Это – очередной материал и серии транскриптов нашего подкаста «Звук» [1, 2, 3]. Сегодня мы публикуем четвертый выпуск (от 9.01.2014): Дмитрий Кабанов и Тимофей Шиколенков обсуждают домашнюю технику и говорят о базовых аспектах аудиосистем для дома, обращая внимание еще и на телевизоры, проекторы и экраны.
Дмитрий: Хорошо, в прошлом выпуске мы детально обсудили тему профессионального оборудования. И, может быть стоит еще раз подчеркнуть тот факт, что некоторые люди слишком зацикливаются на своей «жадности к качеству», которая и заменяет удовольствие от прослушивания.
Тимофей: Тут, скорее, не «жадность к качеству», а некая своя попытка видения качества.
Дмитрий: Да. Свое мнение, которое ведет к тому, что человек слишком сильно концентрируется на профессиональном оборудовании, и, по сути, получается так, что он «гоняет по городским улицам на болиде Формулы 1».
Тимофей: Пытается, во всяком случае. Плохо получается, очевидно, но очень хочется.
Дмитрий: В такой атмосфере [говоря образно] не особо отдохнешь, и комфорт обычного седана утерян.
Тимофей: Да, замечательное сравнение. Хорошо демонстрирует, как можно использовать что-либо не по назначению.
Действительно, люди забывают, ради чего они покупают аудиотехнику. Они не задумываются о том, что будет дальше. Они смотрят на какие-то графики, ориентируются на какие-то мнения, цифры. В первую очередь, нужно понимать, что звук, который издают акустические системы, должен нравиться, если мы говорим про домашнюю аппаратуру. Если он не нравится, значит, «миссия не выполнена». Можно попытаться себя уговорить:
«Мне это все-таки нравится, мне это должно нравиться, потому что тут такие цифры клевые. Мне это очень-очень-очень должно нравиться, потому что это очень-очень хорошие характеристики».
Все это можно повторять сколько угодно раз, но правда неумолима, и себя уговорить очень сложно. Можно звать знакомых и хвастаться: «Посмотрите, какие у меня клевые колонки, посмотрите, какие у них характеристики». Когда остаешься один, не получается расслабиться и просто послушать любимую музыку с удовольствием, приходится делать что-то другое, потому что «для удовольствия» это оборудование не годится.
Дмитрий: Мне кажется, сегодня стоит обсудить домашнюю технику, домашние кинотеатры. Это было бы интересно еще и с той точки зрения, что мы уже много раз подчеркивали, что есть цена, по которой можно [но сложно] принять решение о покупке, есть характеристики, которые можно посмотреть в паспорте продукта, но…
Тимофей: … от которых мало проку, к сожалению.
Дмитрий: Да, проку мало. Нужно приходить в специальные комнаты прослушивания и слушать самостоятельно. А тема домашней техники, домашних кинотеатров интересна еще и в контексте мифов, которые с ней связаны. Люди часто путаются в разных цифрах и составляющих домашних кинотеатров: 5.1, 7.1 и т.д.
Тимофей: Прежде всего нужно разобраться в терминологии.
Дмитрий: Обязательно. С этого стоит начать.
Тимофей: То, что до точки в 5.1, 7.1 – это акустические системы, которые воспроизводят средние и высокие частоты, то есть основной звук. То, что после точки – это сабвуфер – то, что воспроизводит низкий бас и создает дополнительный объем.
Тот факт, что человеческое ухо плохо локализует низкие частоты, и является частой причиной наличия одного сабвуфера в домашних системах. Понять, откуда идет «буу», непросто: что-то взорвалось, кто-то прыгнул, или вертолет пролетел. Локализацию, на самом деле, дают именно средние и высокие частоты. Высокие частоты наиболее точно локализуются человеческим ухом, низкие частоты – хуже всего. Мы не можем понять, откуда они идут. Именно поэтому у нас есть колонки и сабвуферы.
Если рассматривать мифы, то есть такое явление как дешевые комплекты домашнего кинотеатра «в одной коробке», которые являются просто набором акустики для домашнего кинотеатра. Иногда с проигрывателем каким-то, вряд ли очень приличного качества, и в сабвуферах низкие частоты оказываются не такими уж низкими, как хотелось бы, к сожалению.
