Вам интересно знать, сколько зарабатывают ваши конкуренты, откуда берут клиентов и как у них вообще дела? Думаю, любого владельца бизнеса это информация не оставит равнодушным. В зависимости от типа бизнеса есть разные способы анализа. Сегодня я расскажу, как мы бесплатно анализируем наших конкурентов в Teamdesk – онлайн сервисе для поддержки клиентов.
Сегодня существует куча возможностей, которые помогают понять как дела у ваших конкурентов. Есть много сервисов и открытой информации. Такой анализ дает много инсайтов и полезной информации. Начнем с самого простого:
1. Подписка на рассылку и соц.сети.
Когда мы только задумывались о Teamdesk, некоторые наши конкуренты активно вели блоги о своей работе. Так, не без удовольствия, я прочитал пост от ребят из Омнидеска на Хабре, где они рассказывали о запуске сервиса, тестировании каналов маркетинга и первых успехах. Их этого контента мы узнали, что:
- контекст работает, но трафика там мало и одна регистрация обходилась в $3,
- отлично сработал Хабр и ребята получили 1000 регистраций с одного поста, а вот email-рассылки не сработали,
- ребята бутстрепят и у них пока нет инвестора и т.д.
Взять хоть наш блог, в нем вы найдете все: начиная от количества пользователей и расходов (в правом верхнем углу), заканчивая финансовой моделью и конверсиями. Уверен, большинство конкурентов нас читают. Мы читаем новости, блоги и соц.сети конкурентов. Но не для того, чтобы копировать и повторять. Нам важно понимать текущую ситуацию, общую тенденцию и находить инсайты.
Очень полезно подписать не только на аккаунты самих компаний, но и на страницы их CEO. Дело в том, что часто вижу в свой ленте, как коллеги пишут что-то типа «Выросли за последние пол года в 2 раза» или «Каждый месяц растем по выручке на 10%». Не всему можно верить, но часто цифры соответствуют действительности. Идем дальше.
2. Используем Wordstat от Яндекса
Для анализа успехов и неудач конкурентов Wordstat отлично подходит. Данных для анализа известных тикет-систем маловато, поэтому в качестве примера посмотрим на CRMки. Заходим в Wordstat, вбиваем название CRM (в нашем случае это AmoCRM) и выбираем «История запросов». После ввода капчи Яндекс покажет, как менялась частота запросов за последние 2 года. Вот тренд по Амо и Мегаплану.
AmoCRM
Megaplan
Запросы можно попробовать вводить в разных вариация, например «teamdesk» и «тимдеск». Популярность того или иного написания будет зависеть от привычки людей и того, как компания сама себя продвигает. Так у amoCRM написание «amocrm» -самое популярное, а вот у Мегаплана – «мегаплан». Как видите, я и сам так пишу.
Что вообще дает анализ запросов с названием конкурента? Из него можно вытянуть следующую информацию:
- Общий тренд. Явно видно что Амо активно растет, в то время как Мегаплан застрял на текущей клиентской базе. Скорее всего, рост минимален.
- Можно попробовать сравнить себя с конкурентом. Если ваш бренд ищут в 10 раз меньше, чем конкурентов, то вероятнее всего вы в целом в 10 раз меньше. Важно только либо складывать все возможные написания и сравнивать результат, либо выбирать наиболее распространённые.
- Рекламные активности. Если запустилась большая рекламная компания, можно ее увидеть в виде пика (резкий рост числа запросов и быстрый спад к обычному состоянию).
- Сезонность спроса также четко прослеживается на такой диаграмме.
3. Используем SimilarWeb
Какие то пытливые умы разработали замечательный сервис www.similarweb.com который позволяет анализировать огромное количество параметров сайта. Платная версия начинается от $199, но нас интересует free-версия, которой мы и воспользуемся. Кстати, при помощи этого сервиса можно анализировать и мобильные приложения.
Заходим на SimilarWeb, вбиваем название сайта в поле и жмем Search. Что мы видим?
