Для Брэдли Горовица Google Photos не просто еще один продукт. Это кульминация его 25-летней работы в области обработки изображений. Горовиц, ныне занимающий пост вице-президента Google по потоковому вещанию, фото и шэрингу, начал заниматься компьютерным зрением в магистратуре, но ушел из неё, чтобы испытать свои силы в качестве сооснователя компании Virage.
В статусе директора по медийному поиску в Yahoo, Горовиц курировал покупку порталом фотосервиса Flickr. За свои 7 лет работы в Goole не единожды привлекался к работе над приложениями для фотографий. Но Google Photos — амбициознее простого фотоальбома.
Горовиц отметил, что Google долго занимался фотографиями, но это первый самостоятельный продукт, сделанный с нуля.
Google Photos — это попытка поисковой компании расширить свое влияние, получив контроль над всеми изображениями, которые попадают в ваш телефон и камеру.
Анонсированный на конференции I/O сервис Google Photos важен Горовицу и по другой причине: компания явно перерабатывает свой спорный социальный сервис Google Plus. Предыдущий подконтрольный поисковику фотосервис был основан на G+, новый — полностью обособлен. Впрочем, процесс выхода сервисов из-под крыла G+ начался раньше, еще при отделении Google Hangouts.
Принятое компанией решение показывает, насколько хорошо Google справился с лихорадкой социализации, начавшейся несколько лет назад. Появившись в 2011 году, Google+ был расхвален как инновационный продукт, компенсирующий долгое пренебрежение поисковиком «людей». Тем самым была открыта возможность конкурировать с компаниями вроде Facebook. В какой-то момент Ларри Пейдж даже установил структуру бонусов для всех сотрудников Google, привязанную к успехам компании в социальной сфере.
Горовиц был сооснователем Plus, но лишь вторым в команде: Вик Гундотра был руководителем. Только в этом году Горовиц сам стал руководителем, правда теперь эта должность менее заметна в пантеоне Google. Нужно отметить, что в названии должности описана лишь деятельность, и нет никакого намека на «plus», хотя слово всё еще используется внутри компании, пусть и не так часто, как во времена расцвета соцсети.
Google Photos столкнется с огромной конкуренцией Apple, Flickr и ряда других сервисов хранения данных, но компания прикладывает все силы, чтобы позиционировать новый сервис как аналог GMail: самостоятельный бесплатный сервис с платными возможностями для хранения фотографий максимального качества (в обычном режиме сохранение производится в среднем разрешении).
В Google Photos есть некоторый набор инструментов для редактирования фото и, как многие и ожидали, возможность расшарить изображения. Используя сжатие и увеличение, пользователь может легко выделить нужные участки изображений. Но, возможно, самой интересной особенностью сервиса является возможность поиска фото среди огромных коллекций и автоматическое разбиение их по категориям. Он умеет распознавать не только лица, но и деревья, цветы и даже вечеринки по случаю дня рождения.
Накануне запуска Google Photos Горовиц поговорил со Стивеном Леви о продукте и ближайшем будущем Google Plus специально для Backchannel.
Перевод — Interweb Pro.
Стивен Леви: На рынке много конкурентов — Apple, Flickr, даже RealNetworks претендуют на звание персонального фотосервиса. Почему пользователи должны выбрать Google?
Брэдли Горовиц: Мы стремимся сделать в сфере управления фотографиями то же, что в свое время сделал GMail с электронной почтой. GMail не был первым сервисом почты, но предложил другую парадигму управления письмами. Теперь то же самое мы хотим сделать с фотографиями: дать пользователям достаточно места для хранения, что позволит не волноваться об объемах, и организовать хранение так, чтобы пользователю не приходилось думать о таких мелочах, как управление цифровой галереей. Всё будет происходить в фоновом режиме. Не думаю, что кто-то еще может предложить подобную услугу.
Какую проблему решает Google Photos?
Люди окружены устройствами, хранилищами и скоростным интернетом до такой степени, что каждый момент вашей жизни можно сохранить и записать. Но у вас нет второй жизни, чтобы распределить сохраненные материалы, пересмотреть их и оценить первую. Вам почти что нужен второй отпуск, чтобы проглядеть и отсортировать фотографии с сафари, в которое вы ездили во время первого отпуска. Эту проблему мы и пытаемся решить — автоматизировать процесс. Мы также хотим использовать все возможности компьютерного зрения и машинного обучения для улучшения фотографий, создания производных работ, каких-то предложений. Стать вашим помощником.