Если мы смотрим на остальные колонки, которые воспроизводят исключительно высокие частоты и краешком «цепляют» середину, то такой сабвуфер может выдавать низкие частоты лишь «частично». Это, конечно, ужасно. Я не понимаю, на что рассчитывают те, кто покупает эти комплекты.
Кажется, что кинотеатр – тема очень простая. Мы берем дешевые колонки, так как в основном в фильмах идет какое-то «ля-ля»: для воспроизведения человеческого голоса супер-оборудования не нужно, если только это не пение.
Комната прослушивания в московском салоне Аудиомании (м. Электрозаводская)
Если что-то «бухнуло», для этого у нас стоит сабвуфер, который «бухнет», и все. На самом деле, если система собрана правильно [а у нас периодически инсталляторы собирают в шоуруме комплекты], приходит клиент… и после прослушивания ему уже не хочется идти в кино.
Наверное, нужно понять, из чего состоит домашний кинотеатр…
Дмитрий: Да, мне кажется, нужно просто разложить это все по элементам, хотя бы на простыми словами. И, может быть, дать пару рецептов, как подходить к выбору кинотеатра.
Тимофей: Начнем с того, что поскольку речь идет о кино, мы все это видим, а не только слышим. Тут все вроде достаточно просто: либо это телевизор, либо проектор. Других вариантов нет. С телевизорами все вроде более-менее понятно. Все понимают, что такое телевизор, как его выбирать. Понятно, что есть 3D-телевизоры, хотя вся эта история, как по мне, не имеет никакого смысла, потому что кроме каких-то очень красивых демороликов и «Аватара» смотреть [в 3D], на самом деле, нечего.
Раньше кинотеатр IMAX был не сильно популярен, потому что было мало 3D-фильмов, но было огромное количество образовательных короткометражек длительностью по 40 минут. Они были потрясающие, потому что снимались именно в IMAX, так, как нужно [для этого формата]. Для кого-то это неважно, а для меня очень важно: все должно быть в фокусе, весь кадр.
Дмитрий: Да, это очень важно, иначе просто глаза ужасно устают.
Тимофей: А сейчас и нет 3D-фильмов, в которых действительно все в фокусе. Может быть, меня поправят, но кроме «Аватара» я ничего такого не знаю. Все остальное – обычное кино. Задний план «размылен», крупный план и передний план – в фокусе.
Иногда фокус переводится туда-сюда. Для 3D-фильмов, мне кажется, это вообще недопустимо. Что это за перевод фокуса? Зритель должен видеть все, я сам решу, куда мне переводить фокус. Мои глаза решат. Я куда захочу, туда и посмотрю.
Дмитрий: В этом случае часто создается ощущение персонажей, вырезанных из картона. Как раз размытый задний фон и создает такое ощущение.
Тимофей: Хуже то, что сейчас появляется огромный потенциал у компаний, которые берут 2D-фильмы и делают из них 3D. Замыленый фон они никуда не денут, он уже размыт. Можно сделать так, что зрителям в специальных очках будет казаться, что он действительно сзади, а актер крупным планом находится ближе. Но это не 3D-кино.
Дмитрий: Да, на самом деле я ждал какого-то прорыва от «Хоббита», но получилось то же самое.
Тимофей: Да, получилось то же самое, что и всегда.
Дмитрий: Даже не смог досмотреть его.
Тимофей: Люди очень хотят сэкономить.
Дмитрий: Поэтому, если мы говорим о домашней технике, получается, что КПД здесь близок к нулю.
Тимофей: На мой взгляд, про 3D можно просто забыть, это забавная игрушка, с которой все уже познакомились. Если [у кого-то] есть телевизор, который превращает 2D в 3D, [то сейчас с ним уже] поигрались и выключили, а 3D-очки пылятся где-то на полке.
С проекторами ситуация еще хуже. Я не видел домашних 3D-проекторов, от которых не уставали бы глаза. У меня есть возможность посмотреть и очень дорогие комплекты, и очень дорогие проекторы с самыми современными технологиями: к сожалению, то 3D, которое дают проекторы сегодня, очень некомфортно для просмотра.
Я не знаю, что будет дальше, но думаю, что все будет зависеть от производителей фильмов. Если они поймут, что делают что-то не то, и начнут снимать нормальные качественные 3D-фильмы типа «Аватара», то, наверное, и индустрия аппаратуры немного подстроится, потому что сейчас нет смысла вкладывать в это действительно большие деньги.
