Вообще-то любой хороший программист должен быть в изрядной степени психоаналитиком. Процесс уточнения постановки задачи зачастую уж больно специфичен. Надо класть заказчика на кушетку и спрашивать: «Почему вам этого хочется?», «Хотите поговорить об этом?», «Давно у вас такие идеи?» и т.п. Это всё не смешно, потому что именно так всё и происходит, только без кушетки.
bash.im/quote/434593
Перво-наперво мне следует извиниться перед теми, кто, возможно, ожидал этого поста месяц или два назад. Действительно, я не рассчитал своих сил – учеба, экзамены, курсовые, работа, командировки – все это не только отняло время, но и опустошило мои запасы творческих сил, которые, к счастью, постепенно восстанавливаются. Однако же за это время произошли некоторые вещи, которые вошли в последнюю часть, и которые не были бы описаны, не случись этой задержки.
Кроме того, хочу принести извинение за те неточности, которые я допустил в предыдущей части в отношении технологии Swype. Если верить Википедии первоначально технология была доступна на Windows Mobile платформах и множестве Android устройств. С выходом iOS 8 Swype стал доступен пользователям iPhone и загружается как дополнительная клавиатура. Но, во-первых, Swype идет как дополнение (не нативно), а во-вторых, и дополнение не доступно на версиях прошивки, не поддерживающих дополнительные клавиатуры, так что, когда я сказал, что до iPhone технология не дошла, то не сильно погрешил против истины. Тем не менее, прошу прощения у всех, кого мог зацепить своим неосторожным высказыванием. Технология набора текста в Windows Phone 8.1 называется Word Flow.
Как и обещал, последняя часть посвящена ведению конспектов лекций при помощи OneNote, а также тех персональных и групповых удобств, которые дарует облачный сервис Microsoft. Заключительный пост состоит из глав:
Крах Великого Комбинатора
Отличник анатомии ЦНС
На земле, на воде, в воздухе
И еще об облаке
Из психологии рефлексов
Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть первая
Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть вторая
Крах великого комбинатора
Ну вот и начался новый учебный год, новое образование, и совсем новая для меня тема, и новые люди кругом. Учиться, как всегда, я пришел с планшетом, тогда еще IPad’ом, но быстро сменил его на Samsung ATIV, как и писал об этом в предыдущем посте. Поначалу у меня вызвало недоумение вид OneNote’а в планшетном режиме, казалось, что в магазине это выглядело как-то по-другому. Оказалось – достаточно обновиться до 8.1 (и, наверное, еще какие-то обновлялки поставились) и OneNote приобрел в планшетном режиме привычный теперь мне вид – с его вкладочками, книжечками, и записями. Скрины лекций с планшета я размещал в предыдущем посте, но в общем планшетный OneNote похож на облачный (который OneNote Online), оценить который читатели смогут, пройдя по ссылке в конце статьи, открывающей доступ к моим лекциям по психологии в облаке.
Итак. Когда я начал писать лекции и обнаружил что планшетный OneNote отказывается даже запускаться без ввода учетных данных Microsoft, а также что он постоянно синхронизируется куда-то, да еще и заметил заманчивое синенькое облачко в колонке быстрого доступа проводника, я начал догадываться, что за видимым миром существует еще новый и неизведанный – мир облачного хранения информации (Платон назвал бы его миром эйдосов). Да, был и до этого DropBox, но использовался он в основном для перекидывания книг с компьютера на планшет, и подобных целей. Толком там ничего не хранилось, просто в отсутствии флешки или кабеля использовался интернет. Когда же я полез узнавать, что за зверь этот OneDrive и открыл свою учетку в браузере, я увидел новый (дивный) мир, в котором не просто можно хранить информацию и использовать его как флешку, а также просматривать, создавать, редактировать файлы, ну и читать свои сообщения из Скайпа. Но меня конечно больше заинтересовала возможность работы с записными книжками OneNote. Когда я увидел, что на книжки можно дать ссылки с разграничением доступа в голове моей нарисовался план, который затмил бы собой Нью-Васюки, да и некоторые другие проекты Великого Комбинатора.
Мысль моя простиралась таким образом. Мне представлялась Единая Перманентно Пополняемая и Исправляемая Групповая База Конспектов Лекций с Разграниченным Доступом и иже с ним. Мне мнилось, что те лекции которые я буду писать послужат базой для всех одногруппников, и сами уже они (одногруппники) будут дополнять и исправлять мои лекции, тем самым каждый сможет пользоваться трудами всей группы, и Никогда и Ничто не может быть потеряно, потому как если кто-то один пропустит какой-то кусок лекции, то другой, уловивший эту часть, впишет ее в лекцию, или поправит неправильно записанное.