Люди хранят фото в Instagram, Flickr, iPhoto и на других сервисах. Мне придется переносить их в вашу систему, чтобы получить максимальную отдачу?
Мы считаем, что это необходимо. Социальные фотохостинги — достойные продукты, и мы поддерживаем распространение фотографий пользователями. Но лишь малая доля фотографий выходит на всеобщее обозрение. Мы слышали, как пользователи фотосервиса Google+ нахваливали технологию, но жаловались, что не хотели бы выносить свою личную жизнь в социальные продукты, любые социальные продукты. Они хотели родственника Gmail — в нём нет кнопки «опубликовать письмо в сети». «Публикация» и «архивирование» — слишком разные действия, и цель Google Photos — обеспечить надежное хранилище для ваших фотографий и стереть клеймо, ассоциирующееся с сохранением всего подряд. Например, я часто использую телефон для того, чтобы сфотографировать рецепты, или знаки, которые необходимо запомнить, и т. п. Подобные фото «загрязняют» мой поток снимков. Мы же создали хранилище, которое само прячет выбивающиеся из общего ряда фото в фоновый режим, и эмоциональные проблемы, связанные с сохранением всего подряд, нашим пользователям не грозят.
Вы используете искусственный интеллект для распознавания сути фотографии или поиска конкретных людей в общем потоке. Насколько успешно он справляется с задачами?
Он достаточно хорош. Не идеален, как не было идеально распознавание голоса лет 5 назад. Ключ к повышению доли успешного распознавания — запуск алгоритма на огромном объеме данных. Доступ к этой информации обеспечит циклическое улучшение сервиса.
Как вы думаете, будут ли претензии со стороны людей, которые не хотят хранить фото в Google вечно?
Я нисколько этим не обеспокоен. У нас очень хорошая репутация. Взгляните на GMail — активность его использования постоянно растет. Люди свободно доверяют свои данные Google. Обеспечивая пользователя нужными возможностями, не облагая его обязательствами, мы наверняка сумеем завоевать доверие пользователей.
Данные из фотографий хранятся отдельно или будут использоваться Google для улучшения работы с другими продуктами?
Информация, которую получает алгоритм, сканируя фото, не выходит за пределы платформы — по крайней мере, не сегодня. Но, если бы мы могли извлечь из неё какие-то особенно полезные пользователю данные, мы бы наверняка подумали и о таком применении. Например, если бы Google Photos могли распознать, что я владею автомобилем Tesla, а Tesla хотела бы сообщить мне о необходимости возврата автомобиля производителю, получился бы полезный сервис, и мы бы подумали над специальным предложением для пользователей. Естественно, с отдельным соглашением и регуляцией со стороны клиента. Google Now — хороший пример подобного симбиоза. Когда я опаздываю на самолет, Google Now подсказывает, что вылет задерживают, и я могу облегченно выдохнуть.
Узнаёт ли алгоритм распознавания лиц участников снимка аналогично тому, как Google Search может определить известную личность по загруженному фото и связать её с информацией о человеке?
Не в текущей версии продукта. Google понятия не имеет, кто изображен на фотографиях. Мы используем кластеризацию лиц, а не распознавание, поэтому я могу выбрать фото моей падчерицы Шарлотты и увидеть другие снимки с её участием. При этом сервис не знает, что на фото Шарлотта [и поэтому не может связать её с какой-либо персональной информацией].
Давайте поговорим о Google Plus, над которым вы работали с самого начала. В каком направлении движется проект?
Три с половиной года мы слушали, что позитивного люди говорили о Google Plus, и удваивали качество сильных сторон проекта. Например, возьмем использование G+ в качестве средства объединения людей с общими интересами. Если я интересуюсь астрономией и хочу встретиться с другими людьми с такими же вкусами, в Google+ есть хорошее решение — «Коллекции», введенные буквально пару недель назад. Это первое нововведение из ряда важных изменений. Наряду с этим мы отодвигаем те аспекты соцсети, которые должны быть независимыми продуктами, вроде фото, и отказываемся от сервисов, которые, на наш взгляд, не работают.
От чего вы планируете избавиться?
