Многие слушатели и сами подкастеры считали подкасты неким хобби, не требующим усилий, и относились к ним пренебрежительно. Можно было записывать выпуски, не прикладывая особых усилий, не особо задумываясь и заботясь о качестве звукозаписи и характеристиках аудио, пользуясь дешевым оборудованием и затрачивая минимум времени.
Люди, которые никогда не слушали подкасты, хвастались этим и высмеивали любителей записывать свои разговоры в подвале. Те же, кто эти разговоры слушал, считали, что выпуски выходят слишком часто, жаловались на их затянутость и хотели, чтобы продолжительность эпизода была такой длительности, какой они хотят.
Несколько ленивых циников все еще придерживаются такой точки зрения, из последних сил защищая свои убеждения – они не хотят верить, что упускают нечто важное. Но война уже проиграна – та эра канула в Лету.
К сожалению, беспечное отношение к качеству подкастов по-прежнему распространено. За последние несколько дней я встретил несколько людей, которые считают, что подкастерам не нужны хорошие микрофоны. Они отстаивают свою позицию, прикрываясь анти-элитаризмом, переходящей в «анти-интеллектуализм».
Джейсон Снелл (Jason Snell) и Кейси Лисс (Casey Liss) уже подробно обсудили эту тему и внесли долю позитива, но я бы хотел перевести обсуждение немного в другое русло.
Рассуждения о том, имеет ли значение оборудование [1], и должны ли вы тратить на него свои кровные [2] – это ошибочное и нездоровое отступление от темы, которую нужно обсуждать на самом деле:
Создание подкаста, который легко и приятно слушать, стоит некоторых усилий.
Для блогов важно подобрать удобные шрифты и цвета, правильно расположить содержимое на странице, чтобы было удобно читать. Для подкастов важно, чтобы их было удобно слушать, а этого нельзя добиться без хотя бы номинального комплекта оборудования и обработки.
Не нужно тратить миллионы и приобретать фантастическое оборудование – будет достаточно дешевой установки, плюс немного усилий и желания улучшить звучание подкаста – это как внести пару изменений в CSS-файл, чтобы блог выглядел более читабельным.
Оборудование
Вам нужны адекватный микрофон и наушники – это не обсуждается. Если вы используете гарнитуру от iPhone или встроенный микрофон ноутбука, то на записи ваш голос будет звучать гулко, словно издалека, и слушать ваш подкаст будет сложно. Запись и монтаж нужно проводить в наушниках, обладающих нейтральным тоном и отражающих многие аспекты записи, в противном случае вы не заметите потенциальные дефекты, но которые непременно заметят ваши слушатели.
Важно понимать, что микрофон и наушники не обязательно должны быть дорогими, они просто должны соответствовать поставленной задаче.
Достаточно будет простого USB-микрофона со встроенным разъёмом для наушников и непосредственно самих мониторных наушников, приемлемого качества. Звук будет лучше, чем у большинства подкастов, если вы будете использовать микрофон Yeti, а недостатки аудиозаписи не ускользнут от вас с наушниками Sony MDR-7506 – все это будет стоить вам менее $200.[3]
Качественное оборудование нужно не для того, чтобы порадовать аудиофилов, а чтобы создаваемые вами подкасты звучали достаточно хорошо, чтобы их было комфортно слушать. В этом случае людей не будет раздражать качество звука, и им будет не сложно понять, что вы говорите. Вам нужно купить хоть какую-то аудиотехнику, но не сильно дорогую. Существует гораздо более хорошее оборудование, которое, возможно, вы бы хотели использовать, но это совсем не обязательно. Достаточно того, чтобы слушатели четко слышали вас, а вы четко слышали то, что выкладываете.
Вот и все. Здесь нет ничего общего с элитарностью или анти-элитаризмом.
Усилия
Многие подкастеры все еще отказываются заниматься монтажом, выравнивать звук и обустраивать комнату звукозаписи. Эти вещи способны поднять качество продукта на уровень выше работ подкастеров с профессиональными микрофонами (при условии, что они этого не делают), даже если ваш микрофон стоит всего $50.
Монтаж, корректировка звука, обустройство комнаты – звучит так, будто это занимает ужасающее количество времени, но и здесь есть то, что будет стоить вам совсем небольших усилий.