Для реализации этой великой цели были подготовлены две записные книжки. Первая — оригинальная книжка, в которой я собственно пишу лекции, и выкладывать ее для редактирования мне не хотелось (ох уж эти пользователи!). Вторая книга представляла копию первой, в которую копировались лекции через компьютер из оригинальной. Только эта вторая уже была с доступом на редактирование для всех пользователей (получивших ссылку). Конечно, создавались определенные неудобства, такие как необходимость вручную синхронизировать книжки (и, да, я всерьез подумывал – что в Майкрософте не могли додуматься сделать функцию синхронизации между двумя книжками??), а потому получался некоторый временной гэп, между актуальной версией книжки и текущей. Тем не менее, ради Великой Идеи я готов был терпеть.
На общую почту были высланы ссылки для доступа в обе книги и краткое объяснение о порядке использования обоих книжек. Сейчас, перечитывая то письмо, вижу, что не особо-то призывал всех делать Коллективную Базу Конспектов, но, помню, что для меня то это было настолько очевидно, что не было смысла и разжевывать даже. Котаны, вот книга, которую можно редактировать и дополнять, вот в которую можно смотреть… Что еще? Айда всем миром делать конспекты!
Конечно, план был наивен. Никто, разумеется, даже близко не мог понять всей прелести коллективной работы, и даже не полезности коллективных лекций, а просто – как это круто! Так что, сколько я не синхронизировал книги – никто ни строчки в них не дописал и не исправил.
Однако же открылась другая польза от книги, открытой для редактирования. На одном из предметов нас разбили на команды и каждой команде дали задание написать сценарий и сыграть спектакль сказки про репку в разных жанрах. Команда мне досталась горячая, каждый предлагал свой сценарий, и в итоге мы договорились выложить свои варианты в запись этой лекции в моей книге. Одногруппницы писали свои варианты сценариев в OneNote Online прямо в браузере. Ну а мне они попадали прямо с доставкой на устройство при синхронизации. Уииии.
Отличник анатомии ЦНС
Немного времени прошло до тех пор, покуда я обнаружил, что, помимо планшета, OneNote стоит у меня по умолчанию на Lumia. Пиктограмма программы открывала быструю заметку в личной записной книге, а до уровня открытия других книг надо было еще полистать несколько раз назад. И, тем не менее, все мои лекции присутствовали как на планшете, так и на телефоне, автоматом качаясь из облака.
Надо сказать, что в учебе начал появляться сложный период, обусловленный интересными предметами под названием «Анатомия ЦНС» (и туда же «Физиология ЦНС»). Если «Физиология ЦНС», рассказывающая о механизмах передачи сигналов в центральной нервной системе была еще хоть сколько-нибудь логичным предметом (особенно для ИТ-шника), то «Анатомия ЦНС» была просто адом. Наша нервная система, горемычно формировавшаяся в процессе эволюции по принципу «что выросло, то выросло», обладает феноменальной нелогичностью строения и расположения элементов, порой обнажая самые уязвимые места и защищая бесполезные. Кроме того открывались все эти элементы в разные времена начиная с незапамятных веков нашей и ненашей эры, и называются именами тучи канувших в лету ученых и медиков. Прибавьте к этому очень специфические термины, которые характерны для медицинских предметов – нельзя просто сказать передний и задний, надо говорить вентральный и дорсальный; нельзя сказать боковой и центральный, нужно латеральный и медиальный и т.п.
От такого объема информации
Стоит ли говорить, что при минимальных усилиях этот предмет был успешно сдан и зачтен?
На земле, на воде, в воздухе
Ну да, я то конечно справлялся с анатомией, но как же те мои друзья и будущие коллеги, которые меня окружали? Конечно, они могли просто учить, но никому ведь не хочется из-за досадной ошибки получить оценку ниже, а потом досдавать. Чем же я помогал им?
Ну, во-первых конечно это непосредственно мои лекции, ссылку на которые имели все (а со временем мне стали частенько напоминать, что пора бы синхронизировать планшетик, а то де свежие лекции не появились). Естественно я испытывал удовольствие от того, что на контрольные по анатомии приходили с распечатками моих лекций, но все же хотелось поделиться с ними всеми методами и инструментами, которые могли бы помочь им добиться тех же результатов.