Дмитрий: Наверное, «Аватар» был таким пиковым моментом, который просто выбился из общей картины, и все еще просто не успели подтянуться. Поэтому, мне, кажется, [до появления качественного 3D] у нас будет еще лет 5 минимум.
Тимофей: Я очень надеюсь, что это так. Потому что «Аватар» был не вчера и не год назад, осталось-то всего немного подождать. Верится с трудом, потому что, видимо, эта история была переоценена [в плане ожиданий], с одной стороны, и недооценена в плане расходов самими студиями, с другой стороны. Получается, что нужно вкладывать очень большие деньги, а вероятность того, что они отобьются, очень мала.
Дмитрий: Есть шанс, что в 3D будет создаваться большое количество мультиков, которыми занимается тот же Pixar. Это гораздо проще.
Тимофей: Да, так и есть. С мультиками проще, потому что они рисуются на компьютере, сейчас уже других не бывает. Но не все смотрят мультики. И разворачивать всю индустрию только для тех, кто их смотрит… не знаю, не знаю.
Про 3D я предлагаю забыть сразу. С телевизорами все понятно: если есть телевизор, значит можно на нем что-то смотреть. Хотя, как по мне, настоящий домашний кинотеатр – это большой экран, а большой экран на телевизоре – это пока все-таки очень дорого. Это намного дороже, чем средней руки проектор и большой экран [для проектора]. Чтобы получить бОльшую диагональ, мы должны купить значительно более дорогой телевизор.
В случае с проектором мы говорим про домашние условия, где размеры не 100 квадратных метров, а 20, максимум 30, и тут мы можем купить действительно большой экран и получить бОльшую диагональ. Про экраны тоже можно говорить очень долго.
Экраны – это целый отдельный бизнес. Бывают как дешевые, так и дорогие экраны. Конечно, кто-то может вешать простыню вместо экрана, но достаточно просто один раз посмотреть на недешевый экран, чтобы понять, за что берут такие деньги. Я тоже не до конца это понимал, пока мы не оборудовали в шоуруме зону кинотеатра с очень дорогим экраном. Это отражение и контраст. Казалось бы, все это дает проектор, но не все. Купив другой экран, можно получить совершенно другой результат с тем же самым проектором.
Экран для проектора Digis Velvet создан специально для домашних кинотеатров – полотно обеспечивает максимальную цветопередачу, не деформируется и не образует волн, потому и стоит дороже «офисных» аналогов
Дмитрий: Ну, да. Тут как всегда – нужно смотреть самому.
Тимофей: Да. [В тему экранов] не будем углубляться, она большая и отдельная. Что касается проекторов: тут существует забавный миф о том, что все проекторы одинаковые. А кинотеатральные проекторы – продукт маркетинга.
Это не маркетинг. Матрицы, которые стоят в проекторах, имеют физическое разрешение: количество точек по горизонтали и вертикали. Когда мы подаем на вход проектору отличное [от его физического] разрешение, начинается преобразование, чтобы вписать картинку в то разрешение, которое может показать проектор. Любое преобразование – это ухудшение качества. Об этом всегда нужно думать. Это работает как в случае со звуком, так и с видео. Конечно, тут включаются математические алгоритмы.
Нужно помнить, что, покупая проектор для офиса, мы получаем проектор разрешения офисного компьютера, и для кино это не всегда подходит.
Дмитрий: Разве что смотреть Youtube.
Тимофей: Youtube вообще можно на чем угодно смотреть. Даже с HD Youtube не настолько хорош, насколько может быть хорош качественно записанный фильм. Поэтому нужно понимать, что современный проектор для кино – это Full HD 1920x1080. Это уже стандарт. Любой другой офисный проектор, рассчитанный на показ презентаций, даст очень большую разницу в качестве [в сторону ухудшения качества] за счет преобразований.
Дмитрий: А есть что-то уже с 4k?
Тимофей: Да, уже есть, но фильмов пока нет. Есть Ultra HD, которые преобразовывают изображение, улучшая его. Они увеличивают разрешение математическими алгоритмами, и на глаз – смотрится лучше.
Это та история, когда стоят 2 проектора, приходит клиент, садится, ему включают один, он говорит: «Здорово! Вообще замечательно!» Включают другой, он видит разницу. Тут он узнает, что разница в цене [у проекторов] в два с половиной раза: «Это очень дорого». Включается обратно первый проектор. И человек понимает, что он уже не готов идти на это, он уже должен задуматься, где ему взять еще немного денег.