Мы видим кучу полезной и интересной информации. Давайте попробуем вместе ее проанализировать:
- График трафика показывает общую тенденцию, также можно добавить свой сайт для сравнения и наглядно увидеть кто круче.
- Из-за особенностей сервиса, мы видим самые активные аккаунт конкурентов (они вынесены на поддомен). Видимо, у ребят из mega-talant.com очень много тикетов.
- Источники трафика в целом дают понимание, какие каналы работают или не работают у конкурентов. На скриншоте видно, что из соц.сетей у ребят почте нет переходов, зато почти половина всего трафика – это ссылки на сайт. Подробнее о них ниже.
- Также видно, что конкуренты работаю только на Россию и Украину.
- Раздел «Referring Sites» отлично показывает, кто ссылается на сайт и откуда идет трафик. Мы видим, что из тематических площадок помимо Хабра хорошо сработали Helpdeski.ru, Startuppoint.ru, Siliconrus.com (значит, нам тоже надо там быть). Опять из-за особенностей сервиса видим клиентов.
- Следующий замечательный блок «Search Traffic» показывает как поисковые запросы, по которым конкурент получает трафик, так и ключевые слова, по которым покупают рекламу (тоже возьмем на заметку, когда займемся SEO и контекстом).
Ну как? Мне было очень интересно. Думаю, проанализировав при помощи этого инструмента ваших конкурентов, вы тоже сможете узнать много нового. Идем дальше!
4. Анализ выдачи поисковых систем и упоминаний
Теперь идем в Google и вбиваем название нашего конкурента. Идея в том, чтобы посмотреть, где за последнее время мелькали и упоминались наши коллеги по цеху. Чтобы это отследить, нужно в настройках поиска установить фильтр «За неделю» и по желанию указать язык.
Таким образом, мы увидим не самые релевантные материалы с упоминанием конкурента (которым может быть 2 года), а самые новые. Так я нашел 2 интересных инсайта:
- Наши коллеги начали практиковать бизнес-завтраки.
- Есть замечательная площадка market.startpack.ru с обзором разного софта и сервисов, где нам нужно зарегистрироваться.
Если есть возможность, можно еще использовать специализированные системы мониторинга (например youscan.ru), которые будут отслеживать упоминания в соц.сетях, блогах или форумах. Так вы будете видеть еще и отзывы реальных клиентов, понимать лучше, за что любят/не любят клиенты ваших конкурентов.
5. Просто позвоните или зарегистрируйтесь у конкурентов
Простой и очень действенный метод, который позволяет быстро и просто понять на своем собственном опыте, что происходит у конкурентов – попробовать стать их клиентом. Что я, собственно, и сделал =)
Например, у ребят из Омнидеска, я заметил отсутствие возможности оплаты по безналу и заключения договора. Это может быть проблемой для клиентов. Также при регистрации иногда можно заметить ID аккаунтов с порядковым номером аккаунта или пользователя, что позволяет судить о количестве клиентов.
У ребят из Юздеска я заметил сложную регистрацию с вводом номера телефона для СМС подтверждения и 3 шагами – это сильно уменьшает конверсию в регистрации.
Итоги
Зачем мы анализируем конкурентов? Не для того, чтобы копировать и подражать. Если мы начнем это делать, то, во-первых, всегда будем в позиции догоняющих, и во-вторых, будем повторять не только успехи, но и неудачи конкурентов. Никогда наверняка нельзя извне сказать, как конкретная активность или способ продвижения работает. Важно находить инсайты и делать выводы.
Ребята, если вы знаете другие интересные методы анализа конкурентов, пишите в комментарии.
P.S. Мы вот-вот запустим платный тариф и расскажем в ближайших статьях:
- Как получить первую 1000 регистраций бесплатно.
- Как мы привлекаем клиентов и сколько удалось заработать.
- Как мы хотим сделать лучшее предложение на рынке и в чем оно будет заключаться.
Поэтому, подпишитесь на наш блог на Megamozge, чтобы не пропустить новый пост!
Автор: AlexKarpik