Изучая все возможности открывшейся передо мной «облачной» долины, я поставил и работал с OneNote на всех устройствах, за которыми проводил хоть сколько-нибудь времени. Разумеется, я работал со своими записями на телефоне и планшете, а так же и на стационарных компьютерах на работе и дома. Это было безумно удобно, каждый девайс выполнял свою функцию и был по-своему удобен. Например, я использовал стационарные компьютеры, когда я готовился к экзаменам, и копировал лекции в отдельный раздел, называя страницы раздела тематично и удалял из них всю графику (текст без графики в телефоне отображался нормальным шрифтом по формату телефона, а с графикой страница отображалась «как есть», т.е. часто приходилось по ней елозить, чтобы найти нужное место). Кроме того я делал жирным иили выделял цветом ключевые слова и названия субразделов, что б глаза цеплялись при беглом взгляде. Телефон использовался на контрольных и экзаменах самизнаетекак, а планшет – как электронная тетрадь, и для повторения лекции в вагоне метро.
Конечно, хотелось, чтоб не только мне доступны были эти щедрые плоды прогресса, но и моим дорогим друзьям, соученикам. Был разработан план по подсадке одногруппников на электронные записи не только в браузере, но и на персональных девайсах (а там, глядишь, и исправления пойдут). Для этого я зарегистрировал новый аккаунт в OneDrive, используя в качестве учетной записи ящик от групповой почты, и расшарил с этим новым замечательным групповым пользователем свои книжки. Был разработан и разослан всем одногруппникам документ, озаглавленный «Краткая инструкция по работе с электронными записями», в котором описывалась процедура подключения моих книжек к OneNote на стационарных компьютерах и на гаджетах, использую новосозданную учетку. Однако, даже и к этому пользователи отнеслись без должного внимания, хотя несколько позже я уговорил некоторых просто скачать OneNote на свои девайсы, а остальное посулил настроить сам.
Благодаря этому я могу выложить скриншоты моих лекций с разных устройств – iPhoone, Lumia. Как выглядят записи в браузере – можете посмотреть сами, ссылка на лекции в облаке в конце статьи (а от владельцев Android устройств я так и не добился картинок).
И еще об облаке
Один из преподавателей, совсем даже не молодой человек, сказал, что у нас должна быть электронная библиотека группы, в которой должна быть собрана вся литература по курсу. От такого пафосного, но очевидного заявления от человека вдвое старше у меня задергался глаз. Действительно, частенько литература бывает найдена кем-то одним, и у него же и остается, или скидывается на групповую почту, но потом вновь и вновь в общий чат пишутся запросы на какую-то книгу, которую уже давно выложили. Я решил проработать вопрос с библиотекой, и в первый момент у меня в голове вспыхнул образ (как скриншот) открытого проводника, где в колонке быстрого доступа под синеньким облачком OneDrive покоится на верхнем уровне папочка «Общая». И ведь наверняка же она для чего-то нужна…
Сказано – сделано. В общей папке была создана подпапка «Библиотека группы», в которую я стал скидывать все электронные книги, которые через меня проходили. Для каждого автора создавалась своя папка, в которую кидались файлы, названные так же как произведение в них содержавшееся. Традиционно на общую почту была отправлена ссылка для доступа к библиотеке и краткая инструкция по ее пользованию. Теперь, как всегда, требовалось увлечь пользователей, поэтому, когда кто-то спрашивал, в общем чате про какую-нибудь книжку по курсу, я, позевывая, отвечал, что эта книга уже тыщу лет лежит в библиотеке группы. Просьбы выслать на почту игнорировались.
Этот хинт прижился достаточно быстро, и я сам удивился, когда одногруппники уже между собой говорили «да оно лежит в библиотеке» или «попроси Диму – он положит в библиотеку».
Из психологии рефлексов
Как я недавно узнал из курса ВНД (высшая нервная деятельность) у любого высшего животного (в том числе и человека) существуют безусловные рефлексы, которые удовлетворяют некоторые его потребности (у животного только первичные потребности, у человека еще есть вторичные). Всего есть три группы безусловных рефлексов – витальные, зоо-социальные и рефлексы саморазвития. В последнюю группу входит очень интересный рефлекс подражания или имитации, стимулом (пусковым механизмом) к которому является дефицит информации. В результате эволюции сформировалось три уровня подражания: делай как сосед, делай как родитель и делай как вожак. Насчет последнего был проведен интересный эксперимент (боюсь немного исказить ход эксперимента, поскольку воспринимал его на слух, но суть передам).