Кинотеатральный проектор Sony VPL-HW40ES поддерживает Full HD и 3D
Действительно, разница есть. Конечно, каждому свое. Вообще меня несколько раз спрашивали коллеги, которые связаны непосредственно с продажами, что делать в следующем случае:
Клиент говорит: «Я хочу кино дома. Какой проектор мне нужен? Я вот тут выбрал один, он вроде клевый, дешевый». Я [в таких случаях] говорю: «Если у тебя ограничен бюджет, ты лучше купи б/у проектор, пусть это будет не Full HD, но он будет кинотеатральный».
Есть, опять же, вопрос про лампы. Все говорят: «Ой, а там лампа. У нее же срок годности ограниченный». Но никто эти тысячи часов, в которых измеряется срок службы лампы, не пытается поделить на дни, а потом эти дни на месяцы и месяцы на годы.
Я несколько лет назад купил б/у проектор, и там стояла лампа, которая использовалась ранее. До сих пор я даже до половины ее срока службы не дошел. При том, что я кино смотрю каждый день практически, я киноман. Ну, не каждый день, но через день, это точно.
Я думал, что покупаю б/у-шный аппарат, значит, надо купить лампу. Купил лампу, она у меня лежит на полке. Зачем я ее купил, я не знаю.
Дмитрий: Наверное, она рассчитана лет на 5-7. Может быть, даже и больше.
Тимофей: Да. Даже если смотреть кино по полдня. Но нужно понимать, что надо затемнять помещение – плотные шторы или что-то более серьезное.
Дмитрий: Скажем так, нужен определенный ритуал.
Тимофей: Да. Сейчас, конечно, ближе к зиме этот ритуал автоматически будет доступен всем, потому что утром вы ушли на работу, вернулись вечером – уже темно. Можно смотреть кино.
Дмитрий: Ну, что, переходим к звуку?
Тимофей: Да. С проекторами, я думаю, все понятно. Главное: если это кино, то должен быть кинотеатральный проектор. Как бы вам ни казалось, что это дороже. Там тоже очень много тонкостей, хотелось бы обо всем поговорить, но, может быть, в следующий раз, если возникнут вопросы у наших слушателей.
Про звук, мне кажется, история гораздо более длинная, как ни странно. Мы уже начали говорить, что существуют однокоробочные комплекты для домашнего кинотеатра, но я не представляю, кто и зачем может их покупать.
Дмитрий: Мне кажется, история про звук просто богаче, потому что здесь нет таких проблем, как мы уже озвучили про 3D. Здесь просто существует огромное кличество различных решений и подходов к оформлению фильмов.
Тимофей: Верно. Во-первых, нужно понять, как обстоят дела с источником [звука]. Еще буквально несколько лет назад были дисковые DVD-проигрыватели, сейчас они уже практически умерли. Я не знаю, кто сейчас ими пользуется. Наверное, уже никто.
Есть Blu-ray, но эти диски достаточно недешевые, и все идут за ними на torrent-трекеры. У нас пока еще нет культуры платить за контент, хотя тот же iTunes сейчас предоставляет возможности скачивать качественное видео. Тут проблем нет, раньше просто так нельзя было. Сейчас появился iTunes, и то – сколько лет он «появлялся»? Потому что в каждой стране свои права.
Дмитрий: Да, в России совсем недавно в полной мере все заработало. И Apple TV позволяет приобретать как просто лицензию для воспроизведения в режиме потоковой трансляции, так и в прокат брать [фильмы].
Тимофей: Да, я пользовался и пользуюсь. Вообще Apple TV это очень клевый проигрыватель. Не в том смысле, что он лучший по качеству, но он очень удобный в смысле сочетания с другой аппаратурой Apple. Я достал из сумки iPad, включил какой-то ролик на Youtube, и все у меня на экране воспроизводится. Это очень здорово.
Дмитрий: Просто то время, которое мы тратим на поиск тех же торрентов…
Тимофей: Потом скачивание, перекачивание на флэшку, с флэшки по сети…
Дмитрий: Конвертация и все остальное. Заплатить за все это 30 рублей…
Тимофей: Не все люди готовы посчитать, сколько стоит их собственное время. Может быть, в процессе взросления они начинают понимать, что время их жизни стоит денег. Если заплатить сейчас и не тратить его на эту ерунду со скачиванием и перекачиванием, то реально можно продлить жизнь. Свою.
