Две крупнейшие краудфандинговые платформы в России - Boomstarter и Planeta. У каждой из них свой путь и своя философия работы с проектами народного финансирования. Однако в последнее время пути компаний стали все чаще пересекаться, свидетельством чего являются неосторожные высказывания основателя Boomstarter в адрес Planeta. Начинается активная борьба за рынок, а бороться есть за что: по данным TheTabb Group, мировой оборот рынка краудфандинга в 2014 году достиг отметки $10 млрд. Хотя в России пока всё скромнее: эксперты оценивают оборот рынка краудфандинга в стране в 160-180 млн рублей.
Кто лучше?
В начале своего пути сервисы развивались параллельно и вполне дружелюбно сосуществовали.
Planeta была интересна очень узкому кругу людей - музыкантам, художникам, поэтам, артистам, режиссерам. То есть творческим людям. Достаточно сказать, что основателем Planeta является бас-гитарист группы “Би-2” Макс Лакмус. Это и определило стартовый вектор развития ресурса - работа с творческими людьми и миром
Но последние год-полтора тематика проектов Planeta сильно расширилась - появились спортивные, научные, кулинарные кампании, добавились совместные проекты с крупными компаниями, например, с “Мегафоном” и Lipton.
Такие изменения наверняка заметили и на Boomstarter.
Для привлечения авторов, которые выбирают на какой площадке запустить свой крауд-проект, оба ресурса начали мериться своими показателями. Так, в конце июня основатель Boomstarter Руслан Тугушев рассказал, что “услугами краудфандинговых платформ в России пользуется около 1 миллиона человек, из них половина выбирает Boomstarter, еще 300 тысяч – другой популярный портал Planeta”.
По собственным данным компаний, которыми они поделились с Roem.ru, видно, что Planeta собирает денег больше чем в два раза по сравнению с Boomstarter, хотя по количеству запущенных проектов уступает. Авторы проектов с большей охотой выбирают сервис Boomstarter, однако в 2014 году уже нет соотношения проектов “один к трём” в пользу Boomstarter, как было годом раньше.
Преимущество перед Planeta.ru Boomstarter практически потерял.
Суммы сборов платформ Boomstarter и Planeta в 2012-2014 годах (млн. рублей)
Количество запущенных проектов на платформах Boomstarter и Planeta в 2012-2015 годах
Более скромные показатели Boomstarter по сборам отчасти объясняются другой схемой сбора денег. Здесь проект получает финансирование только в случае, если автор собрал 100% или более запрошенных денег. Философия проекта: “Всё или ничего”. А на Planeta работает концепция “50%+”. “Если собрана хотя бы половина заявленной суммы и автор гарантирует выполнение всех обязательств перед аудиторией, деньги мы готовы выплачивать, - говорит один из менеджеров проектов Planeta. - Очень часто автор по ходу сборов находит ресурсы или таких партнеров, которые обеспечивают реализацию проекта даже без 100% сбора”.
На примере это выглядит следующим образом: вы хотите издать книгу, для чего необходимо собрать 100 тысяч рублей. Если вы на Boomstarter собрали 99 тысяч, то проект считается неудачным, вы не получаете ничего. А если на Planeta соберете 50 тысяч (и более) и гарантируете, что обязательства перед спонсорами будут выполнены, то сможете получить собранные средства.
Еще один фактор, который влияет на сумму сборов Planeta, - благотворительные проекты, которые запускаются на площадке, считает Алексей Дубровский, со-основатель и руководитель портала о крауд-сервисах crowdsourcing.ru. Boomstarter же благотворительность краудфандингом не считает, и таких проектов на сервисе нет.
Накрутка показателей и оппозиция к власти
Генеральный директор Boomstarter Руслан Тугушев считает, что никакого конфликта у его площадки с Planeta нет. “У каждого из нас свой путь, - говорит он. - Это только бизнес и ничего личного”.
А в недавнем интервью Roem.ru Тугушев обвинил Planeta в накручивании счетчиков и записал сервис в противники власти:
Как бы Planeta ни накручивала счетчики, 50% во всех этих сборах — это благотворительность, на которой они не зарабатывают, то есть, у них нулевая ставка по обслуживанию таких проектов. Мы прогосударственные, мы за государство, они против, у них очень много оппозиционных проектов. Мы разные ниши занимаем. Места, на самом деле, хватит для всех. Общий объем рынка, который мы охватили сейчас — всего 2%.
Позже Тугушев пояснил:
Счетчики - это бизнес-показатель. “Накручивают” в данном случае значит, что Planeta показывает, сколько собрала. Этот показатель у них объективный, но вот зарабатывает Planeta только с половины. Здесь вопрос о коммерческой эффективности, которая и завышается.
С лёгкой руки гендиректора Boomstarter сервис Planeta получил статус “оппозиционного”, хотя на Planeta не раз запускались патриотические проекты (например, интернет-портал о ветеранах Великой Отечественной войны), партнерами сервиса выступали проправительственные организации.
Никакой особой информационной войны между “Бумстартером” и “Планетой” на данный момент нет, считает Дубровский из crowdsourcing.ru. Но у обеих платформ есть амбиции и борьба за лидерство в отечественном краудфандинге, профессиональные разногласия, конкуренция за авторов и в пиар-активности.
Две платформы исповедуют различные философии краудфандинга и поэтому между ними бывают публичные стычки и упреки.Нет четких правил краудфандинга. Есть общее понятие и принципы, а вот, что можно, а что нельзя - такого нет. Платформы ищут свой путь, активно экспериментируют. У одних лучше получается работать с государством, у других - с “селебрити”. И обе платформы стараются перенимать успешный опыт конкурента.