Обустройство комнаты
Если в комнате нет мягких предметов, то звук подкаста будет создавать впечатление, что вы записывали в ванной, он будет отражаться и создавать эхо, как результат – вас будет труднее слушать и понять.
Вы можете купить звукопоглощающие панели из вспененного материала… или просто взять одеяла и накрыть ими предметы в комнате. Если у вас мобильная звукозаписывающая установка и ноутбук, то вы можете писать в гардеробной или прачечной, в которой сушится белье. Звук будет потрясающим.
Вот и все. «Обустроить комнату» означает всего лишь «наполнить комнату достаточным количеством мягких вещей, чтобы поглотить эхо».
Если подходить к вопросу об источниках шума еще более добросовестно, то нужно следить, чтобы вентилятор системы охлаждения вашего MacBook никогда не вращался с максимальной скоростью во время записи подкаста – добиться этого не так уж и сложно. Если у вас куча компьютерной периферии, издающей шум, нужно выключить все что не является необходимым или, возможно, записывать в другой комнате с ноутбуком. Иначе, гул на записи создаст впечатление, будто вы записываете в серверной.
Эти основные решения и приемы позволят слушателям лучше вас слышать и сконцентрироваться на том, что вы говорите, не отвлекаясь на посторонние шумы.
Регулировка аудио
Звук вашего подкаста будет гораздо лучше с этими двумя простыми и небольшими корректировками:
- Эквализация: Голоса, записанные со слишком большим количеством баса, звучат приглушенно, словно сквозь подушку, из-за чего трудно разобрать слова; многие микрофоны также подчеркивают и «задирают» резкие звуки голосов в частотном диапазоне 1-2 кГц, что делает их гнусавыми и высокими. В любом звуковом редакторе выберите эквалайзер и примените настройки, уменьшив количество баса (и, возможно, некоторые из верхних частот), а также понизив уровень в диапазоне 1-2 кГц. График будет напоминать приплюснутую и вытянутую по ширине букву «м» (Поработайте со средним частотным диапазоном, потому что идеальное положение регулятора для голосов разных людей будет отличаться).
- Сжатие динамического диапазона (или просто «сжатие»): Сжатие «умещает» уровни громкости в узкий диапазон, чтобы все участники подкаста говорили примерно с одинаковой громкостью. Большинство аудиоредакторов имеют простой компрессор с одним регулятором – перемещайте его вверх до тех пор, пока звук не будет достаточно громким и четким, но без искажений [4].
Вот и все. Повторю, что эти простые корректировки поднимут качество звучания вашего подкаста на уровень выше других подкастов, и, что более важно, сделают его более удобным для прослушивания аудиторией.
Монтаж
Теперь поговорим о самом непонятном и пугающем слове, связанном с созданием подкастов – о монтаже.
Большинство людей предполагают, что заниматься монтажом – это скрупулёзно удалять все «а» или «э» в речи, устранять заикание или паузы, что довольно нудно и занимает часы – поэтому они этого не делают, считая что «не могут». Но такой тип редактирования звука не необходим (скорее, это плохая идея), но даже здесь есть вещи, которых довольно просто достичь.
Хороший монтаж – это не вырезание всех слов-паразитов, а, в основном, удаление ненужных эпизодов из шоу.
Во-первых, как слушатель я не должен знать, что вы используете Skype.
Если у вас проблемы с соединением в начале шоу, кому-то нужно отрегулировать микрофон, или чей-то звонок обрывается в середине, обрежьте все эти моменты и начните сразу с той части, где все работает. Нет ничего менее интересного, чем слушать подкаст, обсуждающий свои технические трудности.
Если у ведущего проблемы с соединением, и его голос постоянно пропадает из-за низкого битрейта Skype, если появляется эхо и голосовые искажения (вибрации), или пропадают части слов, то это очень отвлекает слушателей. В таких случаях остановите беседу, исправьте проблемы с соединением, если возможно, а затем обрежьте этот момент, чтобы он не попал в готовое шоу. Если кто-то из ведущих регулярно испытывает подобные проблемы, то попробуйте использовать метод «двусторонней записи», когда каждый из участников по отдельности записывает звук со своей стороны, а затем вы сводите все вместе. Это не так сложно как выглядит.