Дмитрий: Это даже дешевле, чем в автобусе проехать.
Тимофей: Можно «купить» немного своей жизни. Об этом молодые люди в меньшей степени задумываются, а я уже начинаю. Начал какое-то время назад.
Дмитрий: Ну, как сказать. Молодежь, в принципе, уже начинает терять навык использования торрентов. Им проще открыть iTunes.
Тимофей: Хорошо, если так. Хорошо, что появилась возможность сделать это просто. Раньше этой возможности не было. Я должен был выйти из дома, идти куда-то, там что-то искать – и не факт, что я это нашел бы. Вопрос не в том, что люди не хотели платить, хотя это действительно так, это просто не было удобно. Не было возможности заплатить. Ты не имеешь право это все скачивать, но и заплатить ты тоже не можешь.
Слава богу, сейчас с этим просто, действительно, Apple TV – очень клевая история. Поэтому диски, конечно, постепенно уходят в прошлое, хотя Blu-ray – это очень хорошее качество. Если бюджет позволяет, здорово иметь подборку дисков, не зависеть от Сети. Так или иначе, не за этим будущее. Конечно, будущее за получением контента из Сети. Это очевидно.
Blu-ray проигрыватель Denon DBT-3313 воспроизводит, разумеется, не только Blu-ray, но и многие другие видео- и аудиоформаты, имеет поддержку (того самого пресловутого) 3D-видео, а также способен воспроизводить видео с Netflix
Дмитрий: Вполне возможно, что мы увидим такие решения как «iTunes-радио», но именно для изображения, для «картинки». Но если возвращаться к звуку, мы начали с терминологии.
Тимофей: И прошлись немного по источнику [звука]. К аппаратным проигрывателям обычно подключают либо флэшки, либо жесткие диски, либо они «тащат» контент по Cети.
Сетевые хранилища, в которых хранится огромное количество фильмов, сейчас тоже очень популярны. Проигрыватель может передавать сигнал напрямую на проектор или на телевизор, а может передавать на ресивер, и звук отправляется туда же.
И вот здесь появляется новая тема. Как раз та, с которой мы начали, 5.1, 7.1 и т.д. Действительно, кажется, что чем больше акустическая система, тем более объемный звук создается, но и тут есть свой подводный камень.
Есть у меня знакомый один, он решил купить домашний кинотеатр. Не знаю, почему он меня не спросил. Видимо, ему очень приспичило, и он в субботу или в воскресение куда-то поехал. Купил много колонок. Ему сказали: «Ты хочешь настоящий домашний кинотеатр? Тебе нужно много колонок».
Он, как раз, 7.1 сделал себе, то есть у него 7 колонок вокруг и сабвуфер. Когда я это включил, мне стало немного страшно. Те деньги, которые он потратил на 7.1, можно было потратить на 5 колонок, и получить совершенно другой результат.
Дмитрий: Может быть, с точки зрения размера помещения это как-то можно оправдать…
Тимофей: Конечно. Если это очень большое помещение. Все говорят: «Вот вы приходите в кинотеатр. Сколько там колонок на стенах висит? Много. Вот и вам тоже дома нужно много». При этом у нас не кинотеатр в квартире, у нас квартиры-то обычные, комнаты бывают, конечно, разные, но в целом их размер никак не может составлять 100 или 150 квадратных метров.
Дмитрий: Просто чтобы почувствовать звук пролетающей пули «с колонки на колонку», которые находятся на расстоянии 30 сантиметров между собой…
Тимофей: Это смешно. В обычном бытовом смысле для этого нет никакой причины. Если есть большое пространство, можно об этом подумать, но нужно понимать, как и где это будет висеть. В реальности разумный минимум, который логичен в такой ситуации, это 4.0 – 4 акустические системы без сабвуфера.
Это достаточный минимум, чтобы почувствовать объем. Передние колонки большие, чтобы какой-то низкочастотный звук мы услышали, если у нас нет сабвуфера, плюс колонки сзади, чтобы создавался объем. Это уже с натяжкой можно назвать домашним кинотеатром, но, конечно, эмоции от такого получить сложно.
