На площадке РИФ+КИБ 2015 прошла секция «Конкуренция на мобильных: новое поле боя», где большую часть времени спикеры обсуждали монополию в целом, и дело «Яндекса» против Google, поданное в ФАС.
Позицию «Яндекса» поддержала пара ведущих. Инвестиционный менеджер ФРИИ Илья Королёв, также вступился за «Яндекс», посчитав, что российская компания полностью права в этой ситуации и что компании, которые работают в «российском правовом поле надо защищать».
Яндекс не собирается выпихивать кого-то с рынка, а наоборот хочет честной конкуренции, что позволяет в конечном итоге конечным пользователям, конечным пользователям создавать ту ценность, которой они ожидали. А иначе будет совершенно неправильное распределение сил.
В «Яндексе», представителем которого на секции выступил руководитель проекта Яндекс.Store Александр Зверев, считают, что договоры Google с мобильными производителями Prestigio, Explay, Fly противоречат законодательству, так как установка Google Play на устройствах Android подразумевает обязательную установку поиска Google по умолчанию и запрет установки Яндекса.
По словам Зверева единственное, чего хочет добиться российская компания, — заставить Google давать пользователям выбор поисковой машины. Зверев утверждает, что как только Apple дал возможность пользователям менять поиск, доля на устройствах компании Тима Кука подпрыгнула с 20% до 50%. Спрос на отечественный поиск есть.
Риск большого «Яндекса», заключает Зверев, в том, что весь интернет уходит на мобильные платформы, а с ним и поисковые запросы. Отключение Янедкса от «железа» автоматически отключает поисковик от статистики. В результате российской компании невозможно улучшать свои алгоритмы. То есть Google не конкурирует в истинном смысле, а убивает рынок. Если альтернативного поисковика просто нет на устройствах — Яндексу нечего разрабатывать и нечего предложить пользователю ни сегодня, ни в будущем — и Google остаётся один.
Говоря о монополии в зале вспомнили публикации Roem.ru о Яндекс.Такси (для ведущего Дмитрия Завалишина они выглядят «как заказные»).
Аудитория предложила Звереву аналогию. Сервисы подобные Яндекс.Такси — убивают рынок диспетчеров-такси на телефоне и рынок лакеев на рецепшене отелей. Из-за технологических изменений этим людям нечего предложить пользователю ни сегодня, ни в будущем.
В «Яндексе», однако, считают, что между примерами с такси и монополией по модели Google есть большая разница. Сервис Такси продолжает сотрудничать с таксопарками, так как «не хочет убивать их бизнес». Такая же ситуация, считают в «Яндексе», и с Яндекс.Маркетом — маржинальность в ритейле сократилась, однако сам бизнес остался. Судьбу телефонисток, этих устаревших посредников для заказа машин, зал не обсуждал.
«Плачем Ярославны» претензии «Яндекса» назвал менеджер по продукту Tizen OS в Samsung Russia Игорь Зуев и заявил, что не видит, где именно Google ущемляет права Яндекса. Зуев считает, что размещение поискового виджета на первом экране смартфона — лишь вопрос переговоров. Вопрос использования сервисов «Яндекса» на платформе Android не стоит, посчитал представитель Samsung и поинтересовался, в чём именно заключается недовольство «Яндекса».
Зверев привёл тот факт, что Google ни разу не фичерил сервисы «Яндекса», на что Зуев прокомментировал:
Откровенно говоря я вот с трудом представляю себе, чтобы Яндекс, разработав собственную операционную систему, вдруг начал фичерить поиск на ней, гугловый например.
Исторически подобные примеры есть на декстопе. В Яндекс поиске для браузера частью страниц уже много лет являются ссылки-запросы в альтернативный поисковик, ссылки в Google в том числе.
Представителей Google на дискуссии не было. Организаторы объяснили, что компания получала приглашения, однако подобрать спикера нельзя. Все сообщения представителей Google теперь рассматриваются в контексте европейского антимонопольного разбирательства. Оно начато на много лет раньше российского, но именно сейчас находится в достаточно активной фазе.