Искусство монтажа состоит в том, чтобы удалять части шоу, которые делают его значительно хуже, но удалять так, чтобы слушатель не заметил их исчезновения.
Если беседа останавливается, пока кто-нибудь «гуглит» ответ на вопрос, или на заднем плане гавкает собака – вырежьте эту часть, но только в том случае, если никто из участников дискуссии не обратил на это внимание. После того как вы привыкнете, вы сможете записывать подкасты, одновременно облегчая себе редактирование: если ваша собака начинает гавкать в середине предложения, подождите, пока она перестанет, а затем начните мысль сначала.
Если вы подмечаете время возникновения подобных проблем, то их исправление занимает несколько минут. Делать это имеет смысл даже в том случае, если вы хотите прослушать все шоу целиком, дабы убедиться, что вы ничего не упустили. Вы собираетесь просить сотни или тысячи людей потратить час их жизни на прослушивание вашей работы, я уверен, что это стоит того, чтобы потратить час собственной жизни и проверить запись на наличие явных упущений. Если у вас нет времени прослушать свое шоу целиком, может, стоит подумать и делать его покороче?
У меня нет времени! Я не аудиоредактор! Это всего лишь подкаст, кому какое дело?
Смехотворная мысль о том, что, работая над подкастом, не стоит прилагать особые усилия, могла иметь смысл, когда медиапространство только зарождалось (а может, не имела смысла уже тогда), но эти дни давно прошли.
Слушая ваш подкаст, аудитория тратит свое время, а это время могло пойти на прослушивание тонны других отличных подкастов. Чтобы привести подкаст к пристойному виду, нужно приложить минимум усилий, что не связано с помешательством на качестве звука – это проявление уважения к аудитории, её времени, что также дает вам более высокие шансы на успех.
Если у вас «нет времени» (читайте «не хочу тратить свое время»), чтобы делать подкаст приятным для прослушивания, или нет желания приобретать даже самое простое и недорогое оборудование для достижения приемлемого качества звучания – вы не принимаете это занятие всерьез. Вы бесполезно тратите время и в действительности не хотите делать подкасты, возможно, даже их не любите. Зачем заморачиваться? Почему вас должны уважать ваши слушатели, если вы не уважаете их?
Мы принимаем это как должное в блоггинге. Вы не уйдёте далеко, если публикуете текст из сотен тысяч слов с опечатками и без деления на абзацы серым шрифтом на черном фоне, который вы даже не корректировали для себя. Никто не назовет вас высокомерным за мысль, что писатели должны избегать неправильного написания слов и просматривать написанное перед публикацией.
Нехорошо, если вас не волнует судьба вашего подкаста.
Принципы создания подкастов совсем не сложные. Их создание, как и создание блогов, требует минимума вложений в оборудование и некоторых знаний об основах медиасферы.
Можно поручить монтаж кому-то другому, но это не обязательно, и лично я считаю, что так делать не стоит. Если вы человек, которого волнует то, что вы пишете, и как это выглядит, то вы должны проявлять ту же заботу о подкасте.
Если вы приложите некоторые усилия, ваша аудитория отблагодарит вас за это. Аудитория слушателей подкастов может и не самая большая, но самая лучшая – это точно. Вы больше нигде не встретите таких увлеченных, верных и любящих фанатов. Это знают создатели подкастов, это знают рекламодатели, это знают слушатели.
Вам просто нужно показать, что вам небезразлично то, что вы делаете.
Примечания:
- Оно имеет значение, но в меньшей степени, чем вам кажется.
- Вам придется потратить деньги, но нет нужды тратить много.
- Рекомендации Дена Бенджамина, по выбору оборудования просто отличные.
- Более детальные настройки компрессора выходят за рамки данной статьи, но если вам интересно, то на сайте Lynda.com – частого спонсора нашего подкаста, имеется отличное видео по этой теме.
Транскрипты нашего подкаста «Звук»:
- Цифро-аналоговые преобразователи: Вопросы и ответы;
- Портативные аудиосистемы: Мифы и реальность;
- Каждый инженер мечтает сделать S-90.
Автор: Audioman