Специальная тыловая акустика для домашних кинотеатров B&W DS3 позволяет получить «атмосферное» звучание во время просмотра фильма
Центральная колонка, та самая, пятая, предназначена только для голоса и соответствующим образом оптимизирована для этого. По-хорошему, можно без нее обойтись, но с ней реально лучше. Через нее слышно лучше, и звук… Тут нужно вернуться к форматам и источнику.
Все эти колонки не были бы нужны, если бы в файле для этих каналов не было бы ничего записано. Если мы скачиваем с торрента коротенький файлик на 1,5 Гб, а потом выясняется, что в нем звук двухканальный, то вся наша история, получается, не нужна.
Что мы делаем? Мы включаем на ресивере какой-то специальный режим, который пытается из этих двух каланов «сделать» какой-то объем. Но это, естественно, ерунда. Объемный звук должен быть изначально записан как положено. В основном этот звук записан как 5.1. Другой вопрос, что могут быть разные форматы.
Дмитрий: Тогда возникает вопрос, как достигается звук 7.1?
Тимофей: Ресивер может [каналы дополнительно] разложить. На больших расстояниях это может быть актуально, потому что, действительно, в каком-то месте, где я сижу, справа от меня нет источника звука, спереди он очень далеко, сзади он тоже очень далеко. И получается некий пробел. Вроде как ничего не слышно справа. В таком случае это имеет смысл. Если у нас обычная квартира, обычная комната, то в этом нет абсолютно никакого смысла, потому что звук все равно вокруг.
Дмитрий: Это, наверное, актуально от 50 квадратных метров, может, от 70.
Тимофей: Да. Иначе не имеет смысла даже думать о этом. Достаточно того звука, который есть, и он создает необходимый объем, и этот объем реально записан на этом источнике. Все. Мы его получили. Тут надо понимать, что сабвуфер – это тоже отдельный канал, а не просто воспроизведение всех низкочастотных звуков.
Может быть, какой-то низкочастотный сигнал идет и на фронтальные колонки, и на сабвуфер, а может быть, и нет. Этого мы заранее знать не можем. Как оно записано, так мы и слышим. Это к вопросу о том, что мы получаем контент в том виде, в котором он был задуман. Это важный момент.
Дмитрий: Ну, да. Пытаться что-то с ним изобретать потом – уже не совсем правильно.
Тимофей: Теперь можно поговорить о форматах. Ресивер – это многоканальный усилитель, который параллельно умеет декодировать цифровой звук. Он имеет цифровые входы и аналоговые выходы на колонки. И, как правило, современный ресивер – это еще и приемник, радиоприемник, который, чем дальше, тем, наверное, меньше нужен.
Зачем нужны приемники, когда есть такое количество контента, и можно просто выбрать любой и слушать то, что я хочу слушать в данный момент, а не то, что кто-то решил демонстрировать? Наверное, в скором времени смысла в них уже не будет, но, тем не менее, они есть просто потому, что так принято.
Цифровой сигнал, который подается в ресивер, может иметь разные форматы. Проигрыватель, с которого мы подаем сигнал, может быть Blu-ray, это может быть Apple TV, это может быть какой-то другой аппаратный проигрыватель. Он подает сигнал в цифровом формате, и дальше ресивер должен понять, что это за сигнал, и расшифровать его.
Дальше начинаются вопросы с поддержкой. С появлением большого количества аудиоформатов высокого качества мы столкнулись с невозможностью некоторых ресиверов распаковывать тот или иной формат. Проигрыватель подает этот формат, а ресивер не знает, что это такое. Сейчас этой проблемы уже нет. Новых форматов не появляется в том количестве, в котором это происходило ранее.
Дмитрий: Что-то еще, с форматами связанное?
Тимофей: Надо понимать, что все эти форматы не так часто встречаются, к сожалению. И можно добавить, что есть диски с разными языками: язык оригинала и язык перевода. Очень часто бывает так, что на языке оригинала качество гораздо выше, чем качество на русском языке. Это, конечно, очень обидно.
И тут возникает вопрос, а нужен ли нам ресивер, который декодирует все на свете, если мы получаем контент на русском языке, который по качеству «так себе». Или не то, чтобы «так себе», но оригинал-то лучше. Включаешь оригинал и понимаешь, что и объема больше, и эффект присутствия лучше. Думаешь: «Ну как же так? Ну почему?».
Дмитрий: Здесь сложно опередить сразу и, наверное, стоит смотреть по студиям, которые занимались дубляжом.