Я не могу разглашать планы по развитию продукта. Вы сами можете сопоставить некоторые факты и понять, что работает, а что нет.
Вернемся к «коллекциям» — можете описать продукт?
По сути, это возможность оставлять тематические посты. Например, если мне интересны винтажные гитары или продукция Tesla, я могу взять контент, который писал сам или нашел в сети, и выложить его в этих каналах. Очевидно, что вы не сможете рассказать о своих взглядах на астрономию в 140 символах, равно как вряд ли люди, с которыми вы ходили на пикник этим летом, интересуются звездами. Пользователи могут подписаться под такие каналы, если захотят. Проблема, которую решают «коллекции», заключается в следующем — «мне нравятся твои посты, но терпеть не могу, когда ты начинаешь рассказывать о том, что ты ешь». Теперь я могу подписаться на вас, но отключить получение уведомлений о сообщениях о еде. Аналогично, если меня волнуют только посты о еде, и я не хочу видеть фото с вашего отпуска, я подписываюсь только на посты о ней. Продукт объединяет людей вокруг общих интересов и позволяет им общаться полноценными предложениями.
Как Medium?
Вы знаете об этом много больше меня.
Можно ли сказать, что Google дистанцирует себя от оригинального концепта Plus?
Можно с уверенностью сказать, что вы увидите серьезные изменения в Plus, обусловленные полученным от пользователей фидбеком. Это очень здоровый и естественный шаг. Вместо того, чтобы придерживаться прошлогодних стратегий, мы адаптируем продукт, чтобы он был успешен на современном рынке, и делаем особый упор на этом.
Думали ли вы отбросить слово «Plus»?
Не знаю, что бы это изменило. Подобный вопрос точно не беспокоил меня. Мне кажется, существуют перезапуски продуктов и уточнения, которые делаются для того, чтобы показать, что продукт представляет собой на самом деле. Раньше было не совсем понятно кому пригодится продукт, для каких целей его будут использовать и в чем он хорош. Теперь мы знаем четкие ответы на эти вопросы и можем намного увереннее объяснить свою ценность для пользователей — что, когда и зачем нужно использовать.
Насколько успешен был Google Plus в понимании простых пользователей Google?
Он внес огромный вклад в создание общего профиля пользователя. 10 лет назад Google хранил множество разрозненных профилей на своих сервисах и системах. Мы успешно унифицировали их в один единственный, во благо пользователей. И теперь каждый раз, когда вы видите имя или лицо в Google, наша команда обеспечивает фоновую инфраструктуру. Этот сервис внедрен во все продукты Google — когда вы ищете на картах или занимаетесь каким-то еще продуктом компании, профиль помогает сделать сервис эффективнее.
Какое-то время Google говорил об «идеальном потоке», о чем-то, что могло дать пользователю всё, от новостей до личной информации. Эта идея еще жива?
Google пытается организовать информацию в поток, и есть концепт, позволяющий предоставить человеку информацию, о которой он еще и не просил, основываясь на его действиях. Опять же, хорошим примером тому будет Google Now — раньше мне приходилось постоянно спрашивать, не переносился ли мой рейс. Теперь подобная информация сама меня находит. То есть мы уже реализовали подобный подход в некоторых продуктах. Мне кажется, наша команда, и Google в целом, обладает невероятной компетенцией в понимании контента и пользователей, что позволяет связать эти сферы и обеспечить клиентов информацией самым эффективным образом. Нам не обязательно говорить об «идеальном потоке», но мы обдумываем массу вариантов того, как предоставить нужную информацию нужному человеку в нужное время. Это миссия всего Google, и её можно увидеть в манифесте каждого продукта. Сервис под такой идеальный поток еще не создан — он находится на уровне компании в целом.
Куда движется Google в сфере социальных продуктов?
Мы показали огромный прогресс. Мы проделали отличную работу по унификации инфраструктуры и понимания самого концепта «личности» в Google. И перед нами огромное пространство для дальнейшей работы, которая должна обеспечить пользователям еще более приятный опыт работы. Мы еще очень далеки от финала и ни за что не отступим от нашей миссии.
PR-агент: Можете просто сказать это? Скажите, что Google Plus не умер, пожалуйста.
Хорошо, позвольте мне спросить — Google Plus умер?
Нет, Google Plus не умер. На самом деле, сегодня он подает больше признаков жизни, чем когда-либо.