На определенной территории разместили стаю обезьян, и лишили их лакомства. При этом экспериментаторы закапывали на территории лакомство и оставляли определенную метку, по которой его можно было найти. Они вычленили в стае самую низкоранговую обезьянку, и научили ее распознавать эти метки, и откапывать лакомство. Далее происходила следующая ситуация: обезьянка находила метку, откапывала лакомство, начинала хавать, сбегались остальные, давали ей по шее и отнимали еду, она шла искать дальше. Так происходило некоторое время, и ситуация оставалась довольно устойчивая. Затем экспериментаторы взяли вожака стаи, отделили его на время и научили его распознавать метки и откапывать лакомство, а потом снова вернули на территорию эксперимента. И что же они получили через некоторое время, исходя из предпосылок, изложенных мной в предыдущем абзаце? Правильно! Теперь вся стая занималась тем, что копала себе лакомство!
К чему я об этом рассказываю? Да к тому, что я более шести месяцев ходил учиться с планшетом, и хоть моими лекциями пользовались, но смотрели все же диковато. И стоило один раз нашей альфа-обезьянке (старосте) попробовать печатать лекцию на маке, как сразу же еще несколько человек стали пользоваться электронными устройствами для конспектов. Моей задачей стало убедить их пользоваться OneNote вместо (о, ужас!) Word и Evernote. Здесь я вступил в битву со всей доступной мне энергией, показывая, как удобно расположены книжки, вкладки, записи, возможность посмотреть записи на любом устройстве и т.п. И это был только первый этап.
Когда двое, постоянно посещающих лекции, близких мне друзей, начавшие пользоваться ноутбуками для записи лекций, стали пользоваться OneNote, следующим этапом было донести до них, что есть замечательная возможность шарить книги с разграничением доступа, так, что у каждого оказывается полный набор конспектов другого. Справились и с этим, и это уже было куда как проще, чем мои первые попытки донести до людей в группе прогресс (ага, ну да, надо же было с самого начала действовать через лидера, но кто же знал?). Теперь мы наслаждаемся конспектами друг друга, что, надо сказать, очень сильно выручает, поскольку сентенции некоторых философских предметов не всегда понимаются всеми однозначно, а иногда, перечитываешь их и не понимаешь вовсе. Теперь есть прекрасная возможность сравнить свои заметки с заметками соседа, и, что характерно, разный стиль записей у разных людей позволяет либо по-новому взглянуть на какое-то утверждение, либо осознать его.
Была так же создана и книга для общих записей, доступная на редактирование всем участникам концессии. В ней мы размещаем интересные статьи, списки любимых книг, фильмов, интересные статьи и ссылки. А, кроме того, когда всей группой готовились к истории психологии, и староста компилировала ответы на билеты, вся группа получила здоровый вордовский файл, а наш уютни лампови кружок вкладочку в общей книге, озаглавленную «История психологии», с шестью десятками страниц – каждая к своему билету. Простота поиска нужного билета и подготовки к экзамену зашкаливает.
На этом, дорогие друзья, заканчивается мой цикл статей по этой теме. По меньшей мере, до тех пор, пока не наберется достаточно материала для нового поста. С удовольствием продолжу делиться с вами опытом, как только он появится, и постараюсь ответить на все вопросы, связанные с этим и предыдущими постами. Как и обещал, выкладываю ссылку для доступа в облако для чтения моих лекций по психологии – ту же самую, которую получили и мои одногруппники в начале года. Успехов вам в учебе и освоении новых знаний!
Ссылка на конспекты лекций по психологии в облаке
P.S.
Эмоциональное выгорание на работе начинает достигать пиковых значений, что предполагает более частое оглядывание по сторонам в поисках нового места работы. С одной стороны, это всегда выручало – по началу много нового и интересного, с другой стороны понимаешь, что скорей всего везде все более-менее одинаково, и через полгода-год либо становится скучно, либо слишком умное начальство блокирует все твои начинания или выбрасывает проект, над которым ты работал. Хотелось бы найти компанию, в которой все по-другому или какой-нибудь уютный стартап, в который можно вложить свои силы, и свободное время. Резюме прикладываю.
Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть первая
Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть вторая
Автор: dskozin