Тимофей: Конечно. У них должно быть соответствующее оборудование, они должны это и распаковать, и запаковать, или получить оригинал, если это возможно. К сожалению, я не знаю, по какой причине так происходит.
И еще один важный момент: как правило, на дисках, на которых есть запись в HD-аудио, есть еще и запись в более простом варианте, чтобы практически любой ресивер, даже не очень современный, смог декодировать этот сигнал.
Ресивер может получать еще и видео. Особенно это полезно, если есть отдельно телевизор и проектор. Он может отправлять видео разным получателям и собирать видео с разных источников. Есть отдельно Blu-ray проигрыватель, есть Apple TV, и есть еще один HD-проигрыватель, они все подключены к ресиверу, и при переключении источников переключается как звук, так и видео. Это очень удобно. В этом случае ресивер выполняет роль переключателя.
AV ресивер Onkyo TX-SR333 подходит для помещений среднего размера (например, для стандартной квартиры), имеет USB-разъем, HDMI-выходы и встроенный Bluetooth-приемник
Про форматы, наверное, все. Мы не поговорили про сами акустические системы.
Дмитрий: Да, мне кажется, стоит уже «вбить гвоздь».
Тимофей: Есть такой миф, что для кинотеатра фронтальные колонки должны быть большие, а тыловые должны быть маленькие. Для минимального объема, да, но если поставить большие и на тыл, то будет чувствоваться разница. Я это слышу периодически, когда инсталляторы собирают комплекты в шоурумах.
Я каждый раз облизываюсь, потому что тот эффект присутствия, который получается в результате, несравним ни с каким кинотеатром.
Часто к нам приходят и говорят: «У меня есть пара колонок, я слушаю музыку. Как мне добавить возможность воспроизведения домашнего кинотеатра?»
Дмитрий: Добавить объем?
Тимофей: Получить из этого домашний кинотеатр, просто докупив еще какое-то количество колонок. Две сзади и еще одну спереди. Колонки докупить легко, они доступны. А дальше возникает вопрос.
Стереоусилитель, который воспроизводит музыку и который всегда используется в данном случае для таких акустических систем, отключить не получится, иначе придется переключать каждый раз клеммы, а это не совсем удобно.
При этом и без ресивера обойтись не получится, так как надо как-то декодировать многоканальный звук. Стереоусилитель еще и воспроизводит стереозвук с лучшим качеством. Получается, что от стереоусилителя отказаться нельзя, без ресивера тоже никак нельзя. Что же делать?
Тут надо напомнить, что есть стереоусилители со специальным входом, который подключается напрямую к усилителю мощности. При этом регулировки усилителя отключаются, и можно использовать каскад, усилений именно со стереоусилителя, а управлять всем с ресивера.
Ситуация со стереоусилителем, который использовался для музыки, с подключением к нему ресивера, на котором не используются каскады усиления для фронтальных колонок, возникает часто. Не знаю, понятно объяснил или нет.
Дмитрий: Будем надеяться, что мы никого не запугали всем этим.
Тимофей: С одной стороны, все страшно, а с другой стороны, это один раз делается. Я помню, как я после переезда подключал все, что у меня было. Это было очень страшно. Сначала думал, что поставлю все, а потом залезу рукой назад и все подключу вслепую. Ничего не вышло, пришлось все разбирать. Действительно, очень много проводов.
Дмитрий: Для таких вещей, мне кажется, лучше задействовать профессионалов.
Тимофей: Да, конечно. Если нет глубокого понимания, как это все соединить.
Дмитрий: Даже, если есть. На всякий случай.
Тимофей: Ну, да. У нас были истории, когда уже готова инсталляция, и сгорел ресивер. Все бывает. Любая электроника выходит из строя. Человек живет далеко. Он говорит: «Я сейчас сам все отключу и привезу вам аппарат». Ну, хорошо, ладно. Он привозит аппарат, в котором часть разъемов осталась в клеммах. Человек просто вырвал провода и не заметил этого. Тут нужно соблюдать осторожность, аккуратность и понимать, что и как делается.
P.S. Мы продолжаем радовать своих клиентов традиционными распродажами, которые уже успели зарекомендовать себя как надёжный способ хорошо сэкономить на покупке Hi-Fi и High end компонентов. До конца летней распродажи осталось всего пара дней, друзья.
Автор: Audioman