Ян и Эд Ленджил — семейная пара из Великобритании, занимающаяся организацией отдыха на природе в выходные дни, организовала кампанию на известном ресурсе для краудфандинга Kickstarter для сбора денег на новый вид домиков выходного дня. Но вместо наплыва желающих провести время в необычной обстановке предприниматели испытали на себе всю мощь юридического гнева законников из компаний Warner Bros. и Tolkien Estate.
Всё дело в том, что Ленджилы, занимающиеся люксовыми кемпингами (которые они называют «glamping», glamorous camping), решили порадовать своих потенциальных клиентов возможностью остановиться в доме, одновременно напоминающем старинное англо-саксонское строение pit-house (по сути, землянка) и… хоббичью нору! Ведь Дж.Р.Р. Толкин не с нуля придумывал свою вселенную Средиземья — уютные быт и жизнь хоббитов как раз напоминают старый уклад англосаксов.
Остатки подобных землянок часто находят на территории Великобритании. Хотя, если раньше считалось, что большинство людей жило в таких домах, то теперь исследователи склоняются к мысли, что они в основном играли роль хранилищ и других нежилых помещений.
В ролике под весёлую музыку, стилизованную под средневековье, Ян Ленджил и консультант по истории Алан Бакстер показывают пасторальные виды и рассказывают о том, как новые постройки для гламурного кемпинга класса люкс перенесут посетителей в неспешное аутентичное средневековье. Конечно, за исключением всех современных удобств.
Но недолго музыка (которую предприниматели позаимствовали из фильмов П. Джексона) играла, и после распространения информации об идущей компании на неё напали юристы, владеющие всеми правами на произведения Толкина. Неудивительно — ведь Ленджилы свободно использовали названия типа «hobbit hole», «hobbiton» и другие отсылки к творчеству Профессора.
В результате руководство Kickstarter приняло решение убрать кампанию с сайта до окончания разбирательств. Но предприниматели довольно быстро пошли навстречу законникам. Им просто пришлось убрать все упоминания о хоббитах и Средиземье из роликов, кампании и со своего сайта. Теперь жилища будут называться poddit hole, а весь кемпинг — Podditon, и находится он будет в местечке «Centre-Earth».
В кампании присутствуют призы от £2 до £1000. Жертвователи сумм до £80 получат благодарности и футболки, а более щедрые — право провести одну или несколько ночей в новом кемпинге, который должен появиться в графстве Суффолк уже в этом октябре.
Кампания вернулась на Kickstarter, сегодня до её окончания остаётся 10 дней. Но на этом её проблемы не закончились. Представители владельцев копирайта остались недовольны переименованием, и требуют других названий вместо «poddit» и «centre-earth», которые не должны рифмоваться с «hobbit» и вообще как-либо перекликаться с творчеством Толкина. Ленджилы настаивают на том, что они уже достаточно сильно прогнулись под требования юристов, и дальнейшие их требования не являются разумными.
Это, конечно, не первый случай проблем с копирайтом, связанным с творчеством Профессора. В 2011-2012 годах голливудские владельцы прав на произведения писателя ополчились на мелких предпринимателей по всей Великобритании, где в изобилии водятся пабы и другие публичные заведения, в названии которых присутствует слово «Hobbit». При этом некоторые заведения носят их уже десятки лет. Кроме того, исследователи отмечают, что слово и существо «hobbit» встречалось в местном фольклоре ещё до того, как в 1937 году Толкин впервые использовал его в своих произведениях.
Кстати, также в октябре этого года на прилавках сайтов появится новое произведение Толкина, которое было найдено среди его рукописей, и ещё ни разу до этого не издавалось. Оно выйдет 27 октября под названием «The Story of Kullervo», под редакцией исследователя творчества Толкина, Верлина Флигера.
Автор: SLY_G