса в регионе.
Примечание: По данным Комиссии по Ценным Бумагам и Биржам, Tradeshift могла получить еще дополнительные $30 миллионов, просто к моменту публикации данные не были подтверждены. Есть вероятность, что в 2014 году компания привлекла в сумме $105 миллионов.
Инвесторы: Scentan Ventures, Notion Capital, Ru-net, Kite Ventures, Intuit и PayPal.
ElasticSearch (Нидерланды): $70 миллионов. Компания Elasticsearch предлагает продвинутый свободно распространяемый поисковый и аналитический движок, используемый такими крупными компаниями как Facebook и The Guardian.
Для масштабирования им нужен дополнительный капитал, в частности, от инвесторов с большим опытом работы с открытыми продуктами и корпоративным программным обеспечением. Полученные деньги пойдут на дальнейшие разработки и коммерческую деятельность по всему миру.
Инвесторы: New Enterprise Associates (NEA), Benchmark Capital и Index Ventures.
FarFetch (Великобритания): $66 миллионов. FarFetch – это интернет-магазин для независимых модных бутиков. Компания, чья штаб-квартира расположена в Лондоне, поведала TechCrunch, что инвестиции пойдут на интернациональное расширение в Соединенные Штаты, Бразилию и Азию, а также на многоканальный маркетинг.
Инвесторы: Vitruvian Partners, Condé Nast International и Advent Ventures.
Другими заметными раундами финансирования, анонсированными в этом году, стали: SoundCloud (заявила о $60 миллионах), Prezi ($57 миллионов), Arago ($55 миллионов), iZettle ($53,5 миллионов), Huddle ($51 миллион), HelloFresh ($50 миллионов) и Moovit (также $50 миллионов).
Примечание: Когда размер финансирования объявлялся в евро, мы конвертировали эту величину в доллары США по текущему курсу.
Автор: frii_fond