Илон Маск в интервью в 2013 году сказал, что принимает людей на работу не благодаря их степени MBA, а вопроки её наличию: «На курсах MBA учат совершенно не тому. Там не учат людей думать. Причём чем престижней курсы, тем хуже. Потому что там приучают людей к мысли, что они особенные, после чего те становятся неспособны воспринимать обратную связь и беспристрастно анализировать собственные ошибки». Недовольство бизнес-школами росло с кризиса 2008 года, когда выпускников MBA-школ обвинили в подрыве экономики.
Недовольство бизнес-школами привело к созданию курсов анти-MBA, пишут «Ведомости». Использование аббревиатуры в названии привлекает клиентов.
Генеральный директор компании RZZTT Иван Кочетков создал онлайн-курс Badass AntiMBA School, где упор делают не на теорию, а на простые вещи, о которых в повседневной жизни часто забывают. В курсе принимают участие 20 000 подписчиков, а его цена — всего 490 рублей в месяц.
Гендиректор бизнес-школы «Синергия» Григорий Аветов собирается запустить свою анти-MBA-программу: по его мнению, предпринимателям нужны конкретные знания, а не академические дисциплины, и на российском рынке нужны особые знания — англосаксонские учебники в этой стране не помогут. Годовая программа Аветова обойдётся в 600 000 рублей.
Дмитрий Репин, гендиректор Digital October, создал лабораторию новых профессий с двумя короткими программами по обучению обработке больших данных в компьютерных сетях и «Продюсер онлайн-курсов».
После кризиса в 2008 году наборы в 748 бизнес-школ по всему миру падали до 2013 года. В 2014 году у 65% двухлетних программ количество абитуриентов начало расти. За 2009 год в России количество слушателей MBA сократилось вдвое. Директор по персоналу «Фоамлайн» Юлия Садыкова объясняет это тем, что работники поняли, что работодатели не хотят доплачивать за MBA и ценят в первую очередь опыт.
В ближайшие десять лет половина школ с программами MBA останется не у дел, считает декан школы бизнеса Haas при Калифорнийском университете в Беркли Рич Лайонс. Сейчас в мире работают 10 000 школ бизнеса, и для них угрозу представляют интернет-курсы.
Золотой век бизнес-образования пришелся на 1950–2000 гг., когда степень MBA считалась почти обязательной для хорошей карьеры. Но теперь это в прошлом. Даже McKinsey охотно работает с людьми, не имеющими докторской или другой степени, и учит их всему сама. А если вы придете в инвестбанк, вам скажут, что совершенно необязательно получать MBA, чтобы стать управляющим директором. Нитин Нория, декан Гарвардской школы бизнеса.
Автор